Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого мероприятия"Сила слова".»
Сценарий Открытого урока «Сила слова» для 6-9 классов
Общие сведения о мероприятии
Длительность
40 минут
Количество участников
20-25 человек
Цель
познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка. Привить любовь и интерес к родному языку и культуре речи.
Необходимые материалы
Компьютер
1 шт.
Проектор / экран
1 шт.
Лист бумаги А4
По количеству команд (4)
Орфографический словарь
4 шт.
Ручки
По количеству участников
Карточка с пословицами
5 – 6 штук
Карточка со словами
5 – 6 штук
Слайд 1 – 2
Ведущий: Здравствуйте! Мы рады видеть вас на Открытом уроке! Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на разных языках. А всегда ли это было так?
Ответы ребят
Ведущий: Предлагаю сразу погрузиться в тему и посмотреть первый видеоролик.
Видеоролик – 2D История
Ведущий: В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
Слайд 3
Ведущий: Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки вы знаете, а какие можем услышать в нашей области?
Ответы ребят
Ведущий: В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.
Ведущий: Изучать родной язык необходимо, чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей. Знать свой язык обязан каждый.
Ведущий: А вы знаете, что язык имеет кроме коммуникативной функции еще и когнитивную? Язык оформляет и выражает мысли в виде слов.
Ведущий: Поэтому чем лучше древние люди воспринимали окружающее пространство, тем больше появлялось слов, значений разнообразных эпитетов и синонимов, чем больше становился их словарный запас, тем тоньше они воспринимали мир, становились умнее…
Ведущий: Можно твердо сказать, что процессы развития мозга и речи полностью взаимосвязаны.
Слайд 4
Ведущий: Посмотрите как увеличилась черепная коробка человека в ходе эволюции! Видите, чем больше человек развивался сам и развивалась его речь, тем крупнее становилась голова, а соответственно и мозг!
Ведущий: Кстати, по некоторым подсчетам, примерно 300 миллионов человек по всему миру владеют русским языком, из них 140 миллионов считают его родным.
Слайд 5
Ведущий: Русский язык - то один из самых распространенных языков на планете. Благодаря своей необычайной гибкости, наш язык с каждым днем продолжает обогащаться, вбирая и заимствуя все новые и новые эпитеты для нашего с вами богатого восприятия мира. Вот, одна из причин, почему русский язык — великий и могучий.
Ведущий: Предлагаем вам посмотреть сюжет о реформах русского языка!
Видеоролик – Реформы русского языка
Ведущий: А знаете ли вы, что русский язык богат пословицами?
Ведущий: Что такое пословица?
Ответы ребят.
Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость.
Ведущий: Для чего нужны пословицы?
Ответы ребят.
Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной.
Слайд 6
Ведущий: Пословицы— это народная мудрость, которая передавалась из уст в уста веками. Кроме того, что они имеют историческую и культурную ценность, это ещё и очень ценные советы и наблюдения, переданные нам старшими поколениями.
Ведущий: Некоторые пришли в нашу жизнь из глубокой древности, проверяясь и подтверждаясь вновь и вновь, возможно и видоизменяясь с течением времени, но не теряя их смысла.
Ведущий: Предлагаю вам разделиться на 4 команды и сыграть в игру. На столе лежат карточки, где есть начало пословицы и ее окончание. Но они перепутаны. Ваша задача вспомнить пословицу и собрать ее воедино.
Век живи - …(век учись).
Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Землю солнце красит, а человека - …(труд).
Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).
Человек без Родины, … (что соловей без песни).
Поспешишь … (людей насмешишь).
Язык мой - …(враг мой).
Семеро одного … (не ждут).
Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).
Делу время … (потехе час).
Ведущий: Отлично справились с заданием. А какие пословицы знаете вы?
Ответы ребят.
Ведущий: В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас слов свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека.
Ведущий: Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются.
Ведущий: Русская пословица гласит: «Хромое слово – кривая речь».
Как известно, с пословицей нельзя спорить, она народная мудрость.
Ведущий: Для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты, нужно знать много слов, умело с ними обращаться. По подсчётам учёных, в русском языке белее 500 000 слов. Вряд ли можно найти человека, который мог знать все эти слова. И всё же каждому человеку необходимо стремиться пополнять свой словарный запас.
Ведущий: Один из путей пополнения своего словарного запаса – обращение к словарям, энциклопедиям и справочникам.
Слайд 7
Ведущий: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Словари помогают нам правильно писать и произносить слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре.
Ведущий: В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Знаете ли вы, какие бывают словари?
Ответы ребят.
Ведущий: Из орфографического словаря мы узнаём о верном написании слова.
Ведущий: Этимологические словари позовут вас в интересное путешествие - в историю происхождения слов.
Ведущий: В русский язык много слов приходит из других языков. У нас они адаптируются иногда настолько, что мы сразу и не можем сказать, из какого языка они пришли. Например, всем знакомое слово арбуз в русском языке известно с XV века. Данное слово является восточным заимствованием, как и в некоторых других славянских языках: болгарском, сербохорватском. Поэтому словарь заимствованных слов помогает нам при обогащении лексикона.
Ведущий: Предлагаем вам лучше познакомиться с орфографическим словарем и показать свою грамотность. На столе вы видите орфографический словарь и листок с заданием. Ваша задача вставить пропущенные буквы.
Р а внина
Ф и зкул ь тура
Б и бл и отека
Коло нн а
Ра сс тояние
Здра в ствуйте
Грам о та
Пр о д а вец
М о рож е ное
Г о сударство
Л е карств о
Н а с е комое
Эл е ктричество
Вел о с и педъ Аб о н е мент
Ведущий: А теперь давайте все вместе проверим правильность слов.
Слайд 8
Ведущий: Родной язык любого из народов — это не просто способ коммуникации, но история предков, показатель культурного развития, норм и обычаев эпох. А богатство собственной речи зависит от умственного развития и интеллекта!
Ведущий: Наши языки — это живой инструмент, который подстраивается под общество. И от нас зависит какие нормы будут в нем заложены! Это очень важная и ответственная миссия, которая лежит на каждом носителе родного языка.
Ведущий: Важно помнить, что мы можем культурно развиваться, защищать исчезающие языки и беречь огромную культурную ценность нашей страны на протяжении ВСЕГО года!