kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий лингвистической игры "В гостях у словаря".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель игры: закрепление знаний по лексике русского языка и авторах-

создателях словарей, расширение словарного запаса; отработка навыков

самостоятельной работы с научно-популярной литературой; привитие

познавательного интереса к русскому языку.

Задачи: расширить знания учащихся по разным разделам русского языка;

более подробно познакомить учащихся с толковым словарём Д.Н.Ушакова;

поддерживать у учащихся интерес к работе с разными словарями;

воспитывать уважение к русскому языку и стремление к поиску новых

интересных сведений о русском языке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий лингвистической игры "В гостях у словаря". »

Игра «В гостях у словаря».

Цель игры: закрепление знаний по лексике русского языка и авторах-

создателях словарей, расширение словарного запаса; отработка навыков

самостоятельной работы с научно-популярной литературой; привитие

познавательного интереса к русскому языку.

Задачи: расширить знания учащихся по разным разделам русского языка;

более подробно познакомить учащихся с толковым словарём Д.Н.Ушакова;

поддерживать у учащихся интерес к работе с разными словарями;

воспитывать уважение к русскому языку и стремление к поиску новых

интересных сведений о русском языке.

Ход игры.1. Организационный момент.

А) Объяснение правил игры.

Б) Знакомство с участниками.

В) Представление Жюри.

2. Игра проводится в три тура.

А)О словарях русского языка.

Б)Из разделов русского языкознания.

В)Творческое задание.

3. Подведение итогов. Награждение победителей.

1. Организационный момент.

2. Дорогие гости, участники игры, члены жюри и зрители. Наша игра

посвящена верному другу и незаменимому помощнику человека –

словарю. Трудно переоценить роль, которую играет словарь в нашей

жизни. Словари не только помогают правильно писать слова,

определять их значение, объяснять происхождение, но и расширяют

кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники,

искусства и литературы, развивают нашу культуру речи, приобщают к

культуре народа. Чем раньше вы, ребята, начнёте дружить со

словарями, научитесь ими грамотно пользоваться, тем шире

раздвинутся для вас горизонты мира, прочнее будут ваши знания. На

полках книжных магазинов сегодня можно увидеть много разных

словарей. Так что можно и растеряться. Поэтому сегодня к нам

пришли рекламные агенты, представители одной из торговых

компаний по продаже словарей. Знакомьтесь.

Агент 1.

Всем привет! Мы рекламные агенты компании по продаже словарей.

Сегодня мы хотим пригласить вас в гости к одному знакомому толковому

словарю. Но возьмём мы с собой только тех, кто правильно ответит на наши

вопросы. Оценивать ваши ответы будет жюри – ученики 10 класса – и

учитель - За каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Представляю

команды. Команда учащихся 7 класса – , команда учащихся 8 класса.Согласны?

Тогда первый вопрос.

1) Раскройте смысл слова «лексикография». (Собирание слов и их

издание в виде лексикона, словаря. Наука о словарях)

Агент 2. Второй вопрос.

2) Словарь – какое привычное для нас слово! А как назывались словари

на Руси в средние века? («Азбуковник». «Алфавит», «Лексикон».) За

каждое название 1 балл.

3) Следующий вопрос. О чём может рассказать читателю толковый

словарь русского языка? (Этот словарь служит для объяснения

значения слов языка, а также показывает условия их правильного

употребления).

Агент 1.

4) Назовите самых известных учёных, авторов толковых словарей

русского языка. (Владимир Иванович Даль, Алексей Александрович

Шахматов, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов,

Наталья Юльевна Шведова) За каждую фамилию 1 балл.

5) А вот ещё один вопрос. Угадайте автора толкового словаря по моему

описанию.

Известный русский лингвист поражал современников благородством своей

души, разнообразием интересов: он был великолепным педагогом, хорошим

художником и настоящим ученым, много сделавшим для развития

отечественного языкознания. Его ученики утверждали, что к нему «можно

применить то, что говорят о немецком поэте Гете его биографы – самое

лучшее из всего того, что он сделал, это его собственная жизнь».

Благодаря этому ученому, еще в 30-х годах XX века учащиеся школ

получили «Орфографический словарь», но известнее в нашей стране другой

его словарь, ныне несколько устаревший, но наиболее полно отражающий

изменения в русском языке после Октябрьской революции 1917 года, в 20–

30-х годах XX века. О каком ученом и каком словаре идет речь?

(Дмитрий Николаевич Ушаков. «Толковый словарь русского языка» в 4-х

томах; 1934–1940 гг.; 85289 слов)Правильно! Теперь, я думаю, вы поняли, к какому словарю мы пойдём

сегодня в гости. Это знаменитый «Толковый словарь русского языка»,

написанный крупнейшими русскими лингвистами и лексикографами под

редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова (1873-1940). Самый полный

толковый словарь для углубленного изучения русского языка и правильного

употребления его слов и выражений содержал 85289 слов. Среди авторов

словаря - В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б.

В. Томашевский.

Агент 2.

К моменту работы над словарем Д. Н. Ушаков был известен своими

работами по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии,

лексикографии и истории русского языка. В 1911 году написал книгу

«Русское правописание». В 1917-1918 годы он стал активным участником

составления проекта орфографической реформы. Работа по созданию 4-

томного «Толкового словаря русского языка» велась Д. Н. Ушаковым с 1934

по 1940 год. Этот словарь признан специалистами лучшим толковым

словарем русского языка советской эпохи, без него картина современного

русского языка была бы неполной.

Агент 1.

Вашему вниманию предлагается «Большой толковый словарь современного

русского языка», который я держу в руках. Это переработанное и

дополненное издание четырёхтомного «Толкового словаря русского языка»

Дмитрия Николаевича Ушакова. Он выпущен в 2007 году издательством

«Альта-принт». В подготовке издания участвовали Т.М.Никитина,

Е.П.Самойлов, А.В. Овчаров, П.А.Зубов. Словарь содержит свыше 180

тысяч слов и словосочетаний и является самым современным и полным из

однотомных толковых словарей русского языка. В данный словарь

включены слова, вошедшие в русский язык за последнее десятилетие,

уточнены новые значения слов, отредактированы иллюстративные

примеры.

Агент 2.

Все словарные статьи снабжены толкованиями значений, характеристиками

строения многозначных слов, литературными примерами употребления,

сведениями по сочетаемости слов, грамматическими, акцентологическими,

орфоэпическими и этимологическими характеристиками, некоторые статьи

сопровождаются описанием всех фразеологических выражений, которые

порождены этим словом или с ним связаны.Пользуясь словарём, вы сможете пополнить свой словарный запас, уточнить

значения уже известных слов, получить справку о его правильном

употреблении. Надеемся, что словарь будет вам помощником и советчиком.

Агент 1.

24 января исполнилось бы 140 лет Дмитрию Николаевичу Ушакову.

Приглашаем вас познакомиться поближе с его словарём. Мы будем задавать

вам вопросы, а вы постарайтесь ответить на них, пользуясь подсказками

словаря.

Объявляем 2 тур игры. Из разделов русского языкознания.

Агент 2.

1. Угадай слово по его определению. Та команда, которая быстрее

поднимет руку и ответит, получает 1 балл.

1) Единица речи, представляющая собой звуковое выражение отдельного

предмета мысли. (Слово).

2) Разговорное – запас слов в языке человека. (Лексикон)

3) Книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному

принципу с теми или иными объяснениями. (Словарь).

Агент 1.

2. Молодцы! А теперь задание наоборот. «Опиши словами». Я вам

называю три очень известных в наше время слова, вы объясняете их

толкование, пользуясь подсказками словаря. На выполнение задания

даю 1 минуту.

Референт – 1) лицо, читающее реферат; 2) должностное лицо, являющееся

докладчиком, консультантом по определённым вопросам.

Менеджер – 1) специалист в области управления производством,

предприятием; 2) организатор творческой, спортивной и т.д. деятельности

какого-то коллектива или отдельного лица.

Лингвист – 1) учёный – специалист по лингвистике, языковед; 2) человек,

знающий много языков, полиглот.

Агент 2.

3. Предлагаю эстафету. Пользуясь словарём, правильно напишите

следующие слова:

Стюардесса, гримаса, интеллигенция, аппликация, суррогат, аннулировать,

коммерсант.

За каждое правильно написанное слово команда получает 1 балл.

Агент 1.

4. Молодцы! А теперь вспомним орфоэпию. Правильно поставьте

ударение в следующих словах (они на экране):

Ржаветь, каталог, жалюзи, баловаться, договор, танцовщица, квартал,

позвонит.Агент 2.

Жюри проверяет выполненные вами задания, а я задаю следующий вопрос.

С заимствованными словами мы можем встретиться везде: мы их

употребляем и в

семье, и в кругу друзей. Встречаются они и в средствах массовой

информации. Но эти слова порой нам трудно произносить, недаром их

называли чужестранцами, пришельцами.

5. Найдите в словаре 10 заимствованных слов и расположите их по

алфавиту, указав, из какого языка они заимствованы.

Агент 1.

6. Пока жюри подсчитывает количество правильных ответов, я задам

шестой вопрос. Помните, что такое фразеологизмы? (Устойчивые

выражения, употребляемые в переносном значении). Пользуясь

словарём, за 1 минуту назовите как можно больше фразеологизмов,

имеющих в своём составе наименования частей человеческого тела

(Например: голова, глаза, нос, ноги, ухо, сердце и т.д) Прочитайте

найденные фразеологизмы, а жюри поставит свои оценки.

Агент 2.

7. С этим заданием вы справились. Но толковый словарь хранит ещё

много слов, которыми мы пользуемся в разные моменты жизни.

Выпишите из словаря 10 слов на тему «Спорт». Назовите их.

Агент 1.

8. Приятно работать с умными детьми! А теперь обратимся к фонетике.

За 1 минуту найдите как можно больше слов, начинающихся с буквы ё,

в которых звуков больше, чем букв. Запишите их.

Агент 2.

9. Пока члены жюри подсчитывает баллы, задание по морфемике.

Выпишите слова, начинающиеся на букву «г» с нулевым окончанием.

У вас 1 минута на выполнение задания. (герб, гимн, герой…) И за

каждый правильный ответ 1 балл.

Агент 1.

10. Кто больше? Назовите многозначные слова на букву «р».

Агент 2.

Вот мы и со словарём Дмитрия Николаевича Ушакова познакомились. А он

нас разными словами удивил да ещё и новые слова подарил. Видите, как полезно играть со словарём! Он вам обо всём расскажет, на все вопросы

ответит. Поможет, как добрый друг и подскажет, как мудрый учитель.

Агент 1.

А пока жюри подводит итоги 2 тура игры, я попрошу вас, ребята,

поделиться впечатлениями о новом знакомом. Да не просто о нём

рассказать, а придумать лимерик. Ли́мерик — форма

короткого стихотворения, появившегося в Великобритании. Правила его

написания на экране.

(В лимерике пять строчек, причем первая рифмуется со второй и пятой, а

третья с четвертой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой

строке говорится, кто и откуда, во второй — что сделал, а далее — что из

этого вышло. Чаще всего лимерик написан анапестом).

Интересно, что у вас получилось? Давайте прочитаем.

А вот какой лимерик придумал я (на экране).

Агент 2.

Последнее задание. Разгадайте зашифрованную фразу. (Наши друзья и

помощники – словари)

Молодцы! Понравилось вам в гостях у словаря? Мы очень рады! Надеюсь,

что теперь вы поняли, какое богатство содержится в словарях, и

почувствовали благодарность к их авторам и уважение к этим важным

книгам. Надеюсь, что отныне многие из них будут вашими настольными

книгами.

Агент 1.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Уважаем государь

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом

Достоверно говорю, Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы учились самому главному – умению владеть родным словом.

«Хромое слово – кривая речь», – гласит одна из русских пословиц. Чем

больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою

мысль. Чтобы речь не была «кривой», а стала красивой, надо не только

знать слово, но и уметь с ним обращаться. Этому помогают словари, в том

числе и словарь Дмитрия Николаевича Ушакова.

Расставаясь с вами, я хочу рассказать вам сказку, которая, возможно, станет

вам напутствием в дальнейшей работе над словом.

Сценка.

Жили в старом шкафу Толковый словарь и Словарь синонимов. Жили

хорошо, друг другу дарили разные слова. Но однажды появилась в шкафу

пыль, и словари стали ссориться.

– Я самый лучший словарь! – сказал Толковый.

– Ты не лучше, чем я, – возмутился Словарь синонимов и добавил: – И

вообще, самые лучшие слова – это синонимы.

– А спорим, что я любое слово смогу тебе объяснить, – произнес Толковый

словарь.

– Не верю этой чепухе! – с неуважением сказал Словарь синонимов.

Долго ссорились словари.

Вдруг открылся старый шкаф и сказал:

- Чего вы спорите? Все словари нужны человеку, и каждый по-своему.

И тут пыль, ссорившая словари, исчезла. А словари стали дружить, как

дружили. Недаром древняя мудрость гласит: «Не держи словари в темнице

– пыль поссорит!»

Надеюсь, что и вы, ребята, не будете забывать о своих помощниках.

А теперь жюри объявит результаты игры. Спасибо за работу!

Список используемой литературы:

1. Толковый словарь русского языка. Под редакцией Т.М.Никитиной,

Е.П.Самойлова, А.В. Овчарова, П.А.Зубова. Издательство «Альта-

принт», 2007г

2. Справочное издание электронной библиотеки Википедии.

3. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Арсирий

А.Т, Дмитриева Г.М., Издательство Министерства Просвещения

4. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. –

М.,Владос, 2005г

5. Иллюстрации - http://www.dsi-khimki.narod.ru/hud_gal/HudGal1.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий лингвистической игры "В гостях у словаря".

Автор: Кузнецова Оксана Викторовна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Язык как ключ к пониманию культуры. "
    ["seo_title"] => string(38) "iazyk-kak-kliuch-k-ponimaniiu-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "123490"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414507644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства