Правила игры: 1.Играющие делятся на команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда. 2.Среди секторов игрового квадрата есть: - счастливый случай (за правильный ответ команда получает сразу 3 жетона); - Бермудский треугольник (блиц из трех вопросов); SOS - команда может воспользоваться помощью болельщиков; - чёрный сектор (переход хода, команда лишается одного жетона). 3.По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов. 4.Игровое поле разделено на 36 секторов разных цветов: -5 зеленых секторов – «Словообразование» -5 голубых секторов – «Фонетика и графика» -5 синих секторов – «Морфология» -5 желтых секторов – «Орфография» -5 красных секторов – «Лексика» -5 белых секторов – «Фразеология» -5 оранжевых секторов – «Синтаксис и пунктуация» -1 черный сектор Вопросы и задания по секторам. «Зеленый сектор» (Словообразование) 4.SOS Игра «Рассыпанные слоги». Это было в воскресенье У слона на дне рожденья. Гости пели, веселились, В хороводе так кружились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять, Помоги гостей собрать. АН-ЛО-ТИ-ПА-ДИ-КО-ДИЛ, КО-КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-РИЛ, КО-МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ, ГО-ЛА-БРА-БРАЗ-ЖИ! (Ответ: к слону пришли: антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, кобра). 8. Приставка такая же, как в слове полет, Корень такой же, как в слове дарить, Суффикс такой же, как в слове дружок, Окончание такое же, как в слове лес. (Ответ: подарок) 24. Блиц. Как называются жители: •Архангельска, •Бугуруслана •Пенза. (Ответ: архангельцы, бугурусланцы, пензенцы) 27. К какой части слова относится разделительный твёрдый знак? К приставке. К корню. 35. Укажи часть слова, без которой не может существовать слово: 1.Приставка 2.Корень 3.Суффикс 4.Окончание «Голубой сектор» (Фонетика и графика) 2. Как правильно? 1.Мы слышим и произносим… А) Буквы Б) Звуки 2. Звуки [а], [о],[и],[э],[у],[ы] – это А) Согласные Б) Гласные 15.С глухим согласным траву она срезает Со звонким – листья объедает. (Ответ: Коса – коза.) 18. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных? (Ответ: В русском языке больше слов, начинающихся с согласных звуков.) 26. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Ответ: азбука) 36. Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл? На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог. И. Соколов-Микитов (Ответ: На путях я вижу со´рок Резво скачущих соро´к. Этот вид мне очень до´рог Средь неведомых доро´г.) «Синий сектор» (Морфология) 9. Корень тот же, что и в слове сказка. Суффикс тот же, что и в слове извозчик. Приставка та же, что и в слове расход. (Ответ: рассказчик) 13. Корень из слова школа, Приставка из слова пришёл, Суффикс взят от слова зеленый, Окончание от слова весёлый. (Ответ: пришкольный) 16. Найдите сочетание слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде: белый лебедь зимняя пальто яркая радуга высокие горы новая шампунь красивая картина зубной врач строгая учитель 28. Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные. (Ответ: С. Маршак «Двенадцать месяцев», А.Дюма «Три мушкетера», М.Ю. Лермонтов «Три пальмы», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трех» и др.) 32. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Ответ: я – мы) «Желтый сектор» (Орфография) 7. Замените следующие словосочетания одним словом: -больничный лист, -вид городского транспорта, -популярная игра на льду. (Ответ: бюллетень, троллейбус, хоккей) 11. Назовите имена, которые пишутся с удвоенными согласными. (Ответ: Анна, Алла, Нелля, Римма, Эмма, Инна, Филипп, Геннадий, Кирилл) 20. Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращусь я в конфету. (Ответ: и´рис – ири´с) 29. Найдите слова, которые следует писать с большой буквы: яблоко москва дмитрий загадка вечер волга волшебник сидоров 31. Укажите три названия растений, содержащие собственные имена людей. (Ответ: Иван-да-Марья, Иван-чай, Ванька-мокрый, Лилия, Нарцисс, Роза, Маргаритка) «Красный сектор» (Лексика) 1.Блиц. Найдите омонимы: (Омонимы — это слова, совпадающие по звучанию и написанию, но имеющие разные значения: (среда (обитания) — среда (день недели)); -Он же ребёнок! (Ответ: Он жеребёнок!) -Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости? (Ответ: хлеб с ухой.) 6.Задача-шутка. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква И. (Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.) 19. Задача-шутка. Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы: ЧЕМПИОН, СТРЯПУХА, ГРЕЧКА - Какой цветок ВРУЧИЛИ ЧЕМПИОНУ? - Какое блюдо приготовила стряпуха? - Как называется водный поток, у которого растет гречка? 22. Устраните речевые недочеты и ошибки в следующих предложениях: -У девочки были коричневые глаза. -Я вынула книгу из сумки и положила ее на стол. (Ответ: У девочки коричневые глаза. Я достала книгу из сумки и положила ее на стол.) 33. SOS. Расставьте в алфавитном порядке слова: Метр, час, минута, оранжевый, желтый, яблоко, кинотеатр, киноактер, арбуз, вагон. (Ответ: арбуз, вагон, желтый, киноактер, кинотеатр, метр, минута, оранжевый, час, яблоко). «Белый сектор» (Фразеология) 3.Есть ли ноги у газеты, книги? (Ответ. Есть, когда говорят, что взял книгу (газету) вверх ногами.) 5.В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (Ответ: ясно, как дважды два четыре.) 10. Определить значение данных фразеологизмов: Плевать в потолок, палец о палец не ударить, сидеть сложа руки. (О ленивом человеке). 12. Вставьте фразеологизмы числа: на все …стороны, знать как свои … пальцев, заблудиться в … соснах, … пятниц на неделе. 25. Блиц. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. -О том, кто часто меняет свои решения. (Отве: У него семь пятниц на неделе.) -О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. (Ответ: Фома неверующий.) О болтливом человеке. (Ответ: У него язык без костей.) Оранжевый сектор (Синтаксис и пунктуация) 14. Разгадайте способ шифровки. Запишите получившееся предложение. (Ответ: В комнате, куда я вошёл, было темно.) 17. Найдите ошибки в схемах: [O и О]. _____ ===== и ____ === [O a O]. [O, O]. (Ответ: [O, a O]. 21. SOS. Найдите предложение с неправильным знаком препинания на конце: - Мы с друзьями входим в лес после дождя. - А где же ягоды. -До чего же здесь много грибов! 30. Отгадайте пословицу по двум словам: дело – потеха. (Ответ. Делу время, а потехе час.) 34. Прочитайте текст быстро, осмысленно и выразительно. Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной. (Ответ: Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной! |