kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сленг как втористочник русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык — один из самых богатых языков в мире, в которой словарный запас настолько огромен, что практически каждое слово имеет свой синоним, а то и по нескольку синонимов. Но в последнее время словарный запас обновляется. Старорусские слова пропадают из лексикона, зато приходят новые слова, которые заменяют те самые, старорусские.

Многие говорят, что русский язык, как культура, гибнет из новых «словечек». Компьютеризация охватила весь мир.Почему молодежь используется новые слова, «придуманные» или переработанные из других языков? Почаще прислушивайтесь к своей речи, мысленно пытайтесь скорректировать сказанное, постарайтесь обогащать свою речь только приятными теплыми словами, которые будут радовать слух окружающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«сленг как втористочник русского языка »

Тема: Сленг как втористочник русского языка

Цели и задачи : показать роль и место сленга в русском языке; определить пути и способы образования сленга; воспитывать любовь к родному языку.


Слайд 1.

Добрый день, друзья! Русский язык — один из самых богатых языков в мире, в которой словарный запас настолько огромен, что практически каждое слово имеет свой синоним, а то и по нескольку синонимов. Но в последнее время словарный запас обновляется. Старорусские слова пропадают из лексикона, зато приходят новые слова, которые заменяют те самые, старорусские.

Многие говорят, что русский язык, как культура, гибнет из новых «словечек». Компьютеризация охватила весь мир, и поэтому сейчас, в основном, в русский язык внедряются англицизмы — слова, пришедшие из английского языка.

Почему молодежь используется новые слова, «придуманные» или переработанные из других языков? Все происходит от массовой безграмотности. Из-за этого сейчас бьют в набат, потому что молодежь отказывается учиться, потому что им легче разговаривать на своем — компьютерном языке.

Процесс обновления языка неизбежен. Для того чтобы помнить старорусские красивые слова «уста», «очи», «коромысло», существуют литературные произведения. Но ведь коромысло уже не используется по всему миру, тогда зачем нужно это слово. Слово «дворяне» не является старорусским, но его не употребляют сейчас, потому что дворян сейчас нет.

Раньше разговоры шли о конкретных вещах, поэтому слова были конкретные. То же самое происходит и сейчас, каждая новая вещь имеет свое конкретное название, каждый предмет называется своим именем, и раз мы пользуемся новыми предметами, значит, в русском языке должны использоваться новые слова.


Слайд 2.

Внимание на экран.

- Как вы думаете, почему Галя отказалась от предложения посетить салон?

(она ничего не поняла из сказанного)

- Правильно. Сегодня в речи много слов, которые не всем понятны. Я хочу поговорить с Вами о сленге как втористочнике русского языка.

Рассмотрим причины нарушения экологии современного русского языка и возможные способы их решения.

Актуальность темы в том, что сленг потеснил и продолжает теснить нормативную лексику. В наши дни сленг является неотъемлемой частью нашей жизни. Люди привыкают к нему, и порой даже не догадываются, что определенные слова не характерны для литературного языка.

Так что же такое сленг?

Слайд 4.

Правильно. В «Толковом словаре русского языка» под ред. С.Г. Бурхударова сленг(жаргон)-условный язык, какой-либо небольшой социальной или профессиональной группы, объединенной по профессии, интересам или возрасту.

Каждая группа будет работать с определенным видом жаргона. А каким, вы определите, посмотрев заставки.

Слайд 5,6,7.

Какие же 3 вида жаргона вы видели?

(блатной (тюремный),

компьютерный,

информационный(журналистический, телевизионный).


Молодцы. А сейчас переверните карточки и посмотрите, с каким жаргоном работает ваша группа.

Задание для групп. Всем вам известна сказка «Колобок». Переведите ее на язык жаргона. В помощь вам розданы словари.

Пока идет работа в группах, мы поговорим с вами о том, что нам особенно близко. Я говорю о школьном сленге, который мы слышим каждый день.

Отдельные слова школьного сленга появились еще в 19 веке. Их можно встретить в литературных произведениях. Например,

Лупетка – лицо

Синявка – классная дама

Парфетки – лучшие ученицы.

Попробуем и мы перевести некоторые слова со школьного сленга на русский литературный язык. За правильный ответ вы получите смайлик.

Слайд: А смайлик это – улыбка, довольная мордочка.

Щенок – ученик младших классов.

Ящик – телевизор.

Перец – молодой парень.

Шнурки – родители.

Капуста – деньги.

Молодцы. Оказывается, среди нас есть знатоки школьного сленга, которым легко общаться с детьми. Но помните, что нужно вовремя корректировать речь учащихся, чтобы показать красоту русского языка.

А сейчас вернемся к группам и послушаем, что же у них получилось.

Молодцы. Все справились со своим заданием.

Я хочу отметить, что сленг был, есть и будет в лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие появляются. Конечно, плохо, если сленг полностью заменит человеку нормальную речь,- тогда это будет просто какая-то людоедочка Эллочка. Но современного человека совсем без сленга представить невозможно.

Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется и в литературе, и в прессе. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения.

Не могу не процитировать Максима Горького «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».


Как будут говорить нынешние первоклассники, когда вырастут? Во многом это зависит и от нас самих. Жаргона в речи школьников 1980-х годов было больше, чем сейчас, как это ни покажется странным. Однако общая культура речи выровняла манеру говорить.

Почаще прислушивайтесь к своей речи, мысленно пытайтесь скорректировать сказанное, постарайтесь обогащать свою речь только приятными теплыми словами, которые будут радовать слух окружающих.

Рефлексия В завершении нашего общения я хочу услышать от вас отклики о беседе литературными словами и словами жаргонизмами


ВСЕМ СПАСИБО!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
сленг как втористочник русского языка

Автор: Тимофеева Оксана Александровна

Дата: 21.09.2014

Номер свидетельства: 114168


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства