"Страна восходящего солнца" Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
"Страна восходящего солнца" Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
Мероприятие будет интересным учителям русского языка и зарубежной литературы в контексте проведения тематической недели японской литературы и культуры в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- модель «Тайны Японии»; - модель «правила составления букета «икебана»; - презентация на тему «Япония»; - костюмы «кимоно» (спортивные); - музыкальное сопровождение – аудиозапись «Чайная церемония»; 2 - раздаточный материал для составления букета «икебана»: ветки, цветы, листья, клей, подставки; - оборудование для чайной церемонии: заварочные чайники – 2 шт., электрочайники – 2 шт., пиалы, скатерти, цветочный чай.
Ход занятия:
Звучит японская музыка (тихо)
Учитель:
Я очень рада видеть вас, ребята! Пасикока (говорит по-японски). Поздоровайтесь и вы со мной так же.
(Дети повторяют приветствие по-японски).
В нашей школе проводится неделя культуры и литературы Японии, страны восходящего солнца. Поэтому в кабинете, где мы встретились сегодня, есть фото и картины японской природы, на столах – чайники и цветочный чай, некоторые дети одеты в кимоно – национальную одежду японцев. А ещё в зале звучат мелодии японских песен. Сегодня у меня есть помощники – ведущие программы. Это ваши одноклассники.
Ведущая 1:
Мы поприветствовали друг друга на японском языке. Некоторые из вас, возможно, мечтают побывать в этой удивительной стране восходящего солнца, где вас приветствуют именно так, а ещё низко кланяются с уважением к тому, с кем здороваются.
Какую страну так называют? 3
Дети: (Японию).
Ведущий 2:
Верно! Сегодня мы с вами проведём виртуальную экскурсию в Японию. А мы с моим другом будем вашими гидами. Эта страна откроет нам много своих тайн. Мы знаем, что вы очень любите узнавать все новое и интересное. Хотите, мы с нашим учителем откроем вам некоторые тайны Японии?
Дети: (Да).
Учитель:
Я предлагаю всем участникам сегодняшней встречи поиграть в интерактивную игру «Солнце». Каждую открытую тайну мы будем отмечать лучиком восходящего солнца. Для этого мы с моими помощниками – ведущими приготовили заготовки, которые вы будете крепить на доску.
Думаю, что вы знаете, люди какой национальности живут в Японии?
Дети: (Японцы).
Учитель:
Конечно! Основная часть коренного населения – японцы. Очень приветливый и своеобразный народ. Давайте с ними познакомимся.
Презентация. Слайды 2-5 У этих людей необычная внешность. Что особенного вы заметили в их лицах?
Дети:(Узкие глаза желтая кожа...) 4
Учитель:
Как вы думаете, почему у людей в Японии глаза такой формы?
Дети:( Там яркое солнце, соленые брызги моря, сильный ветер дует с моря...)
Слайды 6,7,8
Учитель:
Правильно, все эти погодные условия за многие годы сделали так, что у людей в Японии узкие глаза и желтая кожа. Это отличительная черта людей монголоидной расы. Вот и раскрыта одна тайна страны восходящего солнца! И мы можем подарить один лучик нашему солнцу, которое пока нам не улыбается. А поможет мне это сделать тот, кто загадает нам японскую загадку про времена года и явления природы. Среди вас есть такие?
(Выходит один из детей, загадывает загадку всем участникам встречи и после отгадки прикрепляет лучик)
Ведущая 1:
В Японии живут умные и веселые люди, вы видели на слайдах подтверждение этому. Они знают много интересных игр. Мы сегодня научим вас одной из них. Хотите? Тогда вставайте в круг!
(Разучивается подвижная игра «Если весело живется, делай так». Звучит мелодия песни с одноимённым названием)
Ведущий 2:
А я приглашаю вас снова к экрану. В Стране восходящего солнца 5
люди очень гостеприимны и доброжелательны. Они любят дарить
друг другу подарки. Сегодня вы будете участниками мастер –класса по
изготовлению икебаны, а мы вам в этом поможем
Слайды 9,10,11 (икебана 6 композиций).
- Что вы видите на экране?
Дети:(Цветы, букеты, ветки...)
Учитель:
Эти букеты - традиционные японские подарки. Они называются икебана. Чтобы составить икебану, нужно знать определённые правила.
Ведущая 1:
Японцы говорят: «Икебана – песня цветов, которая создает настроение». Посмотрите, каждая икебана имеет основное направление, а значит, передает свое особое настроение. Давайте каждый займём своё место за рабочими столами, где разложены заготовки. Разделимся на творческие группы по 4 человека и будем создавать свои икебаны в соответствии с образцами
(Дети делятся на творческие группы по 4 человека и садятся за столы)
Учитель:
Слайд 9
- Куда направлены ветки, цветы в этом букете?
Дети:(Вверх). 6
Учитель:
Поднимите руки вверх. Если ветки направлены вверх, значит, эта икебана рассказывает о радости, веселье.
Слайд 10
- А здесь, как расположены веточки?
Дети:(Вверх и немного в сторону).
- Покажите руками. Это значит, что икебана говорит о спокойствии, равновесии.
Слайд 10
- Вот еще одна цветочная композиция, в ней все цветы направлены в сторону и немного вниз (показ). Попробуйте догадаться, какое настроение спряталось в этом букете.
Дети:(Может быть грусть, печаль...)
- Теперь вы знаете правило составления икебаны. А значит, открыли для себя еще одну тайну Страны восходящего солнца. Ведущие помогут вам закрепить ещё один лучик на модели солнца. А сделает это тот из вас, кто тоже знает японские загадки о природе, цветах и загадает их.
(Выходит ученик, который загадывает загадки о цветах и, дождавшись отгадки, прикрепляет очередной лучик солнца)
- Хотите сами составить такой букет-настроение?
Дети:(Да). 7
Учитель:
На столах приготовлены листки цветной бумаги для изготовления цветов сакуры – японской вишни - и ветки. Ваша задача - украсить ветки цветами и составить икебану.
Учитель:
Я приглашаю вас к творчеству! Обязательно договоритесь в своей группе, какое настроение будет у вашего букета, о чем он будет рассказывать. Модели-правила можно смотреть на слайдах. У вас получится красиво, я уверена! А мои помощники вам помогут! (практическая работа детей под японскую музыку)
Учитель:
Вы справились с работой! Чтобы посмотреть, какие икебаны получились, встаньте свободнее, полукругом, и каждая группа пусть презентует свою работу.
(Идёт презентация икебан)
Учитель:
А теперь, друзья мои, «онами, конами яма сикатуя». Интересно узнать, что я сказала? Это значит: Сделал дело – гуляй смело.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: (Когда поработаешь, можно и отдохнуть).
Учитель:
Вы хорошо потрудились, и пришло время отдохнуть!
Проходите на свои прежние места. Посмотрите на экран 8
Слайды 11,12
- В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Это необычное чаепитие. Обратите внимание, люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая. Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение. Не зря японцев считают самой здоровой нацией в мире. Хотите тоже побывать на чайной церемонии?
Дети:(Да).
Учитель:
Тогда проходите к столу, где стоят чайники и чашки, представьте, что вы опускаетесь на колени и присаживаетесь на пяточки, как настоящие японцы. Какие у вас прямые спины, мне очень приятно на вас смотреть. А я, как хозяйка чайной церемонии, заварю для вас цветочный чай. Мои помощники помогут раздать чашки.
(Заваривается чай в заварочные чайники, разливается по чашкам ).
- Именно такой пьют в Японии, разливая его в чашки всего на 2 глотка. Во время чайной церемонии ведут беседы, читают необычные стихи, написанные в определённом жанре – хокку или хайку. Вот одно такое стихотворение:
Бабочка, не спи, Проснись же поскорей, Давай с тобой дружить.
- А вот еще одно:
Ветер налетел, 9 Листья сорвал. Осень...
- Вы сегодня должны были подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца хокку и хайку. Начинаем наш конкурс!
- А хотите вместе придумаем японское стихотворение?
Дети:(Давайте попробуем!)
Учитель:
- Я начну, а вы продолжите:
Я смотрю на прекрасный букет, Он... Дети: (Дарит мне радость! Такой красивый! Такой радостный!)
Ведущая 1: Разрешите мне тоже вместе с вами сложить стих-хокку, вот первая его строка: мы сделали цветы сакуры…
Дети: (Они такие красивые. Сложим икебану)
Ведущий 2:
А теперь попробуйте сложить свой стих самостоятельно. Тему выбираете сами. Тот, кто сделает это первым, прикрепит следующий лучик до солнца.
(Дети сочиняют стихи, первый справившийся с заданием крепит лучик до солнца)
Учитель:
- Вы узнали еще одну тайну Японии – научились сочинять японские стихи. И у нашего солнца появился уже четвёртый лучик. Наше солнце уже улыбается нам. 10 - Вот и чай почти распустился, а пока я его разливаю, скажите: Какие тайны Японии вы сегодня узнали? Какая тайна особенно вас удивила? Что вы можете рассказать своим одноклассникам и родителям дома о Японии?
- А сейчас вы познакомитесь с ещё одной тайной Японии. Она связана со спортом. К нам пришли в гости два японских борца, которые одеты в кимоно и покажут нам несколько приёмов японской борьбы.
- Скажите, как называют одежду японских спортсменов?
Дети: (кимоно)
- Правильно. А как называется японская борьба?
Дети: (сумо)
- Верно
(два ученика демонстрируют приёмы борьбы. Потом они крепят очередной лучик к солнцу)
Учитель:
Ребята, я приготовила вам сегодня к нашей встрече фото о Японии и картины японской природы. Глядя на них, вы всегда сможете рассказать о Японии своим друзьям, одноклассникам. Есть еще 1 лучик свободный, это тайна Японии, которую вы сами сможете открыть и добавить на картину. А икебаны пригодятся вам для украшения.
Подведение итогов:
Учитель:
- Что Вам понравилось сегодня на уроке?
- Как японцы здороваются друг с другом?
- А какие слова приветствия говорим мы на украинском языке?
- О каких традициях японского народа мы сегодня узнали?
- Какие особенные стихи читали ваши друзья? Спасибо за хорошее настроение на уроке и умение быть толерантными!
Дополнительный материал фото 11
Церемония чаепития в 5-А классе
2.
Приятно пить чай и слушать красивую японскую музыку.
Мы держим в руках бумажный журавлик – символ мира, счастья, благополучия!
3. 12
Наши борцы готовы к поединку: Савченко Егор и Швыдкой Андрей
4.
Все участники чайной церемонии – болельщики
5. 13
Примеры загадок:
Японские загадки про времена года
1. Как тяжел первый снег. Опустились и грустно поникли Листья нарциссов. (Зима)
2. Один человек И одна случайная муха В большой гостиной. (Лето)
3. Летняя гроза. Карпа в заводи по макушке Стукнули капли. (Лето)
4. Метелка травы Бьется, бьется, дрожит под ветром Ее сердечко. (Осень)
5. Осенняя буря. Какого-то придется сейчас Тем пяти домишкам? (Осень)