kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Викторина "Лингвистический турнир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для проведения внеаудиторного занятия по русскому языку 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Лингвистический турнир"»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»















Викторина

«Лингвистический турнир»





Подготовила: Попова С.В.,

преподаватель русского языка

с методикой преподавания













2016



  1. В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
    Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
    Витать в мире мечтаний (перен.).
    Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»?


Ответ:

Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова.


2. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть.

Ответ:

Современное членение

Историческое членение

упрек - ǿ

у-прек-ъ (корень тот же, что в словах перч-ить, по-перек; неполногласный вариант; прек-о-словить, во-прек-и)

обыч-н-ый

о-быч-н-ый ‹ об-выч-н-ый (корень тот же, что и в словах при-выч-к-а, на-вык)

страсть-ǿ

страс-т-ь ‹страд-т-ь ( корень тот же, что и в слове страд-а-ть



3. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: 1) В словах, производных от топить (1) – мы наблюдаем чередование о/е (ср. тепло), а в производных от топить (2) – такого нет (затопить, топляк, утопленник). Значит, это разные корни и разные глаголы. 2) Значения у обоих глаголов не сводимы к какому-то общему; это тоже не дает основание говорить о расхождении значений одного слова.

4. Восстановите пропущенные фрагменты отрывка из статьи Энциклопедического словаря юного филолога.

В ____ веке трудами братьев __________________ и _____________________ был создан первый славянский литературный язык – _____________________________________ В его основе лежал диалект _____________________________________________________, на нем были сделаны переводы с __________________________ языка ряда___________________________________   и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в __________________________________________________________ , а затем распространился у ___________________________________. С _____________ века он начинает бытовать у ______________________________________.  Ученые называют его ______________________________ или ____________________________________. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - _____________________________  и ___________________________________.

 

Ответ.

В IX веке трудами братьев Кирилла и Мефодия был создан первый славянский литературный язык – старославянский. В его основе лежал диалект солунских славян (македонский диалект болгарского языка// один из южнославянских диалектов) , на нем были сделаны переводы с греческого языка ряда церковных и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в Великой Моравии//западнославянской среде(землях), а затем распространился у южных славян. С X века он начинает бытовать у восточных славян. Ученые называют его церковнославянским или древнестарославянским. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - глаголической и кириллической.



5. Какой лексико-грамматической функцией объединены  приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?

Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

Ответ

  1. Это слова-цветообозначения.

  2. Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.

  3. Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.



6. Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.

Ответ.

1. Это этимологически родственные слова.

2. Возможный комментарий: поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, этимологическим (исходным) корнем  для обоих слов является корень –*rod-; однокоренными к данным словам являются соответственно  rodzina  (семья), r?d (род), rjdzi (родить)  и  родина, родить(ся), род, родственник, родной, урожай,  объединенные общим значением  «рождение, появление на свет».



7. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков).

Ответ.

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.



8. Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Ответ.

  1. Битый час – целый час.

  2. Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».

9. Фитоним, гидроним, топоним, антропоним… Что означают эти лингвистические термины? Какими словами можно продолжить этот  ряд?

Ответ.

  1. Во всех приведённых словах есть общий корень -оним (греч. onyma – имя) и

соответственно фито- (греч. phyton - растение);  гидро- (греч. hydriaтопо- (греч. topos – место, местность); антропо- (греч. anthr?pos - человек). Поэтому фитоним – это название растений,  гидроним – название водоёмов, топоним – название местности (города или другого населённого пункта), антропоним – имя лица.

синоним, антоним, омоним, пароним, гипероним, гипоним, агноним.



10. Какие слова могут иметь такие формы: полки, полками? Запишите их начальную(ые) форму(ы).

Ответ.

  1. Полк

  2. Полка

  3. Полка (от пола)

  4. Полка (от полоть)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Викторина "Лингвистический турнир"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373422

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Викторина  по английскому языку «Лингвистический марафон». "
    ["seo_title"] => string(59) "viktorina-po-anghliiskomu-iazyku-linghvistichieskii-marafon"
    ["file_id"] => string(6) "193767"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427694421"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Презентация "Лингвистический турнир" "
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-linghvistichieskii-turnir"
    ["file_id"] => string(6) "100527"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402383098"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья о проведении мероприятия посвященный дню языков "
    ["seo_title"] => string(67) "stat-ia-o-proviedienii-mieropriiatiia-posviashchiennyi-dniu-iazykov"
    ["file_id"] => string(6) "234539"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443461842"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методический семинар "Как прекрасен наш богатый и могучий язык !" "
    ["seo_title"] => string(72) "mietodichieskii-sieminar-kak-priekrasien-nash-boghatyi-i-moghuchii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "240072"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444927184"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План предметной недели языков (казахского, русского, английского) с 25-29 апреля  2016 г"
    ["seo_title"] => string(84) "planpriedmietnoiniedieliiazykovkazakhskoghorusskoghoanghliiskoghos2529aprielia2016gh"
    ["file_id"] => string(6) "330172"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1464139904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства