kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий лингвистической игры "Кругосветное плавание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учеников 5 классов.

Цели:

1.Расширить и обобщить  знания учащихся в области лексикологии, фонетики, синтаксиса, морфемики.

2.Развивать логическое и образное мышление  обучающихся.

3.Развивать лингвистические навыки обучающихся.

4.Способствовать воспитанию коллективизма, умению трудиться на свою команду, развивать упорство в достижении цели.

5. Воспитывать любовь  к родному языку.

Домашнее задание: придумать название команды, девиз; подготовить интересную сценку о русском языке или стихотворение о русском языке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий лингвистической игры "Кругосветное плавание" »

Лингвистическая игра для 5 классов

Кругосветное плавание.


Цели:

1.Расширить и обобщить знания учащихся в области лексикологии, фонетики, синтаксиса, морфемики.

2.Развивать логическое и образное мышление учащихся.

3.Развивать лингвистическое чутьё учащихся.

4.Способствовать воспитанию коллективизма, умению трудиться на свою команду, развивать упорство в достижении цели.

5. Воспитывать любовь к родному языку.


Домашнее задание: придумать название команды, девиз; подготовить интересную сценку о русском языке или стихотворение о русском языке.


Ход игры.


- Сегодня мы собрались с вами, чтобы отправиться в кругосветное грамматическое плавание. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это совсем не так. Это удивительный предмет, в котором много загадочного, неизвестного и очень интересного. А чтобы в конце подвести итоги и узнать, какая команда первой закончит плавание, нам необходимо жюри. Представление жюри.

- Познакомьтесь с командами….. Представление команд.

- Прежде чем отправиться в плавание, нужно определить маршрут путешествия, которое пройдёт по основным разделам грамматики.

Задание: Вспомните их. Чтобы командам удалось поднять якоря кораблей, нужно расположить названия основных разделов грамматики в алфавитном порядке.

( ответ: лексика, морфемика, морфология, орфография, орфоэпия, пунктуация, синтаксис, фонетика)


- Итак, отправляемся в кругосветное грамматическое плавание. Команда получает 1 балл за каждый правильный ответ.

Лексический океан.


Слайд1.Сначала мы попадаем в Лексический океан. Что изучает лексикология?

( Лексическое значение, употребление и происхождение слов в речи.) Действительно, здесь много различных слов, лексическое значение которых для нас очень важно. Корабли набирают ход, но какой из них вырвется вперёд, зависит от ответа команд.

1.Игра «Ассоциации». Ассоциации – это образы, которые рождаются у нас при упоминании того или иного понятия. Какие ассоциации вызывают у вас понятия «лексика» и «синонимы»? (Лексика – это словесная вселенная, галактика слов; синонимы – это слова-друзья, слова-товарищи)

- С какими лексическими понятиями ассоциируются слова-противники. (Антонимы)

- С какими лексическими понятиями ассоциируются слова-близнецы? (Омонимы)

2. Кроссворд «Слова-друзья» и «Слова - противники».

1 команде.

Составьте слово АНТОНИМ из первых букв антонимов к следующим словам:

  1. рай;2) отчаяние; 3) свет; 4) утверждение; 5) конец;6) ложь; 7) ссора.



Ад

Надежда

Тьма

Отрицание

Начало

Истина

Мир

2 команде

Составьте слово СИНОНИМ из первых букв синонимов к следующим словам:

  1. торопиться;2)учить;3) бежать;4)осилить;5)известие;6) удивить;7)фантазировать.

Спешить
Из
учать
Н
естись
О
долеть
Н
овость
И
зумить
М
ечтать


Пока команды ищут правильные ответы, болельщики могут поддержать их, выполнив следующие задания.

Задания для болельщиков.

  1. Я –антоним к слову ЗНОЙ,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня …(прохлада)

2) Я – антоним к слову СМЕХ,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…(плач)

3)Я – антоним шума, стука,

Без меня нам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь…(тишина).

Закончите пословицы

Век живи -……..век учись.

Слезами -……….горю не поможешь.

Не красна изба углами……..а красна пирогами.

В гостях хорошо …………..а дома лучше

Не откладывай на завтра то….что можно сделать сегодня.

На вкус и цвет …………товарищей нет

Жизнь прожить ……….не поле перейти.

Слово не воробей…….вылетит –не поймаешь

По одежде встречают…..по уму провожают








Морфологический пролив.


И вот мы проплываем Морфологический пролив. Здесь начался шторм, на корабли обрушился шквал вопросов. На них нужно ответить как можно быстрее капитанам команд.

Игра «Шторм»

Вопросы для 1команды.

1.Какая часть речи обозначает признак предмета? (прилагательное)

2.Как изменяется имя существительное? (по родам, числам и падежам)

3.Слово тетрадь какого склонения? ( 3склонения)

4.Определите падеж слова Другу»? ( дательный)

5.Правильно носков или носок? (носков)

6.Чем является существительное в предложении? (сказуемым, дополнением)

7.на какие вопросы отвечает прилагательное? (какой?чей?)

8.На какие вопросы отвечает глагол? (что делать?)

9.На какие вопросы отвечает глаголы несовершенного вида? (что делать?)



Вопросы для 2 команды.


1.Какая часть речи обозначает предмет? (существительное)

2. Какого рода существительное «яблоко»? (среднего)

3.Назовите одушевлённое существительное. (кот)

4.Правильно чулков или чулок? (чулок)

5.Как изменяется прилагательное?(по родам, числам и падежам)

6.На какие вопросы отвечает существительное? (кто?что?)

7.Что обозначает глагол? (действие предмета)

8.На какие вопросы отвечает глаголы совершенного вида? (что сделать?)

9. Что обозначает прилагательное?( признак предмета)


Игра «Найди лишнее»

Условия игры: каждой команде называется 4 слова. Игроки должны найти и объяснить, почему одно слово является лишним.

Для 1 команды.

  1. Земля, серая, жёлтая, зелёная

2) Частица , предлог, союз, существительное.

Для 2 команды.

1)Существительное, наречие, сказуемое, предлог.
2) увидеть, покрасить, краска, добежать.

Игра «От каждой буквы слово».

1)От каждой буквы по вертикали написать cуществительное только 2 склонения.

2) Они не должны повторяться.

3)Слова должны быть правильно написаны.

КОРПУС КОРПУС







Орфографическое море.

Корабли вошли в Орфографическое море. Здесь действительно можно встретить море разных орфограмм.

Игра «Грамотей» Приглашаю по одному человеку от команды. Нужно вставить пропущенную букву.

1) ГИГАН..СКИЙ УЧАС..ВОВАТЬ

СЛ..ЖЕНИЕ ПОЛ..ГАТЬ

ОТР..СЛЬ Р..СТОК

ОБЛ..КО К..СТЮМ

БРОШ..РА К..СТЮМ

НЕОБ..ЯТНЫЙ ОБ..ЁМНЫЙ

  1. Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из города Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.



Игра-аукцион «Кто больше?» Все остальные члены команды участвуют в аукционе.

На место пропусков вставьте буквы. Выигрывает та команда, которая составит больше слов за 1минуту.

С * Е * А (среда, стена, свеча, смена, слеза, схема, сцена, суета). Больше слов на какую орфограмму?


Задание для болельщиков. Загадки-складки.

Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное Р содержит он

И называется …….ПЕРРОН.


Во мне два К, не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте.

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом………АККУРАТНЫЙ.


Загадка эта нелегка.

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я……..ХОККЕЙ.


На большие расстояния

Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два С,

Называется…………экспресс.




Река Пунктуация.

Перед нами раскинулась река Пунктуация. Кстати, что изучает пунктуация? (знаки препинания и правила их постановки)

Игра «Сыщики» На берегу этой реки находится дворец Королевы Пунктуации. И, конечно же, придётся ответить на её вопросы, выполнить задания, расставив знаки препинания в шутливом стихотворении, из которого убежали все знаки препинания. Начинаем игру «Сыщики»

На свете всё Журавль

На всё похоже На тощий

Змея Кран подъёмный

На ремешок Кот полосатый

Из кожи На пижаму

Луна Я на тебя

На круглый глаз А ты на маму.

Огромный

(Р. Сеф)


Игра «Два знака». Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода своей новой книги, желая узнать, как идёт распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один вопросительный знак: «?». Ответ был не менее остроумным и кратким: «!». Почему Гюго и издатель поняли друг друга?

Игра «Составь предложение»

Заблудились слова в беспорядке,

Потеряли места в суете,

Так давайте же, ребята, поможем

Им в нелёгкой и грустной судьбе.

Задание. Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания.

1 команде.

Дерево, хвойных, семейства, сосна.

2 команде.

Ставьте, кресла, сумки, не , товарищи, на.


Морфемный океан.

В этом океане нас ждёт немало испытаний.

1. Игра «Кто больше». Из слова журналистика составить как можно больше существительных в именительном падеже. (Ластик, журналист, листик, тик, стук, жук, урна, стан, стакан)

2. Игра «Конструктор». Я буду называть слова, а вы из них должны сконструировать слово.

1команде

  1. Приставка из слова ПОДБЕЖАЛ , а корень от слова СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК. (подснежник)

  2. Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Все же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

2 команде

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень- ГОРОДА, суффикс –СТОРОНКА, окончание – ЗИМА.( загородка)

2) В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове «рассказ2 вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

3. Игра «Родственники, АУ!» Найдите как можно больше родственных слов с корнем -ВОД- (вода, водичка, водный, водопровод, водовоз, трубопровод, водораздел, подводный, подводник, водяной)

Задание для болельщиков.

1 Он слон – она слониха,

Он лось – она лосиха.

Он кот – она…..

Ну, конечно. Это кошка!

Ну ошиблись вы немножко,

Так сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас!

2. Он морж – она моржиха,

Он заяц – она зайчиха,

Он бык – она….

Ну, конечно же, корова,

Поиграем, дети, снова

3. Он тигр – она тигрица,

Он осёл – она ослица,

Он козёл –она…

Ну, конечно же, коза,

За повтор игры все «за»

  1. Он лев - она львица,

Он волк – она волчица,

Он кенгуру – она…

Ну, конечно, кенгуру,

Продолжаем мы игру.

  1. Ёж он – она ежиха,

Бобр он – она бобриха.

Конь он – она …

Ну, конечно же, лошадка,

Всё у на с пока что гладко!

  1. Он воробей – она воробьиха,

Он комар – она комариха,

Он гусь – она …

Не гусиха, а гусыня,,

Знайте это все отныне.

  1. Он бегемот – она бегемотиха,

Он кашалот – она кашалотиха,

Он баран – она …

Ну, конечно же, овца,

Доиграли до конца.




Фонетический залив.

Фонетический залив можно проплыть, преодолев огромные волны, ответив на несколько вопросов-заданий.

1-я волна. Даны слова УГОЛЬ, ЁЛКА, ПАРТА.

В каком из слов звуков столько же, сколько и букв? (парта)

В каком слове звуков меньше, чем букв? Почему? (УГОЛЬ, так как Ь не обозначает звука)

2 волна. Сколько звуков О в предложении ЗВОНЯТ ВО ВСЕ КОЛОКОЛА. (ни одного)

3 волна. Какие фонетические процессы можно отметить в словах:

1команда.

ТРУБКА,ПРУД (оглушение)

2команда.

СБЕЖАЛ, КОСЬБА ( озвончение)

4 волна. СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК, Правильный ответ? Докажите.( Возможны 2 правильных ответа: будет280. если ударение в слове СОРОК поставить на первый слог, будет двести сорок, если ударение на второй гласный О)

5 волна. Может ли в слове быть сто одинаковых букв?( сто-н, сто-л, сто-п, сто-г)

6 волна. Во время путешествия мы побывали на острове Антиподов. Там живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью да наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле. Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

1команде.

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Идёт юноша из светлицы, и хвост под домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице)

2 команде.

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить)

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать)


Задание для болельщиков.

Прочитайте слова , потом произносите звуки в обратном порядке, чтобы получить слова.

ЛЁН, ЛЕЙ, ЛОБ, ТОК, ШЁЛ, ШЕЙ.

Домашнее задание. Команды должны приготовить сценку или стихотворение о русском языке.(5 баллов)

Поздравление победителей.


Все препятствия на пути команд мореплавателей успешно преодолены. Осталось подвести итоги и узнать, какая команда первой закончила плавание.






















Лист оценивания для жюри

«Кругосветное плавание»

Названия

1команда



2команда

1. Разминка (1балл за все разделы и 1балл за расположение их в алфавитном порядке)



2. Лексический океан

А) Игра «Ассоциация» (3балла)

Б) Игра «Слова-друзья» и «Слова-противники»(7 баллов)



  1. Морфологический пролив.

а) игра «Шторм»(конкурс капитанов) (9вопросов по 0,5б)

б) игра « Найди лишнее» (1балл за каждый правильный ответ)



  1. Орфографическое море.

    1. Вставить буквы.

( 6,5 баллов)

    1. Вставить буквы

(5,5 балла)

3) Игра-аукцион «Кто больше»

(за каждое слово по 0,5балла)



5. Река Пунктуация

А) Игра «2знака»

(2балла)

Б) Игра «Составь предложение» (2балла)



6.Морфемный океан.

А)Игра «Кто больше»( за каждое слово 0,5 балла)

Б) Игра «Конструктор»

(2балла)

В) Игра «Родственники, АУ»

(за каждое слово 0,5 балла)



  1. Фонетический залив.

1волна (2балла)

2волна (1балл)

3волна ( 1балл)

4волна ( 2балла)

5волна (0,5 балла за каждое слово)

6волна (4 балла)



Добавить баллы дополнительные за активность болельщиков.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий лингвистической игры "Кругосветное плавание"

Автор: Кузнецова Татьяна Евгеньевна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217550


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства