kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Страна восходящего солнца" Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие будет интересным учителям русского языка и зарубежной литературы в контексте проведения тематической недели японской литературы и культуры в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Страна восходящего солнца" Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку»

Учитель русского языка и зарубежной 1

литературы КОШ І-ІІІ степеней № 99

Лысякова Тамара Николаевна,

специалист высшей категории


«Страна восходящего солнца»

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса

Цель:

Формирование представлений о культуре, традициях Японии.

Развитие навыков культурного общения

Задачи:

  1. Закрепить умения детей культурно общаться между собою, правильно употреблять различные виды приветствия;

  2. Развивать речевую культуру, умение выразительно читать стихи, загадки, пословицы и поговорки;

  3. Формировать умение составлять авторские загадки и стихи в жанре хокку, хайку; развивать творческие способности учащихся к словотворчеству;

  4. Инициировать самостоятельный выбор детьми выполнения букета «икебана» в соответствии с моделью;

  5. Обогащать и активизировать словарь: Япония, «пасикока», кимоно, икебана, сакура, чайная церемония.

  6. Оборудование:

- модель «Тайны Японии»;
- модель «правила составления букета «икебана»;
- презентация на тему «Япония»;
- костюмы «кимоно» (спортивные);
- музыкальное сопровождение – аудиозапись «Чайная церемония»; 2
- раздаточный материал для составления букета «икебана»: ветки, цветы, листья, клей, подставки;
- оборудование для чайной церемонии: заварочные чайники – 2 шт., электрочайники – 2 шт., пиалы, скатерти, цветочный чай.

Ход занятия:

Звучит японская музыка (тихо)

Учитель:

Я очень рада видеть вас, ребята! Пасикока (говорит по-японски). Поздоровайтесь и вы со мной так же.

(Дети повторяют приветствие по-японски).

В нашей школе проводится неделя культуры и литературы Японии, страны восходящего солнца. Поэтому в кабинете, где мы встретились сегодня, есть фото и картины японской природы, на столах – чайники и цветочный чай, некоторые дети одеты в кимоно – национальную одежду японцев. А ещё в зале звучат мелодии японских песен. Сегодня у меня есть помощники – ведущие программы. Это ваши одноклассники.

Ведущая 1:

Мы поприветствовали друг друга на японском языке. Некоторые из вас, возможно, мечтают побывать в этой удивительной стране восходящего солнца, где вас приветствуют именно так, а ещё низко кланяются с уважением к тому, с кем здороваются.

Какую страну так называют? 3

Дети: (Японию).


Ведущий 2:


Верно! Сегодня мы с вами проведём виртуальную экскурсию в Японию. А мы с моим другом будем вашими гидами.
Эта страна откроет нам много своих тайн. Мы знаем, что вы очень любите узнавать все новое и интересное. Хотите, мы с нашим учителем откроем вам некоторые тайны Японии?


Дети: (Да).


Учитель:

Я предлагаю всем участникам сегодняшней встречи поиграть в интерактивную игру «Солнце». Каждую открытую тайну мы будем отмечать лучиком восходящего солнца. Для этого мы с моими помощниками – ведущими приготовили заготовки, которые вы будете крепить на доску.

Думаю, что вы знаете, люди какой национальности живут в Японии?

Дети: (Японцы).

Учитель:

Конечно! Основная часть коренного населения – японцы. Очень приветливый и своеобразный народ. Давайте с ними познакомимся.

Презентация. Слайды 2-5
У этих людей необычная внешность. Что особенного вы заметили в их лицах?

Дети: (Узкие глаза желтая кожа...) 4

Учитель:

Как вы думаете, почему у людей в Японии глаза такой формы?

Дети: ( Там яркое солнце, соленые брызги моря, сильный ветер дует с моря...)

Слайды 6,7,8

Учитель:

Правильно, все эти погодные условия за многие годы сделали так, что у людей в Японии узкие глаза и желтая кожа. Это отличительная черта людей монголоидной расы. Вот и раскрыта одна тайна страны восходящего солнца! И мы можем подарить один лучик нашему солнцу, которое пока нам не улыбается. А поможет мне это сделать тот, кто загадает нам японскую загадку про времена года и явления природы. Среди вас есть такие?

(Выходит один из детей, загадывает загадку всем участникам встречи и после отгадки прикрепляет лучик)

Ведущая 1:

В Японии живут умные и веселые люди, вы видели на слайдах подтверждение этому. Они знают много интересных игр. Мы сегодня научим вас одной из них. Хотите? Тогда вставайте в круг!

(Разучивается подвижная игра «Если весело живется, делай так». Звучит мелодия песни с одноимённым названием)

Ведущий 2:

А я приглашаю вас снова к экрану. В Стране восходящего солнца 5

люди очень гостеприимны и доброжелательны. Они любят дарить

друг другу подарки. Сегодня вы будете участниками мастер –класса по

изготовлению икебаны, а мы вам в этом поможем

Слайды 9,10,11 (икебана 6 композиций).

- Что вы видите на экране?

Дети: (Цветы, букеты, ветки...)

Учитель:

Эти букеты - традиционные японские подарки. Они называются икебана. Чтобы составить икебану, нужно знать определённые правила.

Ведущая 1:

Японцы говорят: «Икебана – песня цветов, которая создает настроение». Посмотрите, каждая икебана имеет основное направление, а значит, передает свое особое настроение. Давайте каждый займём своё место за рабочими столами, где разложены заготовки. Разделимся на творческие группы по 4 человека и будем создавать свои икебаны в соответствии с образцами

(Дети делятся на творческие группы по 4 человека и садятся за столы)

Учитель:

Слайд 9

- Куда направлены ветки, цветы в этом букете?

Дети: (Вверх). 6

Учитель:

Поднимите руки вверх. Если ветки направлены вверх, значит, эта икебана рассказывает о радости, веселье.

Слайд 10

- А здесь, как расположены веточки?

Дети: (Вверх и немного в сторону).

- Покажите руками. Это значит, что икебана говорит о спокойствии, равновесии.

Слайд 10

- Вот еще одна цветочная композиция, в ней все цветы направлены в сторону и немного вниз (показ). Попробуйте догадаться, какое настроение спряталось в этом букете.

Дети: (Может быть грусть, печаль...)

- Теперь вы знаете правило составления икебаны. А значит, открыли для себя еще одну тайну Страны восходящего солнца. Ведущие помогут вам закрепить ещё один лучик на модели солнца. А сделает это тот из вас, кто тоже знает японские загадки о природе, цветах и загадает их.

(Выходит ученик, который загадывает загадки о цветах и, дождавшись отгадки, прикрепляет очередной лучик солнца)

- Хотите сами составить такой букет-настроение?

Дети: (Да). 7

Учитель:

На столах приготовлены листки цветной бумаги для изготовления цветов сакуры – японской вишни - и ветки. Ваша задача - украсить ветки цветами и составить икебану.


Учитель:

Я приглашаю вас к творчеству! Обязательно договоритесь в своей группе, какое настроение будет у вашего букета, о чем он будет рассказывать. Модели-правила можно смотреть на слайдах. У вас получится красиво, я уверена! А мои помощники вам помогут!
(практическая работа детей под японскую музыку)

Учитель:

Вы справились с работой! Чтобы посмотреть, какие икебаны получились, встаньте свободнее, полукругом, и каждая группа пусть презентует свою работу.

(Идёт презентация икебан)

Учитель:

А теперь, друзья мои, «онами, конами яма сикатуя». Интересно узнать, что я сказала? Это значит: Сделал дело – гуляй смело.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: (Когда поработаешь, можно и отдохнуть).

Учитель:

Вы хорошо потрудились, и пришло время отдохнуть!

Проходите на свои прежние места. Посмотрите на экран 8

Слайды 11,12

- В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Это необычное чаепитие. Обратите внимание, люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая. Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение. Не зря японцев считают самой здоровой нацией в мире. Хотите тоже побывать на чайной церемонии?

Дети: (Да).

Учитель:

Тогда проходите к столу, где стоят чайники и чашки, представьте, что вы опускаетесь на колени и присаживаетесь на пяточки, как настоящие японцы. Какие у вас прямые спины, мне очень приятно на вас смотреть. А я, как хозяйка чайной церемонии, заварю для вас цветочный чай. Мои помощники помогут раздать чашки.

(Заваривается чай в заварочные чайники, разливается по чашкам ).

- Именно такой пьют в Японии, разливая его в чашки всего на 2 глотка. Во время чайной церемонии ведут беседы, читают необычные стихи, написанные в определённом жанре – хокку или хайку. Вот одно такое стихотворение:

Бабочка, не спи,
Проснись же поскорей,
Давай с тобой дружить.

- А вот еще одно:

Ветер налетел, 9
Листья сорвал.
Осень...

- Вы сегодня должны были подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца хокку и хайку. Начинаем наш конкурс!

(Дети читают наизусть подготовленные дома стихи, подводится итог конкурса, победителям вручаются сладкие сувениры)

- А хотите вместе придумаем японское стихотворение?

Дети: (Давайте попробуем!)

Учитель:

- Я начну, а вы продолжите:

Я смотрю на прекрасный букет,
Он...
Дети: (Дарит мне радость! Такой красивый! Такой радостный!)


Ведущая 1: Разрешите мне тоже вместе с вами сложить стих-хокку, вот первая его строка: мы сделали цветы сакуры…

Дети: (Они такие красивые. Сложим икебану)

Ведущий 2:

А теперь попробуйте сложить свой стих самостоятельно. Тему выбираете сами. Тот, кто сделает это первым, прикрепит следующий лучик до солнца.

(Дети сочиняют стихи, первый справившийся с заданием крепит лучик до солнца)

Учитель:

- Вы узнали еще одну тайну Японии – научились сочинять японские стихи. И у нашего солнца появился уже четвёртый лучик. Наше солнце уже улыбается нам. 10
- Вот и чай почти распустился, а пока я его разливаю, скажите:
Какие тайны Японии вы сегодня узнали?
Какая тайна особенно вас удивила? Что вы можете рассказать своим одноклассникам и родителям дома о Японии?

- А сейчас вы познакомитесь с ещё одной тайной Японии. Она связана со спортом. К нам пришли в гости два японских борца, которые одеты в кимоно и покажут нам несколько приёмов японской борьбы.

- Скажите, как называют одежду японских спортсменов?

Дети: (кимоно)

- Правильно. А как называется японская борьба?

Дети: (сумо)

- Верно

(два ученика демонстрируют приёмы борьбы. Потом они крепят очередной лучик к солнцу)

Учитель:

Ребята, я приготовила вам сегодня к нашей встрече фото о Японии и картины японской природы. Глядя на них, вы всегда сможете рассказать о Японии своим друзьям, одноклассникам.
Есть еще 1 лучик свободный, это тайна Японии, которую вы сами сможете открыть и добавить на картину.
А икебаны пригодятся вам для украшения.

Подведение итогов:

Учитель:

- Что Вам понравилось сегодня на уроке?

- Как японцы здороваются друг с другом?

- А какие слова приветствия говорим мы на украинском языке?

- О каких традициях японского народа мы сегодня узнали?

- Какие особенные стихи читали ваши друзья? Спасибо за хорошее настроение на уроке и умение быть толерантными!

Дополнительный материал фото 11



















Церемония чаепития в 5-А классе



2.



















Приятно пить чай и слушать красивую японскую музыку.

Мы держим в руках бумажный журавлик – символ мира, счастья, благополучия!

3. 12





















Наши борцы готовы к поединку: Савченко Егор и Швыдкой Андрей



4.



















Все участники чайной церемонии – болельщики





5. 13

Примеры загадок:

Японские загадки про времена года

1. Как тяжел первый снег.
Опустились и грустно поникли
Листья нарциссов. (Зима)

2. Один человек
И одна случайная муха
В большой гостиной. (Лето)

3. Летняя гроза.
Карпа в заводи
по макушке
Стукнули капли. (Лето)

4. Метелка травы
Бьется, бьется,
дрожит под ветром
Ее сердечко. (Осень)

5. Осенняя буря.
Какого-то придется сейчас
Тем пяти домишкам? (Осень)

6. Поет соловей
На цветущей ветке. (Весна)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"Страна восходящего солнца" Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Автор: Лисякова Тамара Миколаївна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 443975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства