kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамотные пазлы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе мероприятия вместе с героями мультфильма "Уроки тётушки Совы", учащиеся собирают пазлы и  выполняют задания по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамотные пазлы"»

«Грамотные пазлы»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

для 3 класса

Цель: Закрепление в игровой форме знаний, полученных на уроках русского языка.

Задачи:

  • познакомить с толковыми словарями, их авторами.

  • рассказать об А.С Пушкине, его творчестве. Потренироваться в исправлении ошибок в тексте.

  • познакомить с крылатыми выражениями русского языка;

  • развивать логическое мышление, умение проверять орфограммы;

  • познакомить с русскими пословицами, их значениями;

  • вспомнить орфограмму «Правописание Ь – показателя мягкости», потренироваться в определении слов с Ь;

Оборудование:

  • Картинки героев мультфильма «Уроки тётушки Совы»;

  • Видео физкультминутка;

  • Пазлы с названиями на доску;

  • Название мероприятия на доску;

  • Листы с отрывками из сказки с ошибками;

  • Карточки с пропущенными орфограммами;

  • Карточки с пословицами;

  • Картинки с предметами для определения слов с Ь – показателем мягкости.


Ход мероприятия:

Организационный момент:

Учитель: Добрый день, ребята. К нам в гости пришли герои известного вам мультфильма. Отгадайте ребус и узнайте, кто поможет сегодня нам в нашей работе.

Слайд 1 Ребус сова

- Совы всегда считались мудрыми птицами. Именно поэтому в сказках, мультфильмах они помогают, подсказывают, учат чему то новому.


Постановка целей и задач мероприятия:

Учитель: Каждый из вас собирал пазлы. Я предлагаю вам собрать необычные пазлы, а грамотные. А поможет нам в этом мудрая тётушка сова.

Слайд 2 Видео «Приветствие мудрой тётушки совы»

- Назовите героев мультфильма о мудрой тётушке совы (Кот Яша, Кот Кеся, кошка Сима, пёс Буля).

- Сегодня эти герои помогут нам собирать грамотные пазлы.

Открывается название мероприятия.

На доске 6 пазлов разного цвета с написанными на них заданиями.

Учитель: Перед вами пазлы, которые надо собрать. Но для того, чтобы прочно скрепить детали, нужно выполнить задание пазла.

Ученики выбирают пазл, выполняют задание, соединяют части пазла.


Пазл: «Слова, слова, слова»

Учитель: Послушайте разговор ребят. Попробуйте проанализировать речевую ситуацию, определить, удачным ли было общение ребят.

Девочка: Егор, а что такое «дуэт»? 

Мальчик: Ну ... это когда поют. 

Девочка: Значит, дуэт - это праздник? 

Мальчик: Ну ... не обязательно, выступают люди, поют. Понятно? 

Девочка: Понятно. Дуэт - это артист, он на сцене поет. 

Мальчик: Да, нет, не всегда артисты и необязательно - на сцене, можно и дома. 

Девочка: Поняла, значит, дуэт - это музыкальный центр. 

Мальчик: Ну и бестолковая ты! Совсем меня запутала! Иди, лучше у учителя спроси. 

Учитель: Удачным ли было общение? Почему? Действительно ли девочка была бестолковой или здесь другая причина? (Мальчик не умеет правильно объяснять значение слова, давать ему определение). 

Как же быть, если нужно объяснить значение слова? (Обратиться к толковому словарю)

Слайд 3 Иллюстрации толковых словарей

Учитель: Толковый словарь – это словарь, содержащий слова с объяснением их значений.

Демонстрация толковых словарей.

- Составителями толковых словарей являются:

Слайд 4 Фотографии составителей словарей

Учитель: Сергей Иванович Ожегов - советский лингвист,  доктор филологических наук, профессор.

Дмитрий Николаевич Ушаков - русский и советский лингвист.

Владимир Иванович Даль - русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач, и другие учёные.

- Попробуйте определить по определению Д.Н. Ушакова, о каком слове идёт речь:

Низшее и среднее учебное заведение (Школа).

- Догадайтесь по определению С.И. Ожегова что это:

Произведение печати (в старину также рукописное) в виде переплетённых листов с каким-нибудь текстом (Книга)

- В толковом словаре В.И. Даля есть такое определение слова. Вещество, вставленное пруточками в деревянную трубочку, для черченья и рисованья. Догадайтесь, о каком слове идёт речь (Карандаш)

- Тётушка Сова решила составить свой толковый словарь, давайте поможем ей и дадим определение некоторым словам.

Ученики составляют определение слов УЧЕНИК, ТЕТРАДЬ, УЧЕБНИК. Читают определение.


Пазл: «Грамотные сказки»

Учитель: Какие вы знаете сказки? (Ответы детей)

- Сказки бывают народными и авторскими. Сегодня мы вспомним сказочника, без творчества которого невозможно представить русскую литературу.

- Вспомните, из каких сказок эти отрывки.

Слайд 5 Фото А.С. Пушкина, сказки автора.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

"Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна". (Сказка о царе Салтане)

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело. (Сказка о мёртвой царевне)

- Кто автор этих сказок? (А.С. Пушкин)

- Что вы знаете об А.С. Пушкине? (Ответы детей)

Учитель: А.С. Пушкин родился в дворянской семье в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Александр Сергеевич был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём няня Арина Радионовна, она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Александр Сергеевич записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения. На основе сказок, которые рассказывала ему Арина Радионовна, Пушкин создал свои сказки.

- Во времена А.С. Пушкина не было компьютеров, печатных машин, Александр Сергеевич писал свои сказки гусиным пером, макая его в чернильницу. Конечно, для того, чтобы писать стихи, сказки нужно быть очень грамотным человеком. Кот Яша читал сказку Пушкина про золотую рыбку и решил написать несколько строк по памяти. Но вот грамотность Яши «хромает». Давайте исправим ошибки, которые он допустил при написании строк сказки.

Воротился сторик ко старухе,
Рассказал ей великое чюдо:
"Я сегодня поймал было рыпку,
Золотую рыпку, не простую;
По-нашему говорила рыпка,
Дамой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалас:
Откупалась чем толко пожелаю
Не посмел я взят с неё выкуп;
Так пустил её всинее море".

Команды выполняют задание.

Слайд 6 Проверка


Пазл «Крылатые выражения»

Учитель: Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов

- Для чего нужны нам фразеологизмы? (Они делают нашу речь выразительной, эмоциональной, яркой)

- Объясните значение фразеологизмов:

  • Наврать с три короба (наговорить неправду).

  • Зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда).

  • Как курица лапой (писать небрежно и неразборчиво, так что нельзя понять).

  • Спустя рукава (относиться к делу неохотно, работать кое-как).

  • Льёт как из ведра (очень сильным потоком, струями о проливном дожде).

- На уроки к тётушке Сове ходили много учеников из волшебного леса. Вот и сегодня пришли звери и птицы. Каждого своего ученику тётушка решила угостить, и проверить как вы знаете крылатые выражения русского языка. У каждой команды угощение для учеников. На них написаны начало фразеологизмов. Вы должны правильно вручить угощение, собрав при этом фразеологизм, попробовать объяснить когда так говорят.

На доске животные. У команд картинки с угощениями, на которых написаны части фразеологизмов. Команды, посовещавшись, собирают фразеологизм, прикрепить угощение к животному, о котором говориться в крылатом выражении.

  • Не гони лошадей (Не торопись);

  • Тянуть кота за хвост. ак говорят о человеке, затягивающем выполнение дела или медлящего с ответом на заданный вопрос);

  • Смотреть, как баран на новые ворота. (Рассматривать что-то с глупым видом);

  • Ежу понятно (О чем-то понятном и очевидном);

  • Когда рак на горе свистнет (О событии, которое произойдет неизвестно когда, в неопределенный момент времени или вообще никогда не произойдет. Известно, что раки свистеть не могут);

  • Погнаться за двумя зайцами (О ситуации, когда человек пытается делать несколько дел одновременно и, в результате, не может закончить ни одно из них);

  • Свинью подложить (Устроить кому-либо неприятность, напакостить);

  • Голодный как волк (Когда человек очень голодный);

  • Белая ворона (Когда человек отличается от окружающих).


Физкультминутка

Учитель: Мы сложили уже 3 пазла. Предлагаю вам отдохнуть вместе с нашими героями.

Слайд 7 Видео физкультминутка


Пазл «Загадаем вам загадки…»

- Кот Кеся очень любит загадывать загадки. Вот и сегодня он приготовил их для вас. Давайте их отгадаем. После отгадывания запишите первую букву отгадки.

Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)


Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идёшь со мной,

Я повисну за спиной. (Рюкзак)


Играть умеет он и «форте», и «пиано»,

За это назвали его ... (Фортепиано)


В синем небе,

Как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека

Как зовут их?… (Облака)

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь. (Гармонь)


Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?... (Рояль)


Я ягода большая, в конце лета спелая.

И на бахче росла я, а в августе созрела я.

Снаружи я зеленая,

Внутри, конечно, красная,

И вовсе не соленая, а очень-очень сладкая (Арбуз)


Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрёшка)


Кинешь в речку — не утонет,

Бьёшь о стенку — он не стонет,

Будешь оземь кидать — станет кверху летать. (Мяч)


Я с окошками, как дом.

Есть колеса в доме том.

Домик мой катается,

В нем двери открываются. (Автобус)


- Какое слово вас получилось? (Орфограмма)

- Что такое орфограмма? (Место в слове, которое можно проверить или нужно запомнить)

- Какие орфограммы мы с вами знаем?

- Какие орфограммы требуют проверки?

- Кеся хочет проверить - как вы умеете проверять орфограммы и подбирать проверочные слов. Я показываю слово с пропущенной орфограммой, вы называете проверочное слово и пропущенную букву.

ВАРЕ…КА

Л…ТАТЬ

СТР…ЛА

СНЕ…

УТЮ…

МОРО…

ЦВ…ТНОЙ

МЕДВЕ…Ь

Команды выполняют задание.


Пазл « Русские пословицы»

Учитель: Пословица - форма народного поэтического творчества, несущее в себе поучительную мысль. Пословицы и поговорки заменяют в речи слова, выражения, учат, направляют на правильную дорогу.

- Кошка Сима знает много русских пословиц. Давайте и мы с вами их узнаем, определив их значение. У вас на столах лежат пословицы и поговорки, я говорю ситуацию, когда можно в речи использовать эту пословицу или её значение. Ваша задача её определить.

  • Эта пословица говорит о том, что нельзя не подумав говорить что-то. (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь).

  • Эта пословица уместна тогда, когда для того чтобы что –то узнать, нужно спросить. (Язык до Киева доведёт).

  • Эта пословица говорит о том, что не нужно гнаться за недостижимыми целями, а лучше осуществлять то, чего можешь достичь. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).

  • Эту пословицу можно употребить тогда, когда окружающие идут в разные стороны, делают что-то по-разному. ( Кто в лес, кто по дрова).

  • Эту пословицу говорят в ситуации, когда какой-то работы очень много и страшно её начинать, но всё таки нужно делать. (Глаза боятся, а руки делают).

  • Эта пословица говорит о том, что лучше делать работу медленно, не торопясь. (Тише едешь — дальше будешь).


Пазл «В гости к…»

Учитель: Сколько в русском алфавите букв? (33)

- На какие группы можно разделить все буквы русского языка? (Гласные, согласные, буквы, которые не дают звука)

- Сегодня одна из букв решила собрать гостей. Что это за буква, отгадайте.

Эта буква – хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- О какой букве идёт речь? (Ь)

- Каким бывает Ь (Разделительным и показателем мягкости).

- Мягкий знак решил пригласить в гости слова. Пёс Буля решил помочь ему составить список тех, кого позвать. Давайте поможем ему. У вас на столах лежат картинки. Вы должны в список включить только те, в названии которых есть Ь – показатель мягкости.

Картинки раздаются на 3 ряда. Ученики прикрепляют на доску картинки, в названии которых есть Ь – показатель мягкости.

(пень, апельсин, ручка, календарь, часы, цветок, змея, олень, коньки, мальчик, лиса, лось, книга, гусь, цветок, альбом, ель)

Команды выполняют задание.


Итог мероприятия:

Учитель: Посмотрите, у нас получилось собрать пазлы, а помогли нам знания о русском языке.

- Вспомните, как называются словари, где можно посмотреть толкование или значение слов? (Толковые)

- О каком сказочнике мы говорили? Что вы про него узнали?

- Как называются устойчивые выражения русского языка? (Фразеологизмы)

- Какие фразеологизмы вы запомнили?

- Кто помог нам в нашей работе? (Тётушка Сова)

Слайд 8 Видео Прощание Тётушки Совы


Рефлексия

Учитель: Знания по любому предмету оцениваются отметками. Оцените свою работу на сегодняшнем мероприятии.

Ученики прикрепляю на доску отметку.


Источники информации:

  • https://madamelavie.ru/frazeologizmy/frazeologizmy_pro_zhivotnyh/

  • https://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/detskie-zagadki/zagadki-dlja-detei-7-let-s-otvetami-1808.html

  • https://nukadeti.ru/poslovicy/o-russkom-yazyke

  • https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=RKq0Jtn6-jI&feature=emb_logo

  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/06/26/urok-russkogo-yazyka-2-klass-tolkovyy-slovar

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/

  • https://infourok.ru/beseda-dlya-mladshey-gruppi-znakomstvo-s-as-pushkinim-i-ego-tvorchestvom-3788586.html

  • https://urok.1sept.ru/articles/653282








9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамотные пазлы"

Автор: Прохорова Екатерина Николаевна

Дата: 23.03.2021

Номер свидетельства: 576477

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства