Внеклассное занятие по русскому языку: «Угадай-ка»
Цель: совершенствование орфографической грамотности,
развитие мышления, расширение кругозора,
воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: картины (слайды) зимней природы, с изображением
животных, карточки со словарными словами.
Ход занятия
I.Вступление
-Ведущий. Ребята, о каком художнике идёт речь?
Е. Трутнева
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога…
Загадка- это замысловатый вопрос или высказывание, требующее ответа. Загадка не называет предмет прямо и обязательно имеет отгадку.
Народные загадки ясны, кратки, выразительны, содержат меткие определения. Чаще всего в загадке содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться о каких предметах и явлениях идёт речь: « Не огонь, а жжётся». В некоторых загадках перечисленные признаки вскрывают происхождение предмета, например: «От воды родится, воды боится» (соль), или его функции: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает»(дерево).Во многих загадках действие или признак предмета сравнивается с действием или признаком другого предмета или живого существа, например: «Живут пять братьев, один другого меньше, и все одного имени(пальцы).
- Сегодня наше занятие посвящено зиме. Вы будете отгадывать загадки.
Каждой команде – по загадке. За верную и правильно написанную отгадку команда получает балл.
(Дети работают в тетрадях или на отдельных листах)
* Рассыпала Лукерья серебряные перья,
Закрутила, замела, стала улица бела. ( Метель).
- Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).
- Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке . (Снежинки).
Так и назовём наши команды: «Метель», «Мороз», «Снежинки».
II.Задания командам.
1.Отгадатьзагадку, объяснить правописание отгадки.
Тройка прилетела, скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица, белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, всё покрылось серебром. (Зима.)
Назовите-ка , ребятки, месяц в этой загадке:
Дни его-всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год.(Декабрь.)
- По каким признакам догадались, что это декабрь?
Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь.)
Висит за окошком кулёк ледяной. Он полон капели и пахнет весной.
Сосулька.
- С чем сравнивается сосулька?
Дали братьям тёплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.(Варежки.)
- С чем сравнивается варежка? Братья-это что?
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
2.Команды загадывают друг другу загадки. Комментируют у доски отгадки. Называют признаки зимних явлений.
Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло: скользко, весело, светло.(Лёд.)
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!. (Вода.)
Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих Что за кони у меня? (Коньки.)
3.На листочках написать отгадки, подобрать родственные слова, выделить корень. Работа в группе.
Лежал, лежал, а весной в реку побежал.(Снег.)
Невидимкой. осторожно, он является ко мне,
Ирисует, как художник, он узоры на стене. (Мороз.)
Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнёт перинки, над миром пушинки? (Зима.)
4.Отгадать загадку. Отгадку прокомментировать у доски.
Маленький, беленький. По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. )Заяц.)
Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу? Медведь.)
Жёлтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала,
С собою унесла.. (Лиса.)
5.Сочинить загадку о зиме, о зимних явлениях, О животных зимой.
Работа в группе
6 Итог.
- Кто в команде больше всех отгадал загадок? Кто без ошибок записал отгадки? Какие орфограммы встречались в отгадках? Какие правила повторили? Назовите словарные слова.
7.Награждение победителей.