Просмотр содержимого документа
«Сценарий лингвистического мероприятия, посвященного В. И. Далю»
На сцене появляется __Рома________со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Кристина________ и ___Максим_______ с тетрадками в руках.
Инсценировка 1.
МАКС__. Рома, привет! Что это ты так нагрузился?
РОМА___. Да Анжела Федоровна задание дала - написать творческую работу о словаре Даля.
КРИСТИНА. Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости!...»
РОМА__. А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.
МАКС_____. Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов,
РОМА____ Странно... Что же вы в таком случае в своих работах написали?
МАКС______{открывает тетрадь). В толковом словаре В. И. Даля собрано 200 тысяч слов. Они расположены в алфавитном порядке, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.
КРИСТИ_____И у меня то же самое. Только я ещё написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: « В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват в поднебесье ушёл» (печь, огонь, дым).
МАКС_____. Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.
РОМА___Говоришь, как кошка с котятами?... А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?
КРИСТИ_____ (смеётся). Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает!
МАКС____. Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.
РОМА_____. А всё-таки?...
МАКС__ (растягивает слова). Кошка - это домашнее животное.
РОМА_____. И только?
КРИСТИ_____. А что же ещё?
РОМА___. А ведь Владимир Иванович Даль даёт девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плётка с несколькими хвостами, коса на взморье, или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.
МАКС____ (задумчиво). Да... А что там ещё про эту кошку?
РОМА_____.
Тут и загадка про кошку есть: «Белая кошка лезет в окошко»? (Андрей и Наташа молчат). Свет! Вот ещё одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех»?
ВМЕСТЕ - Три!
МАКС_____. Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдём - давай лучше работу переписывать.
КРИСТИ____. РОМА, а что ты ещё о Дале знаешь? (уходят и разговаривают)
Музыка
Выходят ведущие(двое)
В1 Добрый день, уважаемые гости! Сегодняшнее внеклассное мероприятие называется"Родные россыпи жемчужин". Посвящено удивительному человеку, посвятившему всю свою жизнь великому русскому языку - Владимиру Ивановичу Далю, для которого каждое слово – жемчужина.
В2 Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова... был лексикографом. Обратите внимание на экран, лексикограф это ученый, который занимается составлением словарей. Этот труд до сих пор остается непревзойденным. За этот словарь Даль был удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почетного академика.
В1 22 ноября исполнилось 215 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля.
В2 спрашивает у В1 А что ребята знают об этом удивительном человеке?
В1 Давай дадим им слово
В2 А наши зрители внимательно послушают и в конце ответят на вопросы викторины, и самый внимательный получит приз. А также во время игры будут проводиться игры со зрителями, и самые активные зрители будут получать вот такие житоны (показывает) которые в конце игры можно будет обменять на призы или хорошие отметки по русскому языку или литературе.
Презентация и выступление детей
Даль родился в ноябре 1801 года в Луганске в интеллигентной семье. Отец родился в Дании, мать была немкой. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. И отсюда и началось его увлечение – собирание слов, их значений, которое продолжалось почти всю жизнь.
В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет. Подружился с выдающимся русским хирургом Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.
К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю верблюда для перевозки груза.
В 1831 году Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. И тут он поступил как опытный инженер. Даль построил мост-переправу через реку Вислу - из пустых бочек, лодок. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу. За этот подвиг царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом.
С 1833 года по 1859 Даль был чиновником в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с Жуковским, Крыловым, Гоголем, Одоевским, Пушкиным. Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”.
Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.
Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200 000 слов.
Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.
На родине Даля в городе Луганске в честь его названа улица. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни.
В2 говорит В1 вот видишь какие ребята молодцы! сколько много они знают!
В1 Давай предложим ребятам свои знания проверить в интеллектуальной игре по русскому языку.
В2 приглашаем команды занять свои места
В1 команды на месте, а кто же будет оценивать наш конкурс?
В2 приглашаем в жюри……….. В1 каждый конкурс оценивается в 1 балл, итоги озвучиваются после каждого конкурса.
В2 итак, первый конкурс – домашнее задание, каждая команда представляет свое название, девиз, эмблему.
В1 –первая команда «Слова» (ВЫСТУПАЕТ ПЕРВАЯ КОМАНДА)
В1 вторая команда «Сказки»
(ВЫСТУПАЕТ ВТОРАЯ КОМАНДА)
В2 пока жюри думает, я предлагаю, чтобы наши зрители не заскучали, поиграть с ними.
В1 я тебя поддерживаю. Как нам уже известно, Даль собирал не только слова, но и пословицы, и поговорки, и загадки. И сейчас мы будем вам загадывать загадки, а вы –отгадывать.
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе) Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой); Скручен, связан, по избе скачет. (Веник); Не князь по породе, а ходит в короне. (Петух).
В2 Слово жюри
В1 И следующий конкурс. Проверим ваши знания в фонетике, по очереди задается по одному вопросу команде, нужно сразу дать ответ. Правильный ответ оценивается в один балл.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
На какие две группы делятся все звуки ? (гласные и согласные)
Сколько гласных звуков? (10)
Сколько согласных звуков? (21)
Какие две буквы не обозначают звуков? (ь,Ъ)
Как в древнерусском языке назывались эти буквы? (ер,ерь)
Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий)
В каких позициях гласные Е.Ё.Ю.Я обозначают два звука (в начале слова, после ь,ъ, после гласной)
В2 Жюри суммирует баллы
В1Следующий конкурс «Собери рассыпанные пословицы». За каждую правильно собранную пословицу команда получает балл. (раздают командам задания)
Кто пахать не ленится/
Не спеши языком /
Не пеняй на соседа /
У ленивого, что на дворе /
На печи лежать /
Трудовая денежка плотно лежит /
На одном месте лежа /
Кто рано встает /
Труд человека кормит /
У ленивой пряхи /
Лентяй праздники знает /
а будней не помнит.
и для себя нет рубахи.
а лень портит.
тому бог подает.
и камень мхом обрастает.
чужая ребром торчит.
так и хлеба не видать.
то и на столе.
когда спишь до обеда.
торопись делом.
у того и хлеб родится.
В1 Посмотрите, кто пришел к нам в гости?
Гости Здравствуйте, ребята.
Г1 Мы слышали, что у вас проходит занимательный урок по русскому языку?!
Г2 Значит, мы туда попали!
В1 А кто же вы такие?
Г1 Мы члены предложения, а вот какие, пусть ребята сами отгадают.
Г2 И как раз проверим знания ребят по русскому языку
Г1 Мой знак-волна, я отвечаю
Всем на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ?
Ответьте без сомнения:
Кто я в предложении? (определение)
Г2 Из двух главных я один
Положенья господин.
В предложенье выделяют
Меня линией сплошной,
Я предмет обозначаю.
Ну, так кто же я такой? (подлежащее)
Г1 Молодцы, ребята! Знаете нас!
А теперь предлагаем всем встать и участникам команды и размяться! Подпеваем вместе с нами, слова на экране! (музыка, рэп) поет ОПРЕДЕЛЕНИЕ и показывает движения я – определение- второстепенный член предложения! ну и что, что я не главный- Всё равно я очень важный! ты попробуй без меня описать поля, луга, море, небо голубое – всё это моё родное! поёт подлежащее а я –подлежащее важное и значащее. очень трудно без меня, Вам понять- о ком, о чём, в предложении мы прочтём!
Г2 Мы прощаемся с вами, пойдем проверять других ребят (уходят)
Вед. и ребята прощаются
В2 Ответы у команд готовы, за каждый правильный ответ 1 балл, первая команда начинает, читает первую пословицу, потом вторая команда читает свою версию, также вторую пословицу и так далее, пожалуйста, первая команда. (читает).
Вторая команда (читает)
В1 Жюри суммирует баллы. По итогам конкурса - сколько баллов у каждой команды
(жюри говорит)
В2 А сейчас конкурс капитанов, капитаны команд выходят
Продолжитьфразеологизмы. На экране будет показана первая часть фразеологизма, вы должны будете продолжить , по очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл:
В одно ухо вошло (в другое вышло) Совать нос (не в свои дела)
Куда Макар (телят не водил)
Пройти огонь (воду и медные трубы), Игра не стоит (свеч)
Овчинка выделки (не стоит), Два сапога (пара)
Стереть с лица (земли)
В1 Жюри суммирует баллы, сколько баллов у команд
(жюри отвечает)
В2 Следующий конкурс – найти значение слов.
(командам выдаются словари Даля и слова)
Когда мы гооврим по телефону, то произносим –АЛЛО. Откуда это слово?
Что такое АРАХМИДА?
Слово ВРАТАРЬ очень старое. Оно употреблялось, когда ещё не знали ни футбола, ни хоккея. Кого называли ВРАТАРЯМИ?
Что ПРИГОВАРИВАЮТ, сажая КАПУСТУ?
По-разному окликают домашних животных (кис-кис, цып-цып), а кого кличут ПАЦУ-ПАЦУ?
Что значит стоять ФЕРТОМ?
В1 Пока команды готовятся, игра со зрителями. Угадай пословицу по парным словам.
Журавль- синица (лучше синица в руках, чем журавль в небе)
Свет-тьма (ученье - свет, а неученье - тьма)
Тише-дальше (тише едешь-дальше будешь)
Роток-платок (на чужой роток-не накинешь платок)
Лес-щепки (лес рубят-щепки летят)
Изба-пироги (не красна изба углами, а красна пирогами)
В2 Слово командам
Первая команда
Вторая команда
Слово жюри В2 След. конкурс Ребусы. На экране будут представлены ребусы, команда, которая первой отгадает его значение – поднимает сигнал и отвечает.
В1 Мы подходим к концу нашего мероприятия. Последний конкурс ПАНТОМИМА. Без слов, с помощью жестов и мимики передать значение фразеологизма. Ваша цель, чтобы ребята из вашей команды угадали фразеологизм. По одному игроку от команды, они вытаскивают бумажечку с фразеологизмом, к команде подходить нельзя, произносить фразы тоже нельзя. ( всего 3 человека с команды)
2к. Водить за нос. Лезть на стенку. Засучить рукава.
В2 Конкурс подошел к концу. Пока жюри подсчитывает общие балы, мы со зрителями проведем небольшую викторину.
В1 Ребята, с помощью смайликов покажите, интересно или скучно было вам на мероприятии?
(дети показыват) (ЖЮРИ ОБЪЯВЛЯЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ и самых активных зрителей) активные зрители получают также сертификаты на хорошие оценки по русскому языку
ВЕД. Дают сертификаты на оценки «5» по рус.яз. победителям и «4» -участникам второй команды.
(7 участников команды выстраиваются в ряд и по одному столбику рассказывают стихотворение)
1 Александр Акентьев.
ВЛАДИМИР ДАЛЬ.
Ну, разве это карьера, Ну, разве это удача? Жизнь русского офицера Могла бы пойти иначе.
2 Гром пушек, поля сражений, Холодная сабли сталь… Судьбы иное решенье Выбрал Владимир Даль.
3 Музы поэтов без груза, Легки, шаловливы, ей-ей! А что за характер у музы Составителей словарей?
4 Наверное, это скучно Корпеть в тиши кабинета Над текстами неотлучно, Вдали от шумного света.
5 Ты знаешь, удел твой тяжек: На замысел годы уйдут. Непредставимо даже, Когда окончишь свой труд.
6 Подвижника жизнь сурова. Хватило б ее одной! …Но слово встает за словом, Кирпичики речи родной.
7 И сквозь пелену столетий Ты смотришь в туманную даль. Недаром ты жил на свете, Владимир Иванович Даль.