kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Это замечательное имя прилагательное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована учителем начальных классов во внеурочной деятельности: классный час, неделя начальных классов (русский язык), лингвистический КВН и т.д.

Методическая разработка внеурочного занятия по русскому языку поможет при повторении морфологических признаков имени прилагательного. Задания направлены не только повторение, но и на развитие логического мышление, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных умений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по внеурочной деятельности "Это замечательное имя прилагательное"»


Занятие внеурочной деятельности «Занимательная лингвистика»

Тема «Это замечательное имя прилагательное»

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели.

Упражнение: «Снежный ком»

Цель упражнения: разряжение обстановки

Участники в порядке очереди произносят свое имя с любым

прилагательным, которое начинается на первую букву имени. Другой,

например, по направлению часовой стрелки должен назвать предыдущих

затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих,

затем себя; в результате этого, каждый следующий должен будет назвать все

больше имен с прилагательными, это упростит запоминание и немного

разрядит атмосферу в классе.

Пример: Артем трудолюбивый, Александр бесподобный, Ольга святая

и так далее.

- О чем мы будем говорить на занятии?

- Слова какой части вы добавляли к своему имени?

- Что хотели узнать?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

Учитель:

Вы прекрасно знаете эту часть речи. Рассматривая явления природы и

предметы, вы знаете их свойства, признаки, качества.

А вот в давние времена не было слов, которые отвечали на вопрос

какие? какой? какая? то есть имен прилагательных. Называя признак или

качество предмета, говорили два существительных: сон-трава, рать-сила,

камень-хлеб, краса-девица.



Спустя время эти слова превратились в словосочетания: сонная трава,

ратная сила, черствый хлеб, красивая девушка. И оказалось, что первые

имена прилагательные произошли от существительных, да еще взяли у них

«напрокат» род, число, падеж. Таким образом появились в нашей речи имена

прилагательные.

- А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по

«Лингвистическому аттракциону», где ждут вас любопытные задания. Чтобы

отправиться в путешествие вы должны разделиться на две команды, за

правильно выполненное задание получаете жетон.

- Итак, едем. Звучит музыка.



1 аттракцион «По щучьему велению, по моему хотению!»

- Подберите к прилагательному имена существительные, которые

подходят и составьте словосочетания.

1 команда – соленый

Огурец, бегемот, суп, кисель, капуста, чипсы, рыба, дерево, сало.

2 команда – лесная

Тропинка, опушка, окунь, сторожка, транспорт, ягода, жизнь, помощь,

берлога.

- Зачитывание словосочетаний, результат - жетон



2 аттракцион «Мозаика»

- Прочитайте словосочетания, допишите окончания прилагательных.

1 команда:

Длинн.. день, коротк.. ночь, спел.. яблоко, рыж.. лисица, летн.. домик,

прост.. карандаш, горьк.. перец.

2 команда:

Весенн.. день, лесн.. доктор, грозов.. туча, бел.. береза, долгожданн..

новость, длинн.. клык, грецк.. орех.

- Зачитывание сочетания слов, результат – жетон.



3 аттракцион «Четвертый лишний».

- Найдите среди признаков тот, который подходит к указанному

предмету. Составьте словосочетания.

1 команда:

День (хмурая, пасмурная, круглая, хорошая)

Солнце (яркий, деревянный, ласковый, летний)

2 команда:

Мороженное (сладкий, ванильный, шерстяные, холодные)

Рыба (свежее, речное, замороженное, говорящее)

- Зачитывание словосочетаний, результат - жетон.

Подвижная пауза. «Вагончик тронулся»



4 аттракцион «Панорама»

Найди где ошибка

Очень нужнее был этот мост.

Волга ширее Лены.

Роза красивше ромашки

Из двух зол выбирай более меньшее.

Дорога до дома длиньше, чем до леса.

Сделаем вывод. Какие ошибки были допущены в этих предложениях?

(грамматические: неправильное образование степеней сравнения имён

прилагательных).

- Зачитывание словосочетаний, результат – жетон.



5 аттракцион «Друг за другом»

- Впишите в предложения-загадки, подходящие по смыслу имена

прилагательные.

Хвост_________, мех_________. В лесу живёт, кур крадёт (Лиса).

Зимой_________, а летом___________. Никого не обижает, а сам всех

боится. (Заяц).

- Зачитывание словосочетаний, результат - жетон.



6 аттракцион «Острый ум».

- Догадайтесь по описанию, что лежит в коробочке

Словно репка, она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок – глаз.

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко –

Наша русская матрешка.

Почти век назад в художественную мастерскую под Москвой привезли

из Японии фигурку игрушечного лысого старичка, мудреца Фукуруму. Кукла

раскрывалась, в ней обнаружилось еще несколько фигур, вставленных одна в

другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили придумать

свою деревянную куклу. В первой матрешке находилось восемь фигурок.

Похожа она была на девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках.

По-разному расписывают игрушку художники, но радует она всех

одинаково.

Подберите по 1-2 прилагательных к матрешке:

-качественное

- относительное

- притяжательное

Зачитывание ответа, результат - жетон.



7 аттракцион «Паровоз»

- Распространите предложения прилагательными. Выразительно

прочитайте получившийся текст.

1 команда:

Осень

Незаметно прошло ….. лето. По небу поплыли …. тучи. Как сквозь

сито засеял из них …. Дождь. На поверхности луж плавают ….. листья. В

кустах готовится к ….. зиме ….. ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох,

устроил себе …. Гнездо. Ветер шуршит …. листьями. Всю землю скоро

покроет …. Снег

2 команда:

Тяжелая сумка оттягивала мне плечо. На небе появилась ….. туча. По

реке скользила …. лодка. Зимой нужна …. одежда. Стояла ….. зима. Между

друзьями разгорелся …. спор. С моря дул ….. ветерок. Над …..водой кружат

чайки. В роднике даже в жару была ….. вода.

Зачитывание ответа, результат - жетон.

Каково значение прилагательных в речи? (делают нашу речь красочнее,

выразительнее и ярче).

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветье дивных слов легко определю я!

Драгоценность нашего языка не знает предела: что ни звук, то и

подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще

драгоценней самой вещи. Изучив русский язык, вы сможете гордиться тем,

что вы русский человек.

IV. Завершающая часть.

1. Подытоживание.

2. Получение наград.

3. Рефлексия. Продолжите предложение «В результате сегодняшнего

занятия….»



























Дидактические задания по теме «Имя прилагательное»

для внеурочных занятий по русскому языку

1 Задание: раскрыть смысл крылатых выражений.

Бумага все стерпит – …, Белая ворона – …, Всыпать по первое число -

…, Сирота казанская – …, Гол как сокол – …, Желтая пресса – …,

Звездный час – …, Водить за нос – …, Точить лясы – …, Лови момент – …,

Язык до Киева доведет – …

2. Задание. Творческое. Каждому ряду дается текст. В него нужно

вписать подходящие по смыслу прилагательные.

1 листок.

Охотники зажгли (большой) костер. На краю леса рос (высокий) дуб.

(Зимний) морозец приятно щипал лицо. Выдался (ясный) день. Вдали

блеснул (яркий) огонек. Путники перешли (снежный) перевал.

2 листок.

Весной проснутся пчелы от (зимнего) сна. Наша деревня стоит возле

(дремучего) леса. На пригорке стоит (молодая) верба. Лес укрыт (пушистым)

инеем. За (еловым) лесом раскинулось село. Вокруг пахло (смолистым)

дымом.

3 листок.

Все блестело на (светлом) фоне зари. Иней сверкал в (прозрачном)

воздухе. Погода стояла (морозная). На краю рощи росло (могучее) дерево.

(болото гниет. (Дождливое) лето хуже осени.

(чтение текстов

Теперь вы можете сказать, какова роль имен прилагательных в русском

языке? Имена прилагательные нужны для яркости и точности описания.

- И правда, если точно описать предмет при помощи прилагательных то

можно узнать его, даже не видя.



- Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

3. Физкультминутка.

А сейчас дети поиграем и отдохнем.

Встали, вышли из-за парт.

Если я буду называть имя существительное вы встаёте, разводите руки

в стороны, если имя прилагательное, показываете волну руками, если

называю глагол, вы подпрыгиваете.

Слова для игры: бегать, коварный, труба, домашняя, прочищает,

желание, ручей, трещит, изба, метелица, шелковый, подгребали, пила.

- Кто из вас запомнил сколько слов я назвала (13) и был достаточно

внимательным? - А сколько среди них было прилагательных? - Может есть

слова, которые вызвали у вас сомнения?

4. Игра Отгадай кто это?

Неуклюжий, большой, косолапый (Медведь)

Рыжая изворотливая, ловкая. (Лиса)

Серый голодный, жадный. (Волк)

Белый пушистый, талый. (Снег)

Спелое, червивое, сочное (Яблоко)

- Зная признаки существительного, попробуйте отгадать о ком? или о

чем? идет речь? – Зеленая, свежая, душистая ….. Трава

- Бездонное, бескрайнее, безбрежное …. Море

- Трусливый, белый, прыткий …. Заяц

- Давайте проверим,что же у вас получилось?

- Как вы думаете слова какой части речи уточняют имена

прилагательные (имена существительные)



5. Задание. «Аукцион».

В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прилагательное,

обозначающее вкус (соленый, терпкий, безвкусный…), цвет (желтый,

зеленый, красный…), размер (огромный, узкий, маленький…), качества

характера (скупой, безобидный, вспыльчивый…).



6. Задание. «На одну букву».

Назовите как можно больше прилагательных, которые начинаются на

одну букву (например, на букву М) магический, магнитный, математический,

майский, малиновый, мутный.



7. Задание. «Путешествие»

Назови имена существительные, образованные путем перехода в них

имен прилагательных, обозначающие названия кушаний (холодное, заливное,

жаркое, мороженное…), поездов (почтовый, скорый, товарный,

пассажирский…), животных (пернатые, вороной, косой…), магазинов

(кондитерская, булочная…), профессий (портной, рабочий, пожарный,

военный, дежурный…).

8. Задание. «Сколько правил?».

Попробуйте сосчитать, сколько нужно знать орфографических правил,

чтобы не сделать ошибки в написании следующих имен прилагательных:

французский, революционный, высококвалифицированный, веснушчатый,

копировальный, народнохозяйственный, гигантский, дискуссионный…



9. Задание. «Кто шустрее?».

За некоторое время (2-3 минуты) нужно подобрать как можно больше

прилагательных к данным педагогом словам. Снег: мягкий, искристый,

белый, пушистый…Трава: нежная, весенняя, молодая, зеленая…, друг:

настоящий, верный, хороший, старый…, книга: библиотечная, новая,

зачитанная, интересная, толстая…, дождь: мелкий, весенний, сильный,

звонкий…, яблоко: восковое, большое, кислое…



10. Задание. «Сказка, я тебя знаю»

Подберите прилагательные – эпитеты к именам существительным,

которые особенно часто встречаются в сказках: девица (красная), ночь

(лунная), молодец (добрый), солнце (ясное), вода (живая), дорога

(прямоезжая), конь (вороной).



11. Задание «Образуйте имена прилагательные»

В игре побеждает тот, кто быстрее и правильнее образует имена

прилагательные от числительного два и существительных нога, знак, лицо,

смысл, слог, год, неделя, час, ведро, этаж, лето, месяц.



12. Задание «Замени имена прилагательные».

Замените имена прилагательные иноязычного происхождения другими,

близкими по смыслу. Бракованный (некачественный), эквивалентный

(равнозначный), компактный (небольшой), апатичный (равнодушный),

коллективный (общий), контрастный (противоположный), гигантский

(огромный), коммуникабельный (общительный).



13. Задание «Пошутим? »

Учитель озвучивает имя прилагательное. Учащиеся образовывают от

него имя существительное и все вместе называют. Игра проводится в

быстром темпе, поэтому нужно быть внимательными, чтобы не попасть в

неприятную ситуацию. Медовый (мед), еловый (ель), грязный (грязь),

домашний (дом), снежный (снег), красный (краснота).



14. Задание. Игра «Четвертый лишний»

Прочитайте слова в каждом столбике, найдите лишнее слово.

березняк снег старик

подберезовик снежный старый

береза снежинка старичок

березовый снеговик старушка



15. Задание «Напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы

уже поставлены»:

Выносливый – е (терпеливый)

Мощный – и (сильный)

Смышленый – о (догадливый)

Большой – г (огромный)

Занимательный – н (интересный)



16. Задание. Игра «Цветик-семицветик»

На доске в виде цветка прикреплены лепестки разного цвета, с другой

стороны записаны вопросы.

1. Имя прилагательное обозначает …и отвечает на вопросы …

2. Имя прилагательное изменяется по … и пр …

3. Прилагательные мужского рода в И.п. имеют окончания …

4. В предложениях оно связано с …

5. Прилагательные мужского рода в И.п. имеют окончания …

6. Прилагательные женского рода в И.п. имеют окончания …

7. Прилагательные среднего рода в И.п. имеют окончания …

8. Прилагательные во множественном числе в И.п. имеют окончания



17. Задание. Игра «Предмет-признак»

Каждый участник образует от существительного однокоренные

прилагательные и записывают его справа, после чего передает карточку

следующему участнику.

Война –…, Капуста –…, Ночь – …, Школа – …, Яблоко – …,

Крыша – …

Небо – …, Душа –…, Дорога – …, Неизвестность – …, Ситуация – …;

Минута – …, Роль – …, Мама – …, Улица – …, Труд – …, Письмо – …

Утро – …, Причина – …, Идея – …, Самолет – …, Фильм – …



18. Игра «Объяснялки »

- Прочитайте словосочетания подберите к ним противоположные по

смыслу, объясните их значение.

Мягкий человек – … (черствый)

Мягкий карандаш – … (твердый)

Мягкие волосы – … (жесткие)

Мягкая булка – … (твердая)

Солнечный день – … (дождливый)

Солнечная погода – …(пасмурная)

Солнечное утро – …(хмурое)



19. Задание. Игра «Маленький-большой»

- В предложенные пословицы вставьте противоположные по смыслу

прилагательные.

….. рыба ….. целиком глотает.

….. дело, лучше ….. безделья.

….. урожай лучше ….. посева.

От ….. искры да ….. жар.

….. простор ….. теснота.

20. Задание. Восстановите текст.

С прогулки.

_______ вечером мы возвращались с _______ прогулки. Мы вышли из

______ рощи. Вдали виднелась ______ деревня. Дорога вывела нас к _______

речушке. Оставался _____ подъем по холму – и мы у школы. На площадке

около школы нас ждала учительница с группой ребят. ______ день мы всегда

проводим на _______ воздухе. Завтра с _______ силами за ученье.



21. Задание Творческое.

Впишите слова, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.

Подчеркните прилагательные антонимы.

Этот _______зверек живет в лесу. У него _________уши, ________

хвост. Передние лапы _________, а задние - ________. Шубка у зверька

летом ________, а зимой - ________. ________ заяц всего боится.

Этот пушистый зверек живет в лесу. У него длинные уши, короткий

хвост. Передние лапы короткие, а задние – длинные. Шубка у зверька летом

серая, а зимой – белая. Трусливый заяц всего боится.



22. Задание Сколько имен прилагательных в стихотворении?

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке на чистой.

Рот раскрыл я, сколько мог, –

Откусил большой кусок:

Он мне сладеньким казался –

Очень кислым оказался.



23. Задание Отгадай загадки и вставь пропущенные слова.

Шерстка ________, а коготок _________.

Хвост _______, а мех ________.

Он в шубке _______ зимой, а в _______ шубке – летом.



24. Задание Составьте объявление о пропавшем животном,

используя прилагательные.



25. Задание Придумайте, загадку, которая будет состоять только из

прилагательных.



26. Задание «Подбери нужные имена прилагательные»

Прочитайте, вставь нужные имена прилагательные.

Слова для справок: длинная, новое, ненастные, злое, старый, ясные,

маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого.

1. ________сторона – мать, а _________________ – мачеха.

2. Веревка хороша ______________, а речь – _______________.

3. __________________дело лучше ______________безделья.

4. Платье хорошо _________________, а друг ______________.

5. ________________ слово лечит, а ______________ – калечит.

6. Осенью дни ______________, а весной ___________________.



27. Задание. «О каком человеке так говорят?»

Душа нараспашку (откровенный)

Человек в футляре (замкнутый)

Человек с большой буквы (трудолюбивый, отзывчивый)

Шут гороховый (старомодный)

Пень березовый (глупый)

Денежный мешок (богатый, самодостаточный)



28. Задание. Чья голова? ( -иная)

Курица, петух, гусь, журавль, совей, голубь, грач, сокол, ястреб,

воробей, сова, муравей, комар, лошадь, соболь, мышь.

Задание. Образуй притяжательные имена прилагательные

А) Берлога медведя (медвежья), нора барсука (барсучья), глаза кошки

(кошачья), кваканье лягушки (лягушачье), гнездо вороны (воронье), тропы

оленя (оленьи)

Б) Мать – материно, мама – мамин, сорока – сорочий, волк – волчий,

отец – отцов, сын – сыновий, дочь – дочернин, бабушка – бабушкин, сестра –

сестрицын, зять – зятев, брат – братнин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Разработка занятия по внеурочной деятельности "Это замечательное имя прилагательное"

Автор: Мартюшова Надежда Васильевна

Дата: 10.10.2023

Номер свидетельства: 637808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства