kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система военно-патриотического воспитания на уроках и во внеклассной работе с использованием музейной педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из форм работы по формированию гражданственности и патриотизма является использование материалов музея на уроках и во внеурочной деятельности. Школьный музей - большой помощник в решении образовательно- воспитательных задач. Он способствует расширению кругозора и развитию познавательных интересов и способностей учащихся. Метод использования музейных материалов позволяет учителю вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям.

Просмотр содержимого документа
«Система военно-патриотического воспитания на уроках и во внеклассной работе с использованием музейной педагогики»

Замуленко Ирина Андреевна

ЛО, Кировский район, пос. Мга

МБОУ Мгинская СОШ


«ПО СЛЕДАМ ГЕРОЕВ: СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ»


В многообразной деятельности школ по социальному воспитанию учащихся в современных условиях все большее значение приобретают школьные музеи, в практике которые происходят изменения, состоящие в усилении образовательной и развивающей функций. Современная социально-экономическая и образовательная реформа школы, её значимость в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей диктует необходимость формирования высоких морально-этических принципов учащихся. Разрушение прежней системы ценностей создало духовный вакуум. Обесценились идеи патриотизма, служения Отечеству.

В молодёжной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, агрессивность, антипатриотические настроения. Каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире?

Для нас, педагогов, очень важно не только то, какую специальность наш выпускник выберет, но и насколько сформированным будет его эмоционально-личностное отношение к жизненным ценностям, да и какими вообще будут эти жизненные ценности.

В деле воспитания любви к родному краю, формирования сознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире роль школьного музея трудно переоценить .Музей - большой помощник в обучении и воспитании. Он учит любить наше село — нашу малую Родину.

В этом году музею нашей школы исполнилось 35лет. Оставить без внимания эту дату было бы непростительно: в нашем музее накоплен уникальный материал. Наш посёлок- место жесточайших боёв. Здесь проходила линия прорыва блокады Ленинграда, а Мга тоже 853 дня была в блокаде.

Наконец, на территории нашего района сражалась 2-ая Ударная армия в составе Волховского фронта. Об этой армии вплоть до 80-х годов прошлого века почти не было никаких печатных источников, а клеймо “той самой, власовской” было “повешено” даже на всех ветеранов,, оставшихся в живых. По заданию Совета ветеранов 2-ой Ударной армии, председателем которого был Крупица К.К.(большой друг нашей школы, к сожалению, сейчас его нет в живых), был начат сбор материалов о ветеранах, принимавших участие в освобождении нашей земли. На письма следопытов с большой теплотой и активностью откликнулись ветераны. С годами накопился богатый материал, и в сентябре 1981 года в школе был открыт музей Боевой славы, отражающий Синявинскую наступательную операцию.

В музее собраны фотографии военных лет, послевоенного времени, рукописи воспоминаний, стихи, рисунки ветеранов, боевые реликвии и другие материалы.

Фонды музея постоянно пополнялись за счёт походов учащихся с ветеранами по местам боёв. Ученики побывали на экскурсиях в Минске, Бресте, откуда привезли землю с Кургана Славы, с мест у Вечного огня (Брест, Хатынь). Большое значение в пополнении фондов музея имели встречи с ветеранами. 20 лет назад в школу приезжали до 150 ветеранов, они всегда привозили с собой ценные материалы. К сожалению, сейчас ветеранов собирается не более 5-8 человек. Поисковой группой “Пламя” были созданы картотеки с адресами ветеранов 2-ой Ударной армии, постоянно поддерживалась с ними связь. Люди эти были очень нам дороги и сами относились к нам с большой теплотой, потому что слишком долго были не востребованы их воспоминания, ведь ярлык “власовцы", порождённый распространённой лживой версией, больно сжимал их сердца довольно долгое время. Всё дело оказалось в командующем , генерал-лейтенанте А.А.Власове, сдавшемся в плен 10 июня 1942 года, а в сорок третьем возглавившем так называемую “Русскую освободительную армию”, воевавшую на стороне фашистов. Есть понятия незыблемые, не подлежащие пересмотру: защита Отечества от агрессора-геройство; выступление против собственного сражающегося народа на стороне врага — предательство. Иное толкование безнравственно.

В музее на историческом документальном материале, на воспоминаниях ветеранов формирование устоев нравственности происходит куда более органично и доступно.

Хлебом-солью встречали учащиеся всегда участников Синявинской наступательной операции. Под звуки оркестра возлагались гирлянды славы к памятнику ученикам школы, погибшим в годы войны.

Торжественные линейки Памяти, литературно-музыкальные композиции, уроки Мужества, конкурсы чтецов — все это прочно вошло в систему военно-патриотического воспитания учащихся в нашей школе, стало традиционным. Быть может, не очень уместным окажется здесь это слово, но на этих праздниках появился некий налёт “обыденности”, хотя тепло и торжественность этих встреч всегда трогали душу не только ветеранам, что вполне объяснимо, но и всем ученикам.

Но в 2016 году — юбилей музея, и нам с ребятами захотелось отметить эти даты как-то по-особенному.

Вот и решили мы написать сценарий ко дню освобождения посёлка от немецко-фашистских захватчиков. Основная цель моего проекта была такой : оптимизировать ресурсы школьного музея для создания образовательного пространства, направленного на воспитание чувств гражданственности, патриотизма и развитие личности, способной оценить подвиг отцов и дедов в Великой Отечественной войне, способной любить Родину.

К сожалению, слова эти на бумаге кажутся слишком общими, стандартными, даже, может быть, с оттенком языкового клише. Но занимаясь этим проектом, прекрасно понимала, что правильная подача знаний о жестокости, существующей на земле, рождает в душе ребёнка стремление избежать этой жестокости. Нынешнее информационное пространство, в котором находятся школьники, жестокость не просто вырабатывает в душе, а порой открыто насаждает.

Поэтому привлечение ребят к работе с музейными документами, посещение мест боёв, исследование исторических документов, безусловно, формирует гражданина и патриота.

Воспитывая человека , мы часто думаем, как вселить в него веру в добро? Как добиться понимания того; что мир в любом случае лучше войны? Это понимание необходимо человеку на протяжении всей жизни.

Работа над проектом была долгосрочной, принимали участие в ней ребята разных классов. Я учитель литературы , а не истории. Работая над проектом, понимала , что эта работа должна принести плоды и при подготовке к ЕГЭ : написание сценария — это создание текста. А ведь и в 9 классе на ОГЭ, и в 11 классе на ЕГЭ, выполняя задание части “C,” выпускники создают текст.

В ходе работы над проектом ребятам пришлось работать с большим объёмом музейных материалов, выбор некоторых из них нужно было обосновывать, это привело к необходимости написания сочинений разных жанров, а именно это умение ( создать собственное речевое высказывание, в котором нужно в письменной форме передать свои мысли и чувства таким образом, чтобы они были адекватно поняты и оценены читающим,) пригодится учащимся при подготовке кОГЭ и ЕГЭ.

На первом этапе был составлен план работы и сформированы группы. Затем работа началась по плану: 1 группа изучала материалы о роли Синявинской наступательной операции в прорыве блокады Ленинграда; 2 группа собирала материалы о нашем посёлке в годы войны; 3 группа посещала мемориал на Синявинских высотах; 4 группа – немецкое захоронение в деревне Сологубовка. Об итогах своей работы ребята отчитывались сочинениями. Каждая группа ребят чётко понимала, что написать сочинение, как и создать любой текст, вне жанра - невозможно. Ребята ещё раз повторили, чем сочинения разных жанров (а написали они сочинение-размышление, сочинение-рассуждение, сочинение-эссе, очерк для газеты и рецензию на книгу) отличаются друг от друга. Этими сочинениями ребята не только отчитывались о своей работе, но и обосновывали отбор музейного материала для сценария.

Надо сказать, что почти все сочинения тронули меня своей искренностью, все работы были разные, не было ни одного похожего сочинения, например, Ефимов С., ученик 11 класса ,в сочинении-рассуждении”Нужно ли нам читать книги о войне” пишет :”Мне искренне жать тех людей, которые говорят, что историческая литература нам не нужна. Ведь в истории заключается огромная сила! Без истории нет ни государства, ни человека!”

К нам в школу 3 раза в год приезжает из Санкт-Петербурга – ветеран II Ударной Армии, единственная оставшаяся в живых из 128 стрелковой роты медсестра. Карпенко Нинель Ивановна, Киприянов П. писал сочинение “Над страницами книги Изольды. Ивановой” Синявино. Осень 42-ого.”Он размышлял в своей работе о роли именно этой роты в Синявинской наступательной операции

Мальчик встречался с этой женщиной-ветераном, ей было 16лет, когда она ушла на фронт; Ему сейчас столько же. Разве могло быть его сочинение лишённым искренности?! И так можно рассказывать о каждом сочинении.

На территории нашего района есть ещё одно братское захоронение, только немецкое. Огромное ухоженное кладбище немцев на нашей территории. В центре кладбища наш православный храм, очень красивый, восстановлен он был на средства правительства Германии.

К этому захоронению и до сих пор в душах наших людей живёт неоднозначное отношение. Ребята посетили и это захоронение и написали сочинения-эссе.

На последнем этапе работы мы с ребятами написали сценарий, он был положен в основу постановки, которая получилась необыкновенно проникновенной и интересной. Равнодушных в зале не было. Война – особое время, когда люди делятся на врагов и братьев по оружию. Такие качества человеческого характера, как ответственность за жизнь друга, способность действовать вместе для достижения общей цели – залог успеха боевой операции. Без них не выжить и не победить. Погружаясь в изучение военной истории, ребёнок сердцем видит ценность этих качеств и уже никогда не расстанется с этим пониманием.

Образовательные задачи очень многих уроков литературы тесно связаны с воспитанием гражданственности и патриотизма. Страницы прошлого нашей страны предоставляет нам такую возможность.

Музей создаёт вокруг ученика образовательное пространство, которое выводит его за рамки школы, что, безусловно, способствует выстраиванию его профессионального интереса и помогает в социальном самоопределении.

Участие в работе музея формирует у учащихся навык поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность, предоставляет возможность для самостоятельной творческой работы. Ребята оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего сейчас особую ценность. Здесь проявляется инициатива, умение работать в команде, учитывать интересы других людей, проявлять лидерские качества, что впоследствии положительно скажется в профессиональной деятельности, поможет в социальной адаптации.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Замуленко Ирина Андреевна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401511

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства