Добрый день уважаемые гости . Мы рады видеть вас на творческом вечере, посвящённом 150- летию со дня рождения просветителя адыгской литературы - Паго Измаиловича Тамбиева. Тамерлан
Фи махуэ ф1ыуэ! Дэ зэрытщ1эщи, мы дунейм зы лъэпкъи теткъым талант зыбгъэдэмылърэ пщ1э зыхуэмыфащэрэ . Зы лъэпкъыбзи щы1экъым узыхуей гупсысэр кърип1уатэ мыхьуну. Нэхъыщхьэр - лъэпкъымрэ абы и бзэмрэ я зэф1эк1 псор зыгъэнэхуэфын ц1ыху уардэ къэхъунырщ. Абы и лъэныкъуэк1э адыгэхэм Тхьэ лъап1эм и нэф1 къытщыхуауэ къыщ1эк1ынущ.
Ди лъэпкъми къыхэк1ащ ф1ыщ1эрэ щ1ыхьк1э зи ц1эр жыжьэ нэ1уса ц1ыху лъэрызехьэ куэд. Абыхэм яхэтащ зауэл1 хахуэхэмрэ дзэпщ 1эк1уэлъак1уэхэмрэ, политик 1эзэхэмрэ къэрал 1уэхущ1ак1уэ щыпкъэхэмрэ, лъэпкъыр ф1ым хуэзэным щ1эбэн узэщ1ак1уэхэмрэ лъэпкъыбзэм и 1эф1ыр щ1ым и гулъым хуэдэу къэзыгъазэ усак1уэхэмрэ. Абыхэм ящыщ зыщ Тамбий Пагуэ Исмэхьил и къуэр.- узэщ1ак1уэр,т1ощ1рэ епл1анэ курыт еджап1эм и ц1э лъап1эр зезыхьэр.
Мане
Время – объективный и непорочный судья. Всего и всех… Попытки людей судить о прошлом, категориями сегодняшних представителей естественны, но субъективны.
Проходит век. Живу ему под стать,
И слышен ветер в книге бытия.
Бог пишет эту книгу, ты и я,
Чтобы чужим рукам ее листать.
Перелистаем же вместе книгу жизни Паго, обратимся к его корням, вглядимся в крону, озаримся его светом, вслушаемся в его слово.
Тамерлан. Зэгуэр адыгэбзэ, IуэрыIуатэ тхылъ къызэгуэзыхауэ Тамбий Пагуэ и цIэм хуэмыза щыIэу къыщIэкIынкъым. Ауэ хэт хъуну ар езыр? Сыт и IуэхущIафэу щыта, абы къызэринэкIауэ дунейм сыт къытена?
Биография П.И.Тамбиева
Паго Исмаилович Тамбиев – выдающийся кабардинский общественно-политический деятель конца ХIX – начала XX века. Он был среди тех, кто пробуждал сознание народа, его тягу к образованию и прогрессу, нес в его массы просвещение и преумножал отечественную культуру.
Тамбиев родился в 1873 г. Окончив начальное училище, в 1888 г. поступил в Закавказскую учительскую семинарию в г. Гори. Здесь в это же время учился и Нариман Нариманов, впоследствии видный азербайджанский государственный деятель, публицист и педагог. С Наримановым Тамбиева сближали свободолюбивые настроения, вынашиваемые планы по просвещению народа. Еще до Октябрьской революции Нариманов работал над составлением учебников и словарей родного языка, а Тамбиев, находившийся по долгу службы в Азербайджане, но не порывавший связей с родиной, находил в старшем друге единомышленника и учителя, задумывался под его влиянием над созданием азбуки кабардинского языка. В свою очередь Нариманов высоко ценил Тамбиева как «горца-интеллигента, высококвалифицированного специалиста, человека безупречной честности и порядочности» и оказывал ему поддержку в трудные минуты его жизни.
В годы учебы в семинарии Тамбиев знакомится с Л.П. Лопатинским, редактором крупного Тифлисского издания – «Сборника для описания местностей и племен Кавказа» (СМОМПК). Вскоре он стал систематически печататься в этом издании и на протяжении четверти века опубликовал здесь значительный пласт адыгского фольклора. Вместе с тем Лопатинский сделался наставником и покровителем Тамбиева в его полной драматических перипетий жизни, неоднократно оказывая ему помощь советом и содействием.
Завершив в 1892 г. учебу, Тамбиев работал учителем в Майкопской горской школе. Вместе с ним в это время учителем этой же школы был Таштемир Эльдарханов, известный впоследствии чеченский государственный деятель. Но рост числа учащихся-горцев в школе благодаря этим молодым учителям, влияние на их умы исповедуемых ими свободолюбивых идей вызвали недовольство дирекции училищ Кубанской области, и они были уволены. Отправившись после этого в Тифлис к своему наставнику Лопатинскому, Тамбиев при его содействии определился на работу в канцелярию Кавказского учебного округа. Здесь его утвердили в чине губернского секретаря со старшинством. Несмотря на улучшение служебного положения, Тамбиев не оставлял мечты о возвращении к педагогической деятельности. В 1899 г. он сдал экзамены в Александровском институте в Тифлисе и получил звание учителя реального училища. Но его по-прежнему не допускали к любимому делу. И лишь окончательно уверившись в тщетности своих надежд, он в следующем, 1900 г., уехал в Ригу и поступил в Политехнический институт. Там он знакомится со Степаном Шаумяном, впоследствии одним из руководителей революционного движения на Кавказе, литератором и критиком. Тамбиев встречался с ним и в последующие годы, а после его трагической гибели в 1918 г. семья Шаумяна принимала деятельное участие в его судьбе.
Окончив в 1904 г. Политехнический институт, Тамбиев едет в один из крупнейших промышленных центров России – Баку, где работает на фабрике известного азербайджанского промышленника и миллионера Гаджи-Зейнала Тагиева. Уже осенью того же года Тагиев командирует его как способного инженера в Германию для изучения текстильного производства. Вернувшись из-за границы, Тамбиев продолжал работать на той же фабрике, а в 1908 г. перешел на службу в известную «Нефтяную компанию братьев Нобель». Находясь на этой работе, в 1916 г. принял приглашение «Торгового дома Бенкендорф» на должность управляющего нефтяными промыслами.
Работая в Баку, Тамбиев поддерживал тесные связи с Кабардой, где пытался осуществить свою просветительскую программу. В письмах этого периода он неоднократно подчеркивал, что «всегда мечтал и жил мыслью о служении народу», «послужить своим братьям, внося в их сознание свет науки, искусства и жажду знаний». Он принимал активное участие в работе «Общества по распространению образования в Кабарде», внося культурно-организационные предложения, вел переписку с начальником Нальчикского округа С. Клишбиевым по вопросам своих просветительских планов, часто выезжал в Нальчик для их осуществления. Он способствовал открытию школ, набору учащихся, выдаче стипендий обучающимся в средних и высших российских учебных заведениях, организации конкурса с выдачей денежной премии для собирателей «кабардинской старины». Одновременно добивался постановки вопросов по поднятию экономики округа, по борьбе с различного рода расхитителями и злоупотребителями.
Несмотря на близкие контакты с кавказскими революционерами, в частности с Н. Наримановым и С. Шаумяном, Тамбиев не был сторонником революционных методов преобразования общественного строя. Они же его ценили как человека с демократическими убеждениями, «в высшей степени полезного специалиста и незаменимого сотрудника, прошедшего честную и долголетнюю трудовую жизнь». Тамбиев считал просвещение всемогущим средством улучшения жизненных условий народа, стирания классовых противоречий и установления социальной справедливости. Верный путь к достижению социальной гармонии он видел в нравственном сомоусовершенствовании, следовании благородным этическим идеалам, распространении в широких массах народа знаний и культуры. Будучи просветителем-демократом, разделявшим принципы народного просвещения, он был на стороне борющихся против экономического гнета трудовых масс, сам был в неустанных поисках путей их освобождения от социального закабаления.
После Февральской революции 1917 г. Тамбиев вместе с семьей выехал в Нальчик. Здесь его застала Октябрьская революция.
В 1918 г. Тамбиев исполнял должность комиссара просвещения, а его жена Зейнаб Абдрахманова, окончившая Петербургский медицинский институт, работала врачом в Нальчикской окружной больнице.
После завершения Гражданской войны и окончательного установления Советской власти Тамбиева, как опытного инженера, назначили на работу в Совнархоз, а затем его председателем. Будучи на этом посту он входил в делегацию, посланную в Москву для создания Кабардино-Балкарской автономной области. Он принимал непосредственное участие в открытии Нальчикского краеведческого музея, для которого привез из Москвы дорогостоящие полотна известных художников и другие экспонаты.
В 1922 г. Тамбиев был оклеветан, но последствий избежал благодаря вмешательству председателя Совнаркома Азербайджана Н. Нариманова и председателя Дагестанского Совнархоза Коркмасова, давших ему высокую характеристику. По ходатайству Нариманова Тамбиев был откамандирован в полномочное представительство Азербайджанской Республики в Москве на должность начальника экономического отдела, а через некоторое время переведен в Баку уполномоченным Наркомпромторга. После смерти Нариманова в 1925 г. Тамбиев по приглашению Коркмасова перехал в Дагестан, где его назначили в Совнархоз управляющим горнотехнической конторой. Однако Б. Калмыков, тогдашний председатель Исполкома областного Совета (1921-1930), преследовавший Тамбиева еще в годы работы в Нальчике, добивался его ареста. В середине 1927 г. он был репрессирован по сфабрикованному обвинению – «за участие в контрреволюционной националистической организации». Умер в больнице до суда в марте 1928 г. из-за обострившейся болезни туберкулеза легких. Посмертно реабилитирован.
Тамбиев является зачинателем адыгской фольклористики. Его фольклорные публикации в СМОМПКе в значительной степени дополняют фольклорный фонд, начало которому положил Шора Ногмов. Особая заслуга Тамбиева состоит в том, что в его публикациях представлены почти все жанры устного народного творчества и при этом на различных адыгских диалектах. Им было опубликовано 5 сказаний и преданий («Редедя», «Предание о Гошегаг», «За зло плати добром», 28 песен, 21 сказка и, наконец, 893 пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, примет и поверий, рецептов из народной медицины. Записи на адыгском языке, наряду с подстрочником, сопровождаются их литературным переводом; к ним дана научная паспортизация, где сообщается когда, где и от кого был записан данный текст; объясняются лексические различия между кабардинскими и адыгейскими вариантами, географические термины, бытовые понятия. Для Тамбиева фольклор был поэтической летописью народа, сводом народной мудрости, сокровищницей живой народной речи. О его публикациях можно сказать словами Добролюбова, что «… произведения народной словесности заключают в себе исторические предания, в них отражаются миросозерцание народа, его быт, степень его образованности», и поэтому трудно переоценить их значение.
Другой важнейшей заслугой Тамбиева явилось составление «Кабардинской азбуки». Она была издана в Тифлисе в 1906 г., а затем введена в качестве учебного пособия в Нальчикской горской школе и Нальчикском реальном училище. То была вторая после учебника Кази Атажукина и первая, имевшая широкое практическое применение вплоть до Октябрьской революции.
Трагическая судьба Тамбиева, безвинно пострадавшего от политических репрессиий, его значительный вклад в культуру и просвещение народа, его активное участие в государственном строительстве Кабардино-Балкарии на посту первого председателя Совнархоза (прообраз нынешнего совета министров) дают основание для увековечения памяти этого выдающегося деятеля, назвав его именем одну из улиц Нальчика.
Тамбий Исмэхьил и къуэ Пагуэ 1873 гъэм хьэжрэтым щыIэ ХьэтIохъущыкъуей (ар иджыри Къэрэшей-Шэрджэсым хеубыдэ) къуажэм къыщалъхуащ, пэщIэдзэ еджапIэри а щIыпIэм къыщиухащ. 1888 гъэм ар щIотIысхьэ егъэджакIуэхэр щагъэхьэзыру Гори къалэм дэт семинарием. Еджэу здэщыIэм, абы ныбжьэгъу къыхуохъу иужькIэ адыгэ узэщIакIуэ Iэзэ хъуа Къэшэж ТIалиб, революционер цIэрыIуэ икIи къэрал къулыкъущIэшхуэ хъуа азербайджан лIы щыпкъэ Нариманов Нариман, Кавказым ис лъэпкъхэм я щэнхабзэмрэ я бзэхэмрэ къэпщытэным ямылейуэ куэд хэзылэжьыхьа урыс профессор Лопатинский Лев сымэ. Апхуэдэ цIыхугъэхэр зыгъуэта адыгэ щIалэ жаныр, къызыхэкIа лъэпкъым лъагъуныгъэ къабзэ хуэзыщIар игъащIэ псокIэ зытемыкIын гъуэгу захуэ абы щыгъуэ теуващ. Ар хьэщыкъ хуэхъуащ адыгэхэм щIэныгъэ егъэгъуэтыным, абыхэм я IуэрыIуатэр, я хабзэхэр, я тхыдэр налъэ зырызурэ къэщыпыжыным икIи и псэр пытыху а Iуэхум псэемыблэжу хуэлэжьэным.
ЕджапIэр къиуха нэужь, ар бгырыс ныбжьыщIэхэр щрагъаджэу Мейкъуапэ дэт школым ягъакIуэри, илъэс зытIущкIэ абы щолажьэ. Абы иужькIэ Тамбийр Тифлис щоджэ икIи щолажьэ. Ригэ къалэм макIуэри, абы дэт политехникэ институтыр къеух. КъыкIэлъыкIуэу ар инженеру Баку щIыдагъэ къыщIэшыпIэхэм щолажьэ, къулыкъушхуэ дыдэхэр къыхуагъэфащэри, и щIэныгъэм щыхигъэхъуэн щхьэкIэ Германием ягъакIуэ, текстиль Iуэхум щыхуоджэ. Къегъэзэжри, аргуэру Баку инженер къулыкъу иIэу щолажьэ, Урысейр революцэм зэщIищтэху. Революцэ зэманым ар хущIокъу и лъэпкъ мащIэр зы лъэныкъуэми телъхьэ хуэмыхъуу, и щхьэ зэрихъумэжын Iуэху зэрызэрихуэным. Ауэ Наримановымрэ Шаумян Степанрэ хуэдэ ныбжьэгъухэр зиIа адыгэлIыр икIэм-икIэжым революцэм и бэракъым телыдыкI лозунгхэм дахьэхри, Советхэм ядолажьэ. Абы ди респбуликэ цIыкIум, а зэманым область статус зиIэу щытам, и Совнархозым — нэгъуэщIу жыпIэмэ, экономикэ IуэхумкIэ къулыкъущIапIэ нэхъыщхьэм — и тхьэмадэ къулыкъур заулкIэрэ зэрехьэ. АрщхьэкIэ хэлъэтрэ зэхэщIыкIышхуэрэ зиIэ, щIэныгъэфI зыбгъэдэлъ IэщIагъэлIыр щIэныгъэшхуэ зимыIэу бжьыпэр зыIэрыхьагъащIэхэм я гум куэдрэ темыхуэу зэхэзехуэн щащIым, и щхьэр хэкум ирехри, и ныбжьэгъу пэж здэщыIэ Баку, иужькIэ Москва хэщIапIэ ещI. АбыкIэ яIэщIэкIын и гугъами, зэманышхуэ дыдэ дэмыкIыу, 1928 гъэм, абы кIэрымылъ лажьэ кIэралъхьэ. Яубыдри Iуэхур хейщIапIэм нэмыс щIыкIэ, Ростов дэт тутнакъэщым ирадзэ, сымаджэ абы щохъури, сымаджэщым щIолIыхь. Аращ кIэщI дыдэу къэпIуатэмэ, Тамбий Пагуэ и гъащIэр зэрыхъур. Ауэ а зэманым къриубыдэу абы хузэфIэкIащ адыгэ лъэпкъым и тхыдэм щыщ IэнатIэ зыбжанэм фIыщIэшхуэ щIыхуэпщIын лъэужь къыщигъэнэн.
Япэ дыдэрауэ, ар ди лъэпкъым щыщу япэу инженер щIэ-ныгъэ зыгъуэтахэм ящыщщ. Тамбийр и IэщIагъэм хуэIэижьу зэрыщытам, ди лъэпкъыцIэр абыкIэ игъэлъэпIэн зэрыхулъэкIам и щыхьэтщ абы Ригэ дэт политехникэ институт цIэрыIуэр «фIы дыдэкIэ» къызэриухар. Германием зэрыщеджам теухуа и тхылъми нэхъыбэу итыр «зер гут» («фIы дыдэ») жиIэущ. Къигъэзэжа нэужь, ар Баку дэсу, щIыдагъэ къыщIэшыпIэхэмрэ фабрикэшхуэхэмрэ зыIэщIэлъ капиталист нэхъ бей дыдэхэм ягъэлэжьэн щхьэкIэ ирагъэблагъэу щытащ, зэIэпахыу.
Дэ къызэрытфIэщIымкIэ, пасэ зэманым щыIа ди узэщIакIуэшхуэхэм тхылърэ я щхьэм ит идеехэмрэ фIэкIа зыри ямыщIэу щытащ. КъызэрыщIэкIымкIэ, ар пэжкъым. Тамбий Пагуэ езыр IэпщIэлъапщIэ къудейтэкъым, атIэ сыт хуэдэ лэжьыгъэри жэрдэм хэлъу къызэригъэпэщыфырт, цIыху къыдэхьэхыкIэ ищIэрт, езым и Iуэху еплъыкIэ хэха иIэти, гъусэ къыхуэхъур зригъэдэIуэфырт. Ар хуэхейуэ щытакъым тэрэзу мылъку зэгъэзэхуэнми. ИтIанэ, абы хэлъэту иIамрэ и гур жану зэрыщытамрэ къагъэлъагъуэ ныбжьэгъурэ IуэхущIэгъуу иIахэмкIэ: абыхэм ящыщщ Азербайджан псом и Iэтащхьэу щыта Наримановыр, Дагъыстэным и Iэтащхьэу щыта Коркмасовыр, революционер цIэрыIуэ, 1918 гъэм Баку къалэм щаукIа Шаумян, зи цIэр куэдрэ иджыри къитIуэ еджагъэшхуэ профессор Лопатинскэр, нэгъуэщIхэри. Къапщтэмэ, Къэбэрдейр ибгынэу ар Дагъыстэным щыкIуам щыгъуэ занщIэу зи ужь ихьа Iуэхухэм ящыщщ гъущI Iунэ щащI завод къызэгъэпэщыныр, абы и технологиер зэтеухуэныр.
А псом къищынэмыщIа, ар литературэм, театрым, музыкэм куу дыдэу хэзыщIыкI цIыхуу щытащ. Тамбий Пагуэ и къэшэным хуитха письмом псалъэм къыдэкIуэ хуэдэурэ и гугъу щещI европей литературэм, драматургием и классикхэм я тхыгъэхэр къызэрыщыхъум. Абы и гупсысэ къэIуэтэкIэм ехъуэпсэн еджагъэшхуэ нобэми щыIэнущ.
В историю адыгского просветительства Паго Измаилович Тамбиев вошел как один из активных собирателей национального фольклора. На протяжении 24 лет П.И.Тамбиев публиковал свои фольклорные произведения в разных выпусках 'Сборника материалов для описания местностей и племён Кавказа", здесь он опубликовал 28 песен, 21 сказку, 5 сказаний и преданий, 893 пословиц и поговорок, загадок, скороговорок, примет и поверий, кое-что из народной медицины
Сценка «Кто сильне?»
Мане
Все народы имеют пословицы, и у всех народов пословицы ведут свое начало от самой глубокой древности. Но у каждого народа они свои, потому что пословицы отражают национальные черты каждого народа. Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.
Много им было сделано и в области языкознания. В 1906 году при содействии Лопатинского в Тифлисе был издан Кабардинский букварь, составленный Тамбиевым. Она пользовалась большой популярностью и по ней изучали кабардинский язык в аульских медресе и первых светских школах. В «Азбуке» содержались различные рассказы и произведения устного народного творчества.
Тамерлан.
Ди дежкIэ нэхъыщхьэращи, мыпхуэдэу лъэпкъ Iущыгъэм и кIадэм къриха налкъутналмэсхэрщ Тамбийм и «Адыгэбзэм и азбукэ» тхылъым (1906) хигъэхьахэр, езым итхыжа рассказхэми я нэхъыбэм я лъабжьэр IуэрыIуатэ мотивхэрщ. Мы букварымкIэщ бгырыс сабийхэм папщIэ Налшык къыщызэIуахауэ щыта еджапIэмрэ реальнэ училищэмрэ ныбжьыщIэхэр адыгэбзэм зэрыхурагъаджэу щытар. Бырсей Умар, ХьэтIохъущокъуэ Къазий сымэ я щапхъэщ Тамбийри зытетыр
В народе говорят: « Быть без песни – бездомным быть. Горцы всегда пели песни, отражая в них свою жизнь, желания и чаяния народа.
Песня (поет ученица 4 кл. Шокарова)
Мане
Адыгские просветители дореволюционного периода ставили перед собой такие задачи, как создание, сохранение, развитие национальной письменности и культуры, создание системы общего образования для адыгского народа ив конечном счете - формирование и развитие национального самосознания как первого условия этнической консолидации и просветительской активности народа. В реализации этих судьбоносных задач роль П.И.Тамбиева велика
В произведениях и фольклорных записях П.И.Тамбиева ярко отражены идеи умственного, нравственного, трудового воспитания, что позволяет использовать их в решении проблемы воспитания в современных условиях.
Тамерлан.
Абыи и тхылъым хигъэхьащ къуэкIыпIэ лъэпкъхэм я IуэрыIуатэм къыхихыу адыгэбзэкIэ зэридзэкIа хъыбар, рассказ кIэщI цIыкIухэр. Ауэ мыбы и тхылъым щIыпIэ нэхъыбэ щаубыдащ дыкъэзыухъуреихь дунейм и щэхухэм теухуауэ К. Д. Ушинскэм, Л. Н. Толстой, М. И. Паульсон сымэ я учебникхэм къриха тхыгъэхэм. ЩызэридзэкIым щыгъуэ, Тамбийм ахэр лъэпкъ гупсысэкIэм къригъэзэгъащ, лъэпкъ плъыфи ящIигъэлъэдащ. Апхуэдэ бгъэдыхьэкIэм ахэр адыгэ художественнэ культурэм щыщ ищIащ, сабийхэри тыншу еджэ, къагурыIуэ хъуащ.
Рассказ к1эщ1хэр жа1эж етхуанэ классым щ1эс еджак1уэ ц1ык1ухэм
Мане
Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
В Баку в 1909 г. Тамбиев познакомился с Зейнаб Садыковной - дочерью подполковника в отставке Садыка Абдрахманова Его письма в далекий Ош, Ферганской области, где она работала несколько лет после окончания учебного заведения, проникнуты теплотой и искренностью. С ней он делился «самыми сокровенными мыслями и надеждами». В лице Зейнаб-Ханум Садыковны он нашел прекрасного советчика и помощника (в 1912 г. она стала его женой). Она полностью разделяла его мысли и стремления, чаяния и заботы по распространению грамотности среди кабардинцев. «Вы - моя надежда и опора; с Вами ничего не страшно», - писал ей П. И. Тамбиев. 30 сентября 1911 г. он пишет Зейнаб Садыковне: « Вы совершенно правильно заметили, что Нальчик мне дал большой материал для работы».
Литературно-художественный талант Т. проявился не только в литературной обработке фольклорных текстов, в буквальных рассказах, но и сказался на его эпистолярном наследии. Его письма, пронизанные большим общественным звучанием, гражданским пафосом, - яркий пример художественной публицистики. Поднимая общественно значимые и актуальные проблемы Т. использует различные приемы ораторского искусства, публицистического стиля повествования.
Тамбий Саадат и гукъэк1ыжхэм къыфхуеджэнщ епщ1анэ классым и еджак1уэ Гъубжокъуэ Лалинэ
Мане
Поэты, показывая величие, могущество любви, её радости и муки, как никто другой, учат нас понимать и ценить это прекрасное человеческое чувство, которое возвышает нас над всем обыденным и суетным.
Стихи собственного сочинения читает ученица 10 класса Афаунова Адалина
Пэжыр и гъуазэу, лIыгъэ хэлъу, гуащIафIэу дунейм тетащ, лъэпкъыр зэрыгушхуэн Iэужь дахэ куэд къыщIэнащи, цIыхухэм я гум зэи ихункъым Тамбий Пагуэ и цIэр, псори дызэрыгушхуэ вагъуэу уэгум лъагэу итынщ