Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытия Недели Русского языка.»
Сценарий открытия Недели Русского языка и литературы
(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)
Королева Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.
("Грустные вести" А. Шибаев )
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
"Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Королева Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь - ка правила учить…
Королева Орфография: Да-да , пойду его лечить.
Заставлю правила учить!
Придворный (вбегая): Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный )
Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону) - Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: Ну,Федя.
Королева:Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя: Да не нуфедя я, а Федя ! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат слуги.)
Королева:Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…
Королева: Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и тащат его в сторону)
Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно
(предложение написано на экране)
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.
Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников)
Королева И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.
А мы сегодня собрались здесь с вами, чтобы открыть в нашей школе неделю русского языка и литературы. На правах Королевы Пунктуации разрешите неделю считать открытой.
Выходят чтецы.
1-й: «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
2-й: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.
4-й: Язык национальной гордости и достоинства!
1-й:Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
2-й: Известные мастера русского слова и литературы М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
Викторина по литературе для учащихся 8,9 классов
Викторина разработана с учетом возрастных особенностей учащихся 8,9 классов. Так как концепция викторины подразумевает самостоятельное изучение художественных произведений с опережением, то и материалы даны и из программы 9 класса. Рекомендуется для учителей литературы, классных руководителей. 1. Откуда эти строки? 1) «Почтмейстер ...тоже добрый человек...» («Ревизор») 2) «Терпи, козак, - атаманом будешь!» («Тарас Бульба») 3) «Ну, мой верный слуга! Я твоей беде, Твоему горю пособить постараюся» («Песня про купца Калашникова») 4) «Тяжко, братья, голове без плеч, Горько телу, коль оно безглаво» («Слово о полку Игореве») 5) Науки юношей питают, Отраду старым подают...» («Ода на день восшествия...Елизаветы Петровны») 6) «Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире...» («Недоросль») 7) «Ты в ответе за тех, кого приручил» («Маленький принц») 8) «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград») 9) «И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» («Я помню чудное мгновенье») 10) «Однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту...» («Муму») 2. «Говорящие фамилии». -Скотинин («Недоросль» Фонвизина) -Коробочка («Мертвые души» Гоголя) -Сквозник-Дмухановский («Ревизор» Гоголя) -Софья («Горе от ума» Грибоедова) -Очумелов («Хамелеон» Чехова) -Кирибеевич («Песня про купца Калашникова» Лермонтова) -Каин («Библия») -Левко («Майская ночь...» Гоголя) -Минский («Станционный смотритель» Пушкина) -Голокопытенко («Тарас Бульба» Гоголя) 3.«Эпиграф много говорит...» 1) «Береги платье снову, а честь смолоду» («Капитанская дочка» Пушкин) 2) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» («Ревизор» Гоголь) 3) «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!» («Барышня-крестьянка» Пушкин) 4) «-Кто строил эту дорогу? - Князь Петр Андреич Клейнмихель, душенька» («Железная дорога» Некрасов) 5) «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор» («Станционный смотритель» Пушкин) 6) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» («Мцыри» Лермонтов) 7) Вдруг метелица кругом, Снег валит клоками» («Метель» Пушкин) Данный вид работы активизирует познавательную деятельность учащихся, расширяет кругозор.