kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Страна восходящего солнца" Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие будет интересным учителям русского языка и зарубежной литературы в контексте проведения тематической недели японской литературы и культуры в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Страна восходящего солнца" Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку»

Учитель русского языка и зарубежной 1

литературы КОШ І-ІІІ степеней № 99

Лысякова Тамара Николаевна,

специалист высшей категории


«Страна восходящего солнца»

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса

Цель:

Формирование представлений о культуре, традициях Японии.

Развитие навыков культурного общения

Задачи:

  1. Закрепить умения детей культурно общаться между собою, правильно употреблять различные виды приветствия;

  2. Развивать речевую культуру, умение выразительно читать стихи, загадки, пословицы и поговорки;

  3. Формировать умение составлять авторские загадки и стихи в жанре хокку, хайку; развивать творческие способности учащихся к словотворчеству;

  4. Инициировать самостоятельный выбор детьми выполнения букета «икебана» в соответствии с моделью;

  5. Обогащать и активизировать словарь: Япония, «пасикока», кимоно, икебана, сакура, чайная церемония.

  6. Оборудование:

- модель «Тайны Японии»;
- модель «правила составления букета «икебана»;
- презентация на тему «Япония»;
- костюмы «кимоно» (спортивные);
- музыкальное сопровождение – аудиозапись «Чайная церемония»; 2
- раздаточный материал для составления букета «икебана»: ветки, цветы, листья, клей, подставки;
- оборудование для чайной церемонии: заварочные чайники – 2 шт., электрочайники – 2 шт., пиалы, скатерти, цветочный чай.

Ход занятия:

Звучит японская музыка (тихо)

Учитель:

Я очень рада видеть вас, ребята! Пасикока (говорит по-японски). Поздоровайтесь и вы со мной так же.

(Дети повторяют приветствие по-японски).

В нашей школе проводится неделя культуры и литературы Японии, страны восходящего солнца. Поэтому в кабинете, где мы встретились сегодня, есть фото и картины японской природы, на столах – чайники и цветочный чай, некоторые дети одеты в кимоно – национальную одежду японцев. А ещё в зале звучат мелодии японских песен. Сегодня у меня есть помощники – ведущие программы. Это ваши одноклассники.

Ведущая 1:

Мы поприветствовали друг друга на японском языке. Некоторые из вас, возможно, мечтают побывать в этой удивительной стране восходящего солнца, где вас приветствуют именно так, а ещё низко кланяются с уважением к тому, с кем здороваются.

Какую страну так называют? 3

Дети: (Японию).


Ведущий 2:


Верно! Сегодня мы с вами проведём виртуальную экскурсию в Японию. А мы с моим другом будем вашими гидами.
Эта страна откроет нам много своих тайн. Мы знаем, что вы очень любите узнавать все новое и интересное. Хотите, мы с нашим учителем откроем вам некоторые тайны Японии?


Дети: (Да).


Учитель:

Я предлагаю всем участникам сегодняшней встречи поиграть в интерактивную игру «Солнце». Каждую открытую тайну мы будем отмечать лучиком восходящего солнца. Для этого мы с моими помощниками – ведущими приготовили заготовки, которые вы будете крепить на доску.

Думаю, что вы знаете, люди какой национальности живут в Японии?

Дети: (Японцы).

Учитель:

Конечно! Основная часть коренного населения – японцы. Очень приветливый и своеобразный народ. Давайте с ними познакомимся.

Презентация. Слайды 2-5
У этих людей необычная внешность. Что особенного вы заметили в их лицах?

Дети: (Узкие глаза желтая кожа...) 4

Учитель:

Как вы думаете, почему у людей в Японии глаза такой формы?

Дети: ( Там яркое солнце, соленые брызги моря, сильный ветер дует с моря...)

Слайды 6,7,8

Учитель:

Правильно, все эти погодные условия за многие годы сделали так, что у людей в Японии узкие глаза и желтая кожа. Это отличительная черта людей монголоидной расы. Вот и раскрыта одна тайна страны восходящего солнца! И мы можем подарить один лучик нашему солнцу, которое пока нам не улыбается. А поможет мне это сделать тот, кто загадает нам японскую загадку про времена года и явления природы. Среди вас есть такие?

(Выходит один из детей, загадывает загадку всем участникам встречи и после отгадки прикрепляет лучик)

Ведущая 1:

В Японии живут умные и веселые люди, вы видели на слайдах подтверждение этому. Они знают много интересных игр. Мы сегодня научим вас одной из них. Хотите? Тогда вставайте в круг!

(Разучивается подвижная игра «Если весело живется, делай так». Звучит мелодия песни с одноимённым названием)

Ведущий 2:

А я приглашаю вас снова к экрану. В Стране восходящего солнца 5

люди очень гостеприимны и доброжелательны. Они любят дарить

друг другу подарки. Сегодня вы будете участниками мастер –класса по

изготовлению икебаны, а мы вам в этом поможем

Слайды 9,10,11 (икебана 6 композиций).

- Что вы видите на экране?

Дети: (Цветы, букеты, ветки...)

Учитель:

Эти букеты - традиционные японские подарки. Они называются икебана. Чтобы составить икебану, нужно знать определённые правила.

Ведущая 1:

Японцы говорят: «Икебана – песня цветов, которая создает настроение». Посмотрите, каждая икебана имеет основное направление, а значит, передает свое особое настроение. Давайте каждый займём своё место за рабочими столами, где разложены заготовки. Разделимся на творческие группы по 4 человека и будем создавать свои икебаны в соответствии с образцами

(Дети делятся на творческие группы по 4 человека и садятся за столы)

Учитель:

Слайд 9

- Куда направлены ветки, цветы в этом букете?

Дети: (Вверх). 6

Учитель:

Поднимите руки вверх. Если ветки направлены вверх, значит, эта икебана рассказывает о радости, веселье.

Слайд 10

- А здесь, как расположены веточки?

Дети: (Вверх и немного в сторону).

- Покажите руками. Это значит, что икебана говорит о спокойствии, равновесии.

Слайд 10

- Вот еще одна цветочная композиция, в ней все цветы направлены в сторону и немного вниз (показ). Попробуйте догадаться, какое настроение спряталось в этом букете.

Дети: (Может быть грусть, печаль...)

- Теперь вы знаете правило составления икебаны. А значит, открыли для себя еще одну тайну Страны восходящего солнца. Ведущие помогут вам закрепить ещё один лучик на модели солнца. А сделает это тот из вас, кто тоже знает японские загадки о природе, цветах и загадает их.

(Выходит ученик, который загадывает загадки о цветах и, дождавшись отгадки, прикрепляет очередной лучик солнца)

- Хотите сами составить такой букет-настроение?

Дети: (Да). 7

Учитель:

На столах приготовлены листки цветной бумаги для изготовления цветов сакуры – японской вишни - и ветки. Ваша задача - украсить ветки цветами и составить икебану.


Учитель:

Я приглашаю вас к творчеству! Обязательно договоритесь в своей группе, какое настроение будет у вашего букета, о чем он будет рассказывать. Модели-правила можно смотреть на слайдах. У вас получится красиво, я уверена! А мои помощники вам помогут!
(практическая работа детей под японскую музыку)

Учитель:

Вы справились с работой! Чтобы посмотреть, какие икебаны получились, встаньте свободнее, полукругом, и каждая группа пусть презентует свою работу.

(Идёт презентация икебан)

Учитель:

А теперь, друзья мои, «онами, конами яма сикатуя». Интересно узнать, что я сказала? Это значит: Сделал дело – гуляй смело.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: (Когда поработаешь, можно и отдохнуть).

Учитель:

Вы хорошо потрудились, и пришло время отдохнуть!

Проходите на свои прежние места. Посмотрите на экран 8

Слайды 11,12

- В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Это необычное чаепитие. Обратите внимание, люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая. Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение. Не зря японцев считают самой здоровой нацией в мире. Хотите тоже побывать на чайной церемонии?

Дети: (Да).

Учитель:

Тогда проходите к столу, где стоят чайники и чашки, представьте, что вы опускаетесь на колени и присаживаетесь на пяточки, как настоящие японцы. Какие у вас прямые спины, мне очень приятно на вас смотреть. А я, как хозяйка чайной церемонии, заварю для вас цветочный чай. Мои помощники помогут раздать чашки.

(Заваривается чай в заварочные чайники, разливается по чашкам ).

- Именно такой пьют в Японии, разливая его в чашки всего на 2 глотка. Во время чайной церемонии ведут беседы, читают необычные стихи, написанные в определённом жанре – хокку или хайку. Вот одно такое стихотворение:

Бабочка, не спи,
Проснись же поскорей,
Давай с тобой дружить.

- А вот еще одно:

Ветер налетел, 9
Листья сорвал.
Осень...

- Вы сегодня должны были подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца хокку и хайку. Начинаем наш конкурс!

(Дети читают наизусть подготовленные дома стихи, подводится итог конкурса, победителям вручаются сладкие сувениры)

- А хотите вместе придумаем японское стихотворение?

Дети: (Давайте попробуем!)

Учитель:

- Я начну, а вы продолжите:

Я смотрю на прекрасный букет,
Он...
Дети: (Дарит мне радость! Такой красивый! Такой радостный!)


Ведущая 1: Разрешите мне тоже вместе с вами сложить стих-хокку, вот первая его строка: мы сделали цветы сакуры…

Дети: (Они такие красивые. Сложим икебану)

Ведущий 2:

А теперь попробуйте сложить свой стих самостоятельно. Тему выбираете сами. Тот, кто сделает это первым, прикрепит следующий лучик до солнца.

(Дети сочиняют стихи, первый справившийся с заданием крепит лучик до солнца)

Учитель:

- Вы узнали еще одну тайну Японии – научились сочинять японские стихи. И у нашего солнца появился уже четвёртый лучик. Наше солнце уже улыбается нам. 10
- Вот и чай почти распустился, а пока я его разливаю, скажите:
Какие тайны Японии вы сегодня узнали?
Какая тайна особенно вас удивила? Что вы можете рассказать своим одноклассникам и родителям дома о Японии?

- А сейчас вы познакомитесь с ещё одной тайной Японии. Она связана со спортом. К нам пришли в гости два японских борца, которые одеты в кимоно и покажут нам несколько приёмов японской борьбы.

- Скажите, как называют одежду японских спортсменов?

Дети: (кимоно)

- Правильно. А как называется японская борьба?

Дети: (сумо)

- Верно

(два ученика демонстрируют приёмы борьбы. Потом они крепят очередной лучик к солнцу)

Учитель:

Ребята, я приготовила вам сегодня к нашей встрече фото о Японии и картины японской природы. Глядя на них, вы всегда сможете рассказать о Японии своим друзьям, одноклассникам.
Есть еще 1 лучик свободный, это тайна Японии, которую вы сами сможете открыть и добавить на картину.
А икебаны пригодятся вам для украшения.

Подведение итогов:

Учитель:

- Что Вам понравилось сегодня на уроке?

- Как японцы здороваются друг с другом?

- А какие слова приветствия говорим мы на украинском языке?

- О каких традициях японского народа мы сегодня узнали?

- Какие особенные стихи читали ваши друзья? Спасибо за хорошее настроение на уроке и умение быть толерантными!

Дополнительный материал фото 11



















Церемония чаепития в 5-А классе



2.



















Приятно пить чай и слушать красивую японскую музыку.

Мы держим в руках бумажный журавлик – символ мира, счастья, благополучия!

3. 12





















Наши борцы готовы к поединку: Савченко Егор и Швыдкой Андрей



4.



















Все участники чайной церемонии – болельщики





5. 13

Примеры загадок:

Японские загадки про времена года

1. Как тяжел первый снег.
Опустились и грустно поникли
Листья нарциссов. (Зима)

2. Один человек
И одна случайная муха
В большой гостиной. (Лето)

3. Летняя гроза.
Карпа в заводи
по макушке
Стукнули капли. (Лето)

4. Метелка травы
Бьется, бьется,
дрожит под ветром
Ее сердечко. (Осень)

5. Осенняя буря.
Какого-то придется сейчас
Тем пяти домишкам? (Осень)

6. Поет соловей
На цветущей ветке. (Весна)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Страна восходящего солнца" Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Автор: Лисякова Тамара Миколаївна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 443975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства