Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Лингводилижанс"»
Внеклассное мероприятие в 6 классе
«Лингводилижанс»
Цель: прививать учащимся любовь к родному языку, в игровой форме и на интересном материале показать детям богатство русского языка.
Форма проведения: игровая(путешествие на лингводилижансе по стране «Лингвистике»).
Станции: 1) посёлок Диалект;
2)село Краснословие;
3)остановка Ономастика;
4)город Фразеологизм;
5)деревня Подумайкино.
Оборудование: 1) карта страны «Лингвистики»;
2) « проездные билеты» (карточки за правильные ответы);
3) карточки – термины.
Карточки – термины:
1.Топонимы – географические названия.
2.Антропонимы – собственные имена, относящиеся к людям.
3.Хрононимы – собственные имена отрезков времени (8 Марта, День Победы, Новый год и т.д.).
4.Ойконимы – названия населённых пунктов.
5.Урбанонимы – названия улиц, музеев, площадей.
6.Зоонимы – клички животных.
Эпиграф:
Человек через слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природы ключ.
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слов всех и действиев пружина.
Г.Р.Державин
Ход мероприятия:
Ведущий – экскурсовод: Сегодня мы совершим очень интересное путешествие по самым отдалённым населённым пунктам страны «Лингвистики». Мы побываем в посёлке Диалекте, селе Краснословии, городе Фразеологизме, деревне Подумайкино и на остановке Ономастике. Весь путь на нашем лингводилижансе смогут пройти самые умные и сообразительные. После посещения каждого пункта наиболее грамотные и подготовленные получат проездные билеты для того, чтобы путешествовать по лингвистике постоянно. Это и будут наши победители.
Итак, мы отправляемся! Наш дилижанс приближается к посёлку Диалект.
Ученик:
Не собирал я редкие словечки,
Но звук родной всегда в душе живёт.
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
Такого слова не было и нет,
В нём пенье струй я слышу родниковых,
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты,
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
Твердя стихи поэтов наизусть.
Ведущий – экскурсовод: Есть такая русская пословица: «Что ни село, то говор». В каждой местности, где существует русский язык, живёт свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор, диалект.
Я предлагаю посоревноваться в знании диалектов русского языка. Я называю известное всем слово, а вы скажете нам его диалектный вариант. Итак, начали:
Говорить – баять, балакать, гутарить, сказывать.
Дом – изба, хоромы, хата, курень.
Дорога – большак, тракт, зимняк, стёжка и т.д.
Ведущий – экскурсовод: Молодцы, ребята! Вы неплохо знаете диалектные слова. Конечно, это только малая их часть. Но наш лингводилижанс уже снова в пути, и совсем скоро нас ждёт новая остановка. А вот и она. Ух, да это же село Краснословие! Остановимся? Конечно. Тогда вперёд.
Ведущий – экскурсовод: На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, считалках, скороговорках, песнях, играх. «Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечного будущего. Оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло.
Ведущий – экскурсовод: Краснословцы, вы готовы показать свои знания? Хорошо, что готовы. Задания вам такие:
Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.
(Верному другу цены нет. Для дружбы нет расстояний. Друга за деньги не купишь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Неверный друг опаснее врага.)
2.Объясните поговорки: Душа в пятки ушла(испугался).
Своя рука – владыка(хозяин).
Будь как дома(свобода, раскованность).
У лжи короткие ноги(всё выйдет наружу).
Ведущий – экскурсовод: Вижу, с малыми жанрами вы хорошо знакомы, а как с такими, например, как былины?
Объясните, что такое былины? (Жанр русского фольклора, героическо – патриотическая песня – сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси 9-13 века).
Назовите имя православного русского богатыря, который дважды одержал победу в схватках с огненным змеем? (Добрыня Никитич).
Кто из русских богатырей 30 лет не мог ходить и сидел дома? (илья Муромец).
Ведущий – экскурсовод: Если вы любите повеселиться, то наверняка хорошо знаете шутки, прибаутки, песни. Я буду зачитывать вам начало старинных обрядовых песен, а вы заканчивайте строку:
*Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь…(поделиться)?
*Радуга – дуга, не давай дождя, давай…(солнышка – колоколнышка).
*Коси, коса, пока роса. Роса долой, косец…(домой).
*Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашёл, сам заплакал и …(пошёл).
Ведущий – экскурсовод: Смотрите, мы подъезжаем к очень интересному месту. Оно называется остановка Ономастика. Здесь речь пойдёт об именах и фамилиях людей, так как именно их изучает ономастика.
Что такое фамилия? (Общее имя всех членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях).
Фамилии образовывались по-разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца, Донской жил на Дону. А как появились фамилии Татаринов и Свистунов?
Есть в русском языке слова-перевёртыши; назовите имена, которые одинаково читаются слева - направо и справа – налево. (Анна, Алла, Тит).
Вспомните имя красавца-юноши из греческой мифологии, наказанного богиней Афродитой за излишнюю любовь к себе. (Нарцисс).
Как была образована кличка собаки Герасима Муму? (Герасим немой, мычал).
Ведущий – экскурсовод: А что такое впереди? Неприступные стены, высокие башни, городские ворота закрыты. Наверное, мы должны ответить на несколько вопросов, чтобы попасть в город Фразеологизм. Да вот и задание. Я буду читать строки из литературных произведений, а ваша задача: найти фразеологизм и объяснить его.
«Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?» (Чуть не убил, очень опасен).
«Слушай! Честное слово, все с тобой согласны. Но…придержи язык». (Помолчи).
«Григорий Иванович рассказал всё, что случилось. Лиза не верила своим ушам». (Удивлялась).
«Все требуют машин, а у него их всего-то кот наплакал». (Мало).
«Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять». (Лениться).
«Они отправились туда, куда Макар телят не гонял» (Очень далеко).
Ведущий – экскурсовод: Вот мы добрались до деревни Подумайкино. Язык разум открывает. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает. Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и могуч! В нашем конкурсе и в ваших ответах мы увидим, надеюсь, необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка. Итак, вперёд!
Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а).
В языке разных народов очень много заимствованных слов. Из какого языка к нам пришло слово «Футбол» и почему оно так называется, как образовано? (Из английского языка, от слов «нога» и «мяч»).
Почему в русском языке только 33 буквы, а звуков 42? (Так как согласных звуков – 36, а букв – 21; гласных звуков – 6, а букв – 10).
Внимание! Вы знаете, что омонимы – это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. Я назову значение одного из омонимов, а вы должны угадать, что лежит в ящике.
*Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое красивое название – хрустальный ключ. (В ящике – ключ от замка).
*Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером. (В ящике – репчатый лук).
Ведущий – экскурсовод: Итак, подошло к концу наше путешествие в Лингводилижансе. Зто путешествие можно закончить замечательными поэтическими строками:
На столе моём книги – много радостных книг!
Их открыл мне учитель – мудрый русский язык.
Он к сокровищам знаний – ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром я на том языке.
Ведущий – экскурсовод: Итак, наш язык очень богат, так же, как и другие языки мира. Но очень часто мы засоряем его варваризмами, вульгаризмами, жаргонными словечками. Порой нам даже с русского языка требуется перевод, чтобы понять смысл услышанного. Хотелось бы слышать понятные русские слова вместо жаргонных «клёво», «классно», «прикол» и т.д. Надеюсь, у вас этих слов в языке нет. Ведь мы с успехом добрались на нашем лингводилижансе до 6 класса и теперь отправимся дальше и дальше.
Подведение итогов: вручение Почётных проездных билетовтем, кто получил больше фишек за правильные ответы.