Развитие познавательного интереса обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности в контексте ФГОС
Развитие познавательного интереса обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности в контексте ФГОС
Развить познавательный и творческий потенциал школьника можно посредством стимулирования любознательности, интуиции, воображения, сообразительности, частого решения проблемных ситуаций, путем поиска закономерностей, нестандартных и множественных решений разных задач.
Метод, позволяющий развивать познавательные и творческие способности, известен давно – это игра, с помощью которой можно определить уровень исходной креативности учеников и отслеживать изменения (эта методика широко используется психологами как раз для определения способности к творческому, нестандартному мышлению, активизирует познавательный интерес).
Игра на уроке и во внеурочной деятельности помогает привить детям любовь и интерес к великому русскому слову, к русскому языку, осознать его национальное своеобразие.
Учитывая все необходимости, возможности и желания, творческий коллектив учителей-филологов школы, в которой я работаю, разработал и внедрил в действие лингвистическую, познавательно-развлекательную игру по русскому языку и литературе «Волшебная сила слова».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности в контексте ФГОС»
Развитие познавательного интереса обучающихся
средствами урочной и внеурочной деятельности
в контексте ФГОС
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Изучение таких предметных областей, как «Филология», должно обеспечить (помимо прочих других):
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры…
Должное внимание в Стандарте уделяется внеурочной деятельности, которая организуется через различные формы по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и др.).
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственность, духовность, искусство, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Учителям русского языка и литературы понятно, что именно великий русский язык – это и есть одна из духовных, нравственных и культурных ценностей народа.
К сожалению, не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К седьмым – восьмым классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Поэтому цель педагогической деятельности в преподавании русского языка определяется сама собой: способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности, сохранению реализации воспитательных возможностей предмета “Русский язык” для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащихся, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к национальной отечественной культуре.
Задачи:
продолжить ряд последовательных мероприятий, направленных на формирование отношения к русскому языку как общенациональной ценности;
способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка РФ;
показать уровни функционирования русского языка: как языка народов, населяющих Россию, как государственного языка,как родного языка;
вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка.
Развить познавательный и творческий потенциал школьника можно посредством стимулирования любознательности, интуиции, воображения, сообразительности, частого решения проблемных ситуаций, путем поиска закономерностей, нестандартных и множественных решений разных задач.
Метод, позволяющий развивать познавательные и творческие способности, известен давно – это игра, с помощью которой можно определить уровень исходной креативности учеников и отслеживать изменения (эта методика широко используется психологами как раз для определения способности к творческому, нестандартному мышлению, активизирует познавательный интерес).
Игра на уроке и во внеурочной деятельности помогает привить детям любовь и интерес к великому русскому слову, к русскому языку, осознать его национальное своеобразие.
Учитывая все необходимости, возможности и желания, творческий коллектив учителей-филологов школы, в которой я работаю, разработал и внедрил в действие лингвистическую, познавательно-развлекательную игру по русскому языку и литературе «Волшебная сила слова».
Не случайно выбраны название для этой игры и возраст учащихся – это 5-6 классы. Пока не потерян интерес к обучению, пока есть потребность фантазировать, познавать, творить, думать смело и оригинально, любить неизвестное, новое, преодолевать трудности и не сдаваться.
И первую свою игру, в которой приняли участие учащиеся 5-6 классов из школ нашего города, мы посвятили творчеству В.И. Даля.
Всем известно, что Владимир Иванович Даль работал не только над созданием толкового словаря, но и над сборником “Пословицы русского народа”. В этот сборник вошли пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. И во всём этом сборнике отразилась картина духа народного, его мудрость, склад ума и образ мыслей, любовь к русскому слову.
“Я полезу на нож за правду, за Отечество, за русское слово, язык!” (В.И. Даль)
Игра в форме «кругосветки» - это не просто лингвистическая игра, это праздник, который проходит в торжественной обстановке, в атмосфере добра и радости. Участников игры встречают хозяева школы в русских народных костюмах, творческие коллективы школы исполняют народные песни, частушки. Затем начинается непосредственно игра по станциям.
Задания для каждой станции подобраны с учётом того, чтобы дети, участвующие в командной игре, смогли получить радость общения, обогатиться новыми знаниями о языке, сформировать отношение к русскому слову как к общенациональной ценности.
Эта игра имела хороший резонанс, восхищённые отзывы и ребят, и коллег. Поэтому останавливаться на достигнутом было нельзя. Наш творческий коллектив решил сделать лингвистическую игру традиционной для учащихся 5-6 классов. И уже в следующем учебном году мы посвятили игру замечательным фразеологизмам.
Слова Н.М. Шанского хорошо отражают цели и задачи, которые ставим мы для проведения игры: «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка.»
Станции:
«Раз словечко, два словечко» «С головы до ног»
«Нарисуй-ка мне, художник» «Охотники за ошибками»
«Ларец афоризмов» «Откуда ноги растут»
«Фразеологический зоопарк»
Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, мы воспитываем познавательный и развиваем творческий интересы школьника.