kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар "Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование разных способов при работе с текстами различной направленности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО"»













Метапредметные связи

на уроках русского языка и литературы

в условиях ФГОС ООО







Подготовила: учитель русского

языка и литературы Кудашева Елена Гелиевна










2017 год

Важнейшая задача ФГОС - формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам, осваивающим русский язык и литературу, умение учиться, развитие навыков самостоятельной работы с языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, совокупность определённых навыков и способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей.

Что же такое метапредметы и метапредметные связи? Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлективности: ученик не запоминает, а осмысливает важнейшие понятия. Создаются условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока способностей.

Преподавание русского языка и литературы – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей.           

Но новшество само по себе ничего не даёт, оно становится новой инновационной методикой, только если получает практическое использование в жизни и приводит к конкретному результату. Именно на конкретный результат – на практическое владение речью, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи) - и должны быть направлены старания учителя.

Несомненно, на вооружении учителя остаются фундаментальные технологии. Однако требования времени предполагают включение в работу новых образовательных технологий, так как преподавание по старинке не даёт желаемых результатов в получении конечной цели.

          В своей практике я использую разные способы при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении текстов , а также при подготовке к итоговой аттестации. В частности, при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму» я предлагаю обучающимся выполнить следующее задание: «Буквой Г. отметить предложения, в которых используется гипербола, а буквой С.-сравнение»

  1. «Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле».

  2. «О Петров день (Герасим) так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой,,,» .

  3. Герасим «соорудил …кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё-не погнулась бы…»

  4. «Переселённый в город, он не понимал, что с ним такое деется, скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы…»

  5. В 6 классе по предмету литература изучается роман А.С.Пушкина «Дубровский», а по русскому языку идёт работа по разделу «Лексика. Культура речи». Именно поэтому есть необходимость использования межпредметной связи этих дисциплин. Предлагаю поработать с отрывком из этого текста, так как считаю целесообразным использовать произведение из литературы 19 века, где можно отыскать и заимствованные, и устаревшие слова.

Задание № 1

Перед вами карточки с текстом.

В это время больной сидел в спальной у окна. Он узнал Кирила Петровича, и ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. Сын его, сидевший тут же за хозяйственными книгами, поднял голову и поражен был его состоянием. Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева. Он торопливо подбирал полы своего халата, собираясь встать с кресел, приподнялся… и вдруг упал. Сын бросился к нему, старик лежал без чувств и без дыхания - паралич его ударил. «Скорей, скорей в город за лекарем!» - кричал Владимир. «Кирила Петрович спрашивает вас», - сказал вошедший слуга. Владимир бросил на него ужасный взгляд.

  1. Определите стиль текста, назовите автора и произведение, из которого этот отрывок взят. (художественный, А.С. Пушкин «Дубровский»)

  2. Найдите 1 устаревшее слово и подберите к нему современный синоним. (лекарь – совр. врач,доктор)

  3. Найдите заимствованное слово из тюркского языка. (халат)

  4. Найдите во 2-ом предложении словосочетания (прилаг.+сущ.), характеризующие душевное состояние героя, вызванное приездом Кирила Петровича. (ужасное смятение, багровый румянец, обыкновенной бледности, невнятные звуки). Вспомните, как называются выразительные средства речи, используемые авторами для красочных определений предметов и явлений? (эпитеты).

Выполняя задание такого рода, обучающиеся закрепляют знания о заимствованных и об устаревших словах, знания о словосочетаниях, вспоминают понятие о выразительных средствах речи. Здесь прослеживается межпредметная связь русского языка и литературы. Обучающиеся учатся понимать необходимость знания как одного, так и другого предмета.

В первой четверти восьмого класса изучается произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть самым тесным образом связана с историческими событиями и не воспользоваться этим фактом, конечно, нельзя. Поэтому на уроках литературы, посвящённых этому произведению, я использую элементы интегрированного обучения. Так, например, мною было использовано следующее задание.

Задание № 2

Нам с вами известно, что еще с начала 20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В повести, помимо Пугачёва, перед нами проходят исторические лица. Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя.

Вспомните, какие исторические события освещены в повести и что является вымыслом автора. Заполните таблицу, пользуясь справочным материалом.



Исторические лица:

Вымышленные персонажи:

Исторические события:

Вымышленные события в жизни героев:

Материал для справок:

(1) Е.И. Пугачев, (2) П.А. Гринев, (3) Петр III, (4) Миронов Иван Кузьмич, (5) Екатерина II, (6) Хлопуша, (7) Белобородов, (8) остальные персонажи повести.

(1) Взятие поволжских городов, (2) встреча Маши Мироновой с Екатериной – II, (3) казнь Пугачёва и его сподвижников, (4) крестьянские восстания, взаимоотношения с Гриневым, (5) встречи Пугачёва с Гриневым П.А., (6) безуспешная осада Оренбурга.

В данном задании чётко просматривается связь истории и литературы. Обучающиеся усваивают не только отдельное произведение, но и в целом картину событий того времени; разграничивать историческую правду и художественный вымысел, при этом осознают, что оба варианта могут благополучно сосуществовать в произведении; вспоминают исторические личности и события, связанные с ними.

В 11 классе при подготовке к ЕГЭ провожу работу по обучению написанию сочинения по прочитанному тексту. Для работы над сочинением использую отрывки из художественных произведений, пытаюсь максимально способствовать обогащению словарного запаса обучающихся для более конкретных выражений своих мыслей. Так, например, при изучении повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» на итоговом уроке, при подготовке к сочинению, я предложила обучающимся следующее задание.

Задание № 3

Прочитайте несколько отрывков из повести.

- Да-а, - протянул генерал наконец. - Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а - почем знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.

Через десять минут Желтков вернулся. Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом. И опять с больной, нервной чуткостью это понял князь Шеин.

- Я готов, - сказал он, - и завтра вы обо мне ничего не услышите. Я как будто бы умер для вас. Но одно условие - это я вам говорю, князь Василий Львович, - видите ли, я растратил казенные деньги, и мне как-никак приходится из этого города бежать. Вы позволите мне написать еще последнее письмо княгине Вере Николаевне?



Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, - так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur, N 2, op. 2.

Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.

          Но самое главное – учить детей использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

         Под влиянием изучения русского языка и литературы обучающиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, изобразительного искусства, географии. математики. При изучении в 5 классе темы «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставки» предложенный для работы текст А..Лактионова позволяет проверить и закрепить знания не только по орфографии и пунктуации, но и получить информацию о полярном сиянии, а также позволяет учителю русского языка использовать данный текст для нахождения в нём художественных средств выразительности.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и ставя недостающие знаки препинания. Разберите выделенные слова по составу. Найдите в тексте эпитеты и метафоры.

П…лярные сияния одно из величественных явлений Арктики. Они всегда во…хищали путеше…тве (н, нн)иков как бы во…награждая их за тя…кие п..р...живания ..глаживали ра..сеивали гн..тущее впеч..тление п..лярной ночи.

Трудно п..р..дать словами это и..ключительное необыч..йное зрелище. Под необ..ятным куполом тёмного неба неожиданно вырываются сн..пы св..товых лучей. Они ра..ширяются или ра..сеиваются бл..днеют или гаснут. Над бе..кончным осв..щённым л..дяным п..кровом ра..вёртываются огромные зн..мёна, словно вытканные из х..лста и света. Замирает в такие м..нуты сер..це напр..гается вн..мание зрение слух.

Задание на развитие внимания, быстроты реакции, логики позволяет проверить не только умение выполнять морфемный , фонетический, синтаксический разборы, но и скорость выполнения арифметических действий.

Числовой диктант.

Выполните арифметические действия, ответы запишите цифрами.

1.Количество букв в названии морфемы, стоящей перед корнем, разделить на число морфем в слове ГОВОРЛИВЫЙ. (9:3=3)

2.К количеству согласных звуков в слове ЁЛКА прибавить число букв, входящих в основу слова СЕГОДНЯ.(3+7=10)

3.От количества букв в корне слова УКРАСЯТ отнять количество однородных членов в предложении Основа слова может состоять из приставки, корня, суффикса. (4-3=1)

4.К количеству падежей прибавить количество букв, входящих в окончание слова КВАРТАЛ в творительном падеже. (6+2=8)

5.К количеству букв в слове, обозначающем часить города. Ограниченного пересекающимися улицами. Прибавить количество букв в приставке в слове ПОДОЗВАТЬ.

(7+4=11)

Языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.

         Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

·        самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.

·        самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.

·        уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.

         Современная школа должна сформировать у своих воспитанников целостную картину мира, которая опирается на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире. Поэтому перед школой стоит трудная задача – готовить своих учеников к жизни, к умению применять полученные знания, умения и навыки в реальных условиях.

         

       

 

 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Кудашева Елена Гелиевна

Дата: 17.11.2019

Номер свидетельства: 527420


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства