kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык:каким он будет?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык- язык великого народа, язык великой литературы. Величие и мощь русского языка общепризнаны. Русский язык считается одним из самых сильных и самых богатых языков мира. Гимны русскому языку, его богатству и выразительности можно найти в сочинениях и размышлениях почти всех крупнейших русских  писателей.

     Каждый язык имеет свою историю, "свои взлеты" и  "падения". В особенно критические моменты государственных преобразований всегда возникает опаность упустить из внимания это национальное достояние, отвлекаясь на кажущиеся более важными нужды и проблемы общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык:каким он будет? »

Русский язык: каким он будет?

Русский язык – язык великого народа, язык великой литературы. Величие и мощь русского языка общепризнаны. Русский язык считается «одним из самых сильных и самых богатых языков» мира. Гимны русскому языку , его богатству и выразительности можно найти в сочинениях и размышлениях почти всех крупнейших русских писателей. Для Тургенева , например , раздумья о судьбах Родины были неотделимы , неотрывны от мысли о «великом , могучем , правдивом и свободном русском языке».

Каждый язык имеет свою историю , свои «взлёты и падения». В особенно критические моменты государственных преобразований всегда возникает опасность упустить из внимания это национальное достояние , отвлекаясь на кажущиеся более важными нужды и проблемы общества. В наше время больших социальных и духовных перемен такая опасность возросла во много крат.

Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших влияний и вторжений. Тревогу забили десятки научных и культурных деятелей. Литераторы Санкт – Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 98 – ого года был принят этот Закон , где говорится об обязательном введении курса русского языка , культуры речи во все вузы страны и принятии особых мер в повышении уровня грамотности населения.

Народ стоит на страже сокровищ своего родного языка , пользуясь ими и умножая их в своей речи и творчестве. Но спросим себя честно: правильно ли , чисто ли мы говорим? Не засоряем ли свою речь никчемными словами , грубостями , нелепостями? А как мы приветствуем своих близких: «здрасьте» или же искренне желаем им здоровья? Не «чёкаем» ли , не проглатываем ли отдельные звуки , не бываем ли мы похожи на плохой автомат по «речевой стряпне» ? Что и говорить , речь наша часто подвержена разнообразным негативным влияниям , в частности оскудению и засорению. Как заброшенное поле , так и небрежная речь сразу начинает «зарастать» различными «сорняками» да «бурьянами». Эти сорняки – вредоносные носители порчи языка , «раковые клетки» речи. Немало в нашей речи и лишних , ненужных слов , которые чаще встречаются у болтунов и демагогов. Многословие же , по всеобщему признанию , большой недостаток речи независимо от стиля и жанра. Многословие всегда провоцирует совершать речевые ошибки и произносить бессмысленные фразы. Демагог может говорить правильные вещи , но неуместные в данный момент. Его пышнословие на самом деле демонстрирует не богатство языка , а настоящее его опустошение , к нему мало кто прислушается всерьёз.

В последнее время вызывает тревогу обильное , если не жадное , употребление иноязычной лексики. Конечно , заимствование слов из других языков – явление в языке закономерное и нормальное. Многие такие слова хорошо прижились и вписались в литературный русский язык. Однако , безудержное увлечение американизмами» , наблюдаемое лингвистами с конца 80 – ых годов , безмерно засоряет нашу современную речь. Это происходит в тех случаях , когда в этом нет никакой необходимости. Не случайно этот речевой порок именуется варваризмом. Ещё Белинский отмечал , что «употреблять иностранное слово , когда есть равносильное ему русское слово , значит оскорблять и здравый смысл , и здравый вкус».

Огромным потоком вливаются в нашу речь «слова - амебы» , прозрачные , не связанные с тканью национальной жизни , как бы не имеющей корней. Важный признак этих слов – амеб – их кажущаяся научность. Скажешь , коммуникация вместо общения или эмбарго вместо блокада – и твои банальные мысли вроде бы подкрепляются авторитетом науки. На самом же деле отрыв слова от вещи , забвение корня – а значит , скрытого в вещи смысла – подспудно разрушает весь язык. Когда русский человек слышит слова «биржевой делец» или «наёмный убийца» , они поднимают в его сознании целые пласты смыслов , он опирается на эти слова в своём отношении к обозначенным ими явлениям. Но слова брокер или киллер лишены в нашем сознании необходимых смысловых ассоциаций и воспринимаются пассивно.

Следует задуматься почему , например , пресса настойчиво стремится вывести из употребления слово руководитель и заменить его словом лидер? Первое слово исторически возникло для обозначения человека , который выражает коллективную волю, «ведёт за руку» кого – либо , направляя , идёт рядом , плечом к плечу. Слово лидер возникло в западной философии конкуренции , где лидер олицетворяет индивидуализм преуспевающего предпринимателя и значит «первый , лучший». Почему нашего подростка мы должны называть тинэйджером , избирателей именовать электоратом , а вместо слова равнодушие выговаривать другое – индифферентность?

Не менее тяжёлым препятствием для свободного выражения стилей современного русского языка является чрезмерное разрастание у нас употребления шаблонной , канцелярской речи , её штампованных формул и конструкций.

А. С. Пушкин ещё 200 лет назад горестно замечал:

Сокровища родного слова –

Заметят важные умы –

Для лепетания чужого

Пренебрегли безумно мы.

Мы любим Муз чужих игрушки,

Чужих наречий погремушки,

А не читаем книг своих...

Первый враг чистоты речи – это слова – паразиты. Ими нередко люди пытаются как-то заполнить свою скудную речь и совершенно перестают замечать их. Всем знакомы выражения: значит, так сказать, ну, вообще, в общем, это, это самое, короче (говоря), вот, как бы, то есть, просто, как его, типо , конечно, в принципе, так сказать, однозначно, представь, понимаешь и т.д. У каждого свой «индивидуальный запас» подобных слов. Говорящий бессознательно стремится заполнить ими образовавшуюся паузу или заменить какое-нибудь слово, которые не хочется вспоминать или выговаривать.

Второй опасный враг нашей устной речи – это грубые просторечные и жаргонные слова. Просторечия с жаргонами составляют особую «неузаконенную» сферу разговорного языка и противопоставляются литературному языку – в высшей форме существования национального языка. Для многих просторечий характерны экспрессивно сниженные оценочные слова с гаммой оттенков: от фамильярности до грубости, которым в литературном языке есть нейтральные синонимы: морда – лицо, шарахнуть – ударить, дрыхнуть – спать, драпануть – убежать. В словаре Ожегова для таких слов есть пометка: прост.

Молодежный сленг относится к этому же разряду грубых слов. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, маска. Рискованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых. Подобно его носителям, он резкий, громкий, дерзкий. Это результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой». Среди юного поколения часто считается модным и привлекательным употребление таких слов, которых не встретишь ни в одном словаре. Ведь значение их никак не связано с самим корнем, а примененные в речи, они служат как бы вычурным заменителем и пошлым растворителем грамотного и красивого языка.

Клевый – произошло от слова «клевать», это тот, который клюет;

Крутой – значит горбатый;

Грузить – накладывать тяжелые предметы на человека.

Что же можно сказать о человеке, который в порыве гордыни возглашает: а мне по барабану! Действительно, верхнюю часть туловища этого человека трудно назвать головою.

Многие другие слова подобного рода нелепы и бессмысленны, и смешон тот, кто любит покрасоваться за их счет. А вот слово «блин», без которого некоторые и не мыслят своего языкового существования, помимо лексической абсурдности носит вполне серьезный, очень некрасивый подспудный смысл. Как отмечают исследователи, происхождение этого слова связано с заменой другого, нецензурного слова. Стоит задуматься, что мы говорим!

В быстром и сложном процессе развития современного русского языка закономерно и естественно возникают колебания, а также болезненные, отрицательные явления в приемах его употребления, в способах применения разных его стилистических средств, в практике словопроизводства и словоупотребления, в отношении к литературно-языковым нормам. Как же нужно бороться за чистоту, точность и правильность языка? Необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о законах и правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о путях его развития, о способах образования новых слов, об огромной роли языка как «орудия культуры», как средства познания. Необходимо воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение с ним.

Язык будущего – высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, пользоваться выразительными средствами и стилистическим многообразием русского языка.

Свое сочинение хочется закончить словами поэта Владимира Луговского: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Русский язык:каким он будет?

Автор: Кокошко Елена Александровна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 137858


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства