«Внедрение новых методов и приемов в организацию образовательной деятельности в основной школе: технологии визуализации информации на уроках русского языка»
«Внедрение новых методов и приемов в организацию образовательной деятельности в основной школе: технологии визуализации информации на уроках русского языка»
В докладе рассматираваются методы и приёмы организации образовательного процесса на уроке русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Внедрение новых методов и приемов в организацию образовательной деятельности в основной школе: технологии визуализации информации на уроках русского языка»»
«Внедрение новых методов и приемов в организацию образовательной деятельности в основной школе: технологии визуализации информации на уроках русского языка»
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдём
у наших детей завтра.
Дж. Дьюи
Задача современного педагога – обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе.
Слово «визуализация» происходит от латинского visualis — воспринимаемый зрительно, наглядный. Необходимость визуализации информации на современном уроке русского языка обуславливается тем, что у нынешних учащихся, живущих в информационном обществе, формируется так называемое «клиповое мышление», т. е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, так как позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.
Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свёртывать и развёртывать информацию.
Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, тренажеры и т.д. С развитием компьютерных технологий появляются и новые средства визуализации: скрайбинг (искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит в реальном времени параллельно с докладом говорящего), инфографика, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, диаграмма Венна, кроссенс, скетч –технологии. Их задача - представить и структурировать основной учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.
Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких педагогических технологиях визуализации информации,
Скрайбинг (искусство отражать свою речь в рисунках, процесс происходит в реальном времени параллельно с докладом говорящего). Считается, что скрайбинг изобрёл британский художник Эндрю Парк для организации, занимающейся популяризацией научных знаний. Речь выступающего иллюстрируется "на лету". Получается, как бы "эффект параллельного следования", когда мы слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах. Создатели скрайбинга используют различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), схемы и диаграммы. В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Если рисунки подобраны в меру и правильно, это не составит особого труда.
Скетч –технология - развивает у обучающихся воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях. Использование метода скетча дает учителю повышение качества обученности и уровня мотивации на уроках. развивает у обучающихся воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях. Использование метода скетча дает учителю повышение качества обученности и уровня мотивации на уроках. Этот простой способ часто помогает тем, кто считает, что не умеет рисовать, но хочет добавить рисунки в свои скетчи. Ведь в скетчах самое главное правильно передать мысль. Сила рисунка в другом – мы переносим на бумагу не плоские копии предметов, а свои мысли, чувства, эмоции, свое видение мира. И именно в этом смысле рисунок не может быть неправильным.
Интеллект-карта, или ментальная карта - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. Методика построения интеллект-карт очень проста:
В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы
Сервис по создания интеллект –карт «SpiderScribe.net»
Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов. Кроссенс, впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
Кроссенс представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам.
Применять кроссенс можно на различных этапах урока. При создании кроссенса нужно определить общую тему, выбрать 9 изображений, имеющих отношение к теме, найти между ними связь и поместить ключевое изображение в центр.
Давайте посмотрим, каким образом действует технология кроссенс на уроках. Попробуйте определить тему урока. Тема урока – Пушкин.
Таким же образом можно создать кроссенс для урока русского языка. Кроссенс (фразеологизмы).
И ещё один кроссенс для урока русского языка. Попробуйте определить тему урока.
Облако слов - эта форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Основой составления облака слов является подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.
Сервис по созданию облака слов: http://облакослов.рф/oblako/
Диаграмма Венна – это прием, который стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.
Сервис по созданию диаграмм Венна https://www.canva.com/design
Схема «Рыбий скелет» (фишбоун) – это приём, который направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать критическое мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
- ранжировать факторы по степени их значимости.
Сервис по созданию диаграмм Ишикавы https://www.canva.com/design
Таким образом, перечисленные выше техники визуализации можно использовать на различных этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе, а также при подготовке к экзаменам, кроме этого визуализация применяется в групповых, коллективных и индивидуальных формах организации работы на уроке. Нестандартно подготовленные задания позволяют поддерживать активность класса и интерес обучающихся к предмету.
В заключение хочется подчеркнуть, что применение визуальных технологий на урокахимеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.