kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий турнира знатоков русского языка по разделу "Лексика" для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит презентацию для проведения турнира знатоков русского языка по разделу "Лексика" в рамках предметной недели русского языка и литературы, а также ответы по каждому заданию турнира, задания для болельщиков команд-участниц с ответами и наглядным материалом для проведения, основу для изготовления наклеек на тетради (в качестве поощрения за участие в мероприятии).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания для болельщиков»

Задания для болельщиков

Задание 1

Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Объясните их значение.

Взять быка за рога - начинать действовать энергично, решительно, сразу и с самого важного в трудном деле.





Льёт как из ведра - о продолжительном или сильном дожде.

Задание 2

БИС

Задание 3.

ЭРМИТАЖ





Задание 6

Задание 7

ФЛАМИНГО

Задание 8

выдающихся шахматистов

МАЭСТРО

Задание 9



Дополнительно

ОМОНИМЫ

МАНЕКЕН

СВЁКЛА

Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Объясните их значение.

Собаку съел - тот, кто сделал или может сделать что-либо очень трудное, является, несомненно, мастером своего дела.

Кот наплакал - Очень мало.

Висеть на телефоне - Подолгу говорить по телефону.

Просмотр содержимого документа
«заготовка для ответов»

Турнир знатоков русского языка (6-е классы)

Задание 1. Подберите синонимы к предложенным словам (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

сиять

молчаливый

угощать

обманывать

линия

алчный

неразговорчивый

блестеть

лгать

черта

жадный

потчевать



Задание 2

Подберите антонимы к следующим словам (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

объёмный

плоский

пустой

полный

громкий

тихий

богатый

бедный

продольный

поперечный

тёмный

светлый

сильный

слабый

грязный

чистый

вредный

полезный

пасмурный

ясный

мокрый

сухой

длинный

короткий

голодный

сытый

частый

редкий



Задание 3.

Используя знания о прямом и переносном значении слова, заполните пустующие строки таблицы (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

яблоко

кислый

лицо

кольцо

золотой

человек, характер, руки

дом

каменный

сердце

гвоздь

железный

человек, характер

лодка

плыть

облака

голова

седой

зима



Задание 4

По предложенным профессионализмам догадайтесь, о людях какой профессии идет речь (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

врач

биолог

математик

моряк

кардиограмма

пресмыкающиеся

конус

отдать швартовы

пинцет

соцветие

синус

киль

диагноз

опыление

параллелограмм

якорь

грипп

млекопитающие

биссектриса

фарватер

фонендоскоп

тычинка

ромб

бакен



художник

музыкант

шофер

скалолаз

палитра

октава

карбюратор

карабин

акварель

гамма

баранка

страховочный трос

мольберт

вокализ

аккумулятор

костыль

гуашь

аккорд

двигатель

экипировка

гравюра

форте

ремень безопасности

восхождение

столяр

филолог

военный

журналист

наждак

морфология

блиндаж

репортаж

втулка

пунктуация

автомат

микрофон

стамеска

транскрипция

противогаз

редактирование

зубило

эпитет

БТР

фотокамера

долото

олицетворение

артиллерийская установка

шапка



химик

Системный администратор /информатика

полицейский

фотограф

пробирка

браузер

уголовное дело

тубус

колбы

материнская плата

арест

кадр

кислота

оперативная память

место преступления

фотовспышка

оксиды

мышка

наручники

штатив

хлориды

монитор

улики

объектив



Задание 5

Продолжи пословицу (по 1 баллу за каждый правильный вариант)

Как аукнется …так и откликнется.
Семеро одного …не ждут.
Кто много читает …тот много знает.

Что написано пером …того не вырубишь топором.
Сам пропадай …а товарища выручай.
Грамоте учиться …всегда пригодится.

Без труда …не вытащишь и рыбку из пруда.
Один в поле …не воин.
Любишь кататься …люби и саночки возить.

Делу время …потехе час.
Дарёному коню …в зубы не смотрят.
Терпенье и труд …всё перетрут.

Задание 6. Объясните значение диалектных слов Южного Урала. (по одному баллу за каждый правильный вариант)

Стайка - сарай
вехотка - мочалка
гомонок – кошелёк


Задание 7. Кто больше приведёт примеров с данной иноязычной частью? (за каждое правильное слово по 1 баллу)


Аква-

Теле-

Гео-

Библио-

Латинское «вода»

Греческое «далеко»

Греческое «земля»

Греческое «книга»

Акваланг

Телефон

География

Библиотека

Аквалангист

Телевидение

геология

Библиография

Акварель

Телевизор

Геометрия

Библиограф

Акватория

Телеграф

Геолог

библиотекарь

Аквариум

Телеграмма

географ

библиофил

аквамарин

Телепортация

Геофизика

аквапарк

телеведущий

геодезист


акванавт

телескоп






Задание 8. Распределите предложенные слова на архаизмы и историзмы. Для архаизмов укажите современный синоним. (по 1 баллу за каждое верно распределённое слово; по 1 баллу за каждый верно подобранный синоним).

Историзмы

Архаизмы

кокошник

чело - лоб

лачуга

уста - губы

лапти

ланиты - щёки

дворянин

очи - глаза

треуголка

десница – правая рука

ямщик

шуйца – левая рука

сюртук

рыбарь - рыбак

оброк

перст - палец



Задание 9. Как в толковом словаре обозначают
- диалектные слова – обл.
- профессионализмы – спец.
- устаревшие слова – устар.
- фразеологизмы -

За каждый правильный вариант ответа по 1 баллу.

Задание 10. По картинке определите фразеологизм. Объясните его значение. (По 1 баллу за каждый правильный вариант ответа; по одному баллу за каждое верное объяснение значения фразеологизма).

Как курица лапой

Водить за нос

Развесить уши

Зарубить на носу



Как курица лапой - писать неразборчиво, неряшливо, некрасиво. 

Водить за нос - обманывать, вводить в заблуждение, обычно обещая что-либо и не выполняя обещанного.

Развесить уши - слушать что-либо с увлечением и доверчивостью.

Зарубить на носу - запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко.



Как с гуся вода

Бить баклуши

Держать ухо востро


Наврать с три короба

Как с гуся вода - применяется к людям, которым все сходит с рук, которых ничто не берет. 

Бить баклуши - ничего не делать, бездельничать, праздно проводить время.

Держать ухо востро - быть крайне осмотрительным с кем-либо, не доверять кому-либо. 

Наврать с три короба – наобещать очень много того, что не соответствует действительности.



Сесть в калошу

Тянуть кота за хвост

Держать рот на замке

Закрывать глаза на что-либо

Сесть в калошу - оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу, провалиться. 

Тянуть кота за хвост - затягивать дело, медлить, долго что-то откладывать.

Держать рот на замке - молчать, не вступать в разговор. 

Закрывать глаза на что-либо - намеренно не обращать внимания на что-либо, не замечать чего- либо

Два сапога пара

Лить крокодильи слёзы

Прикусить язык

Съесть пуд соли

Два сапога пара - о двух лицах, вполне подходящих друг к другу. 

Лить крокодильи слёзы - фальшивое, неискреннее выражение эмоции, притворный плач.

Прикусить язык – замолчать.

Съесть пуд соли - очень хорошо знать кого-либо.

Просмотр содержимого документа
«наклейки»



Просмотр содержимого презентации
«Своя игра» по разделу «Лексика»

Турнир знатоков русского языка  по разделу «Лексика» Для 6 – х классов

Турнир знатоков русского языка по разделу «Лексика»

Для 6 – х классов

Задание 1

Задание 1

Подберите синонимы к предложенным словам   сиять  угощать  линия  неразговорчивый  лгать  жадный

Подберите синонимы к предложенным словам сиять угощать линия неразговорчивый лгать жадный

Задание 2

Задание 2

Подберите антонимы к следующим словам:   объёмный  пустой  громкий мокрый  богатый длинный  продольный голодный  тёмный частый  сильный  грязный  вредный  пасмурный

Подберите антонимы к следующим словам: объёмный пустой громкий мокрый богатый длинный продольный голодный тёмный частый сильный грязный вредный пасмурный

Задание 3

Задание 3

Используя знания о прямом и переносном значении слова, заполните пустующие строки таблицы яблоко кислый ? кольцо золотой ? дом ? каменный гвоздь железный ? лодка плыть ? голова седой ?

Используя знания о прямом и переносном значении слова, заполните пустующие строки таблицы

яблоко

кислый

?

кольцо

золотой

?

дом

?

каменный

гвоздь

железный

?

лодка

плыть

?

голова

седой

?

Задание 4

Задание 4

6А  По предложенным профессионализмам догадайтесь, о людях какой профессии идет речь      кардиограмма пресмыкающиеся пинцет конус соцветие диагноз отдать швартовы опыление грипп синус фонендоскоп млекопитающие параллелограмм киль якорь тычинка биссектриса фарватер ромб бакен

По предложенным профессионализмам догадайтесь, о людях какой профессии идет речь

кардиограмма

пресмыкающиеся

пинцет

конус

соцветие

диагноз

отдать швартовы

опыление

грипп

синус

фонендоскоп

млекопитающие

параллелограмм

киль

якорь

тычинка

биссектриса

фарватер

ромб

бакен

6Б  По предложенным профессионализмам догадайтесь, о людях какой профессии идет речь      палитра октава акварель карбюратор гамма мольберт карабин вокализ баранка гуашь гравюра аккумулятор аккорд страховочный трос форте костыль двигатель экипировка ремень безопасности восхождение

По предложенным профессионализмам догадайтесь, о людях какой профессии идет речь

палитра

октава

акварель

карбюратор

гамма

мольберт

карабин

вокализ

баранка

гуашь

гравюра

аккумулятор

аккорд

страховочный трос

форте

костыль

двигатель

экипировка

ремень безопасности

восхождение

6В  По предложенным профессионализмам догадайтесь, о людях какой профессии идет речь      наждак морфология втулка блиндаж пунктуация стамеска репортаж транскрипция зубило автомат долото эпитет противогаз микрофон редактирование олицетворение БТР фотокамера артиллерийская установка шапка

По предложенным профессионализмам догадайтесь, о людях какой профессии идет речь

наждак

морфология

втулка

блиндаж

пунктуация

стамеска

репортаж

транскрипция

зубило

автомат

долото

эпитет

противогаз

микрофон

редактирование

олицетворение

БТР

фотокамера

артиллерийская установка

шапка

6Г  По предложенным профессионализмам догадайтесь, о людях какой профессии идет речь      пробирка браузер колбы уголовное дело материнская плата кислота тубус оперативная память оксиды арест хлориды мышка место преступления кадр фотовспышка монитор наручники штатив улики объектив

По предложенным профессионализмам догадайтесь, о людях какой профессии идет речь

пробирка

браузер

колбы

уголовное дело

материнская плата

кислота

тубус

оперативная память

оксиды

арест

хлориды

мышка

место преступления

кадр

фотовспышка

монитор

наручники

штатив

улики

объектив

Задание 5

Задание 5

6А  Продолжи пословицу   Как аукнется …  Семеро одного …  Кто много читает …

6А Продолжи пословицу Как аукнется … Семеро одного … Кто много читает …

6Б  Продолжи пословицу   Что написано пером …  Сам пропадай …  Грамоте учиться …

6Б Продолжи пословицу Что написано пером … Сам пропадай … Грамоте учиться …

6В  Продолжи пословицу   Без труда …  Один в поле …  Любишь кататься …

6В Продолжи пословицу Без труда … Один в поле … Любишь кататься …

6Г  Продолжи пословицу   Делу время …  Дарёному коню …  Терпенье и труд …

6Г Продолжи пословицу Делу время … Дарёному коню … Терпенье и труд …

Задание 6

Задание 6

Объясните значение диалектных слов Южного Урала стайка  вехотка  гомонок

Объясните значение диалектных слов Южного Урала

стайка вехотка гомонок

Задание 7

Задание 7

Кто больше приведёт примеров с данной иноязычной частью? Аква- Теле- Латинское «вода» Гео- Греческое «далеко» Библио- Греческое «земля» Греческое «книга»

Кто больше приведёт примеров с данной иноязычной частью?

Аква-

Теле-

Латинское «вода»

Гео-

Греческое «далеко»

Библио-

Греческое «земля»

Греческое «книга»

Задание 8

Задание 8

Распределите предложенные слова на архаизмы и историзмы. Для архаизмов укажите современный синоним.   Чело, кокошник, лачуга, лапти, уста, ланиты, дворянин, треуголка, ямщик, сюртук, очи, десница, шуйца, рыбарь, перст, оброк.

Распределите предложенные слова на архаизмы и историзмы. Для архаизмов укажите современный синоним. Чело, кокошник, лачуга, лапти, уста, ланиты, дворянин, треуголка, ямщик, сюртук, очи, десница, шуйца, рыбарь, перст, оброк.

Задание 9

Задание 9

Как в толковом словаре обозначают  - диалектные слова,  - профессионализмы,  - устаревшие слова,  - фразеологизмы?

Как в толковом словаре обозначают - диалектные слова, - профессионализмы, - устаревшие слова, - фразеологизмы?

Задание 10

Задание 10

6А  По картинке определите фразеологизм. Объясните его значение.

6А По картинке определите фразеологизм. Объясните его значение.

6Б  По картинке определите фразеологизм. Объясните его значение.

6Б По картинке определите фразеологизм. Объясните его значение.

6В  По картинке определите фразеологизм. Определите его значение.

6В По картинке определите фразеологизм. Определите его значение.

6Г  По картинке определите фразеологизм. Определите его значение.

6Г По картинке определите фразеологизм. Определите его значение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий турнира знатоков русского языка по разделу "Лексика" для 6 класса

Автор: Сеилова Елена Николаевна

Дата: 09.11.2021

Номер свидетельства: 590915


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства