Просмотр содержимого документа
«Речь человека-зекало его духовной культуры»
Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что выпускники средней школы должны свободно пользоваться устной и письменной речью в разныхжизненных ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности-грамотно писать, бегло и осознанно читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание и уметь слушать. Добиваться планируемых программой результатов обучения удается лишь в том случае, если работа по развитию речи пронизывает весь процесс обучения, если знания о языке и речи, которые учащиеся получают, изучая строй языка, используются для формирования речевых умений. Содержание работы по развитию речи составляет, как известно, обучение: а) культуре речи и б) связным высказываниям. Для выполнения этих задач необходимо обогащение речи учащихся, обкчение выбору языковыз средств, написание сочинений, пересказ и анализ текстов.
Основная задача учителей русского языка-это развитие речи учащихся. Успех работы по развитию речи учащихся во многом определяется методикой изучения грамматики и теми видами упражнений, которые организует учитель на занятиях и при выполнении домашнего задания.
Необходимо и на других этапах овладения понятием как можно чаще проводить упражнения в составлении предложений и упражнения в составлениипредложений и связного текста. Важно подобрать для таких упражнений близкие учащимся, хорошо знакомые, конкретные темы. Например, даются такие задания:
Перечислить предметы, которые вы использовали во время последней лабораторной работы. К каждому из этих существительных подобрать определения согласованные и несогласованные.
Перечислить предметы, которые вы видите в кабинете, подобрать к ним согласованные и несогласованные определения.
Описать свою одежду, используя все виды определений.
Описать букет полевых (садовых) цветов, используя все виды определений.
Помимо умения строить предложения и правильно употреблять в речи различные грамматические категории, на занятияхпо русскому языку учащиеся должны получить навыки связного высказывания по любому вопросу.
В связи с этим на занятиях по русскому языку проводятся изложения, сочинения, а также другие виды работ, условно названные деловой речью, аннотации к книгам и т.п.
Все эти виды работ, как и изучение грамматической теории, позволяют учителю обогащать словарный запас учащихся, приучают их активно пользоваться в своей речи теми или иными грамматическимим категориями, дают возможность предупреждать и устранять речевые недочеты и воспитывают умение стилистически правильно употреблять различные грамматические средства.
Одним из важнейших принципов обучения является воспитывающее обучение является воспитывающее обучение. Преподавание русского языка, так же как и других учебных предметов, строится на основе этого рпинципа. Изучение русского языка само по себе воспитывает, поскольку дает учащимся в руки незаменимое ничем средство познания мира, иформирования мысли, общения с людьми и на этой основе формирования мировоззрения.
На занятиях по русскому языку особое внимание уделяется формированию эстетических чувств.
Представим себе, что прозвенел звонок, учитель вошел в кабинет с розой, и предложил ее описать. И как описать! В стихах. Далее учитель рассказывает, что однажды преподаватель Кошанский дал такое же задание лицеистам. Заскрипели гусиные перья лицеистов, каждый из них старался передать свои чувства. Но всех их опередил А. С. Пушкин. Пушкин написал замечательное стихотворение, которе зачитывается.
В работе по развитию речи можно использовать различные игры. Такая методика особенно хорошо «работает» на слабых учеников, поскольку система игровых форм деятельности предлагает для них механизм защиты. Для сильных учеников (а их обычно в классе немного) выбор игровой или неигровой методики не так важен, так как они выполняют любую работу с удовольствием. Игра, в отличие от традиционных форм, позволяет выбрать свой темп и форму работы для каждого ребенка, включить всех в работу и выявить творческие способности практическиу всех детей.
Большой эффект в работе дают письменные игровые диалоги как одна их форм развития этапах обучения творческие работы, которые очень много могут дать учителю в плане «раскрытия» учеников, развития их письменной речи, в плане обучения навыкам организации и самоорганизации. Надо сказать, что введение таких игровых диалогов должно быть системным, где используются и письменные и устные формы. Организовав игру, мы меняем роль учителя на уроке: теперь он становится организатором самостоятельной творческой деятельности детей.
Учителям-словесникам потребуется еще не мало усилий по развитию речевой культуры учащихся, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты.