Разработка учебного занятия по русскому языку "Создание универсальной жанровой модели". Урок-лаборатория в 9 классе
Разработка учебного занятия по русскому языку "Создание универсальной жанровой модели". Урок-лаборатория в 9 классе
Данное учебное занятие представляет собой работу над созданием универсальной жанровой модели. В качестве основной модели жанра выступает сама речевая ситуация в ее риторическом аспекте. Данная модель является примерной и открытой для конструирования.
Перед учащимися стоит чисто прагматическая задача: на основе имеющихся знаний построить универсальную модель жанра, позволяющую создать высказывание, устное или письменное в рамках определенной ситуации общения, произнесенное с определенным намерением и направленное на воздействие на собеседника.
Работа с жанрами велась на протяжении изучения всего курса русского языка в основной школе. Составлялись модели каждого жанра, которые впоследствии использовались в практических ситуациях при создании текстов. Однако никогда не стоял вопрос об обнаружении общих мест этих моделей, которые вывели бы на создание универсальной модели, служащей основой для порождения любого текста.
Для девятиклассников важно было укрупнить понятие, что возможно только на основе анализа и свертывания информации о жанрах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка учебного занятия по русскому языку "Создание универсальной жанровой модели". Урок-лаборатория в 9 классе »
Симонова О. Ю., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия№3».
Опережающее задание к занятию:
Написать сочинения по теме «Подготовка к экзамену по русскому языку» в разных жанрах (путевые заметки, портретный очерк, репортаж, дневниковые записи)
Лаборатория «Создание универсальной жанровой модели». Этап моделирования. (9 класс)
В работе лаборатории принимает участие сборная группа учащихся 9-х классов из числа тех ребят, которые планируют дальнейшее обучение в профильной группе по русскому языку.
Ход занятия:
Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними. Мотивация.
Вступительное слово о домашнем задании.
(Презентация. Слайд 1. Приложение 1).
- Основой нашей с вами совместной работы будут тексты, которые вы вместе со своими одноклассниками готовили к сегодняшней лаборатории.
-Попробуйте определить жанры представленных текстов. (5 текстов предложены для группового анализа))
-Что помогло Вам определить жанровую принадлежность каждого из них?
- Какие признаки позволяют нам определить жанр?
-Вы-девятиклассники. Вы не раз встречались с текстами этих жанров на уроках русского языка. Выделяли существенные признаки.
- как вы думаете: все ли ваши одноклассники овладели способами создания текста? Как решить эту практическую проблему? Что необходимо сделать, чтобы помочь ребятам освоить принципы моделирования текста любого жанра?
- Сегодня мы предлагаем Вам поработать в качестве наших коллег и обобщить уже имеющиеся знания и тем самым помочь своим одноклассникам в подготовке к ГИА.
Актуализация имеющихся способов работы с текстами разных жанров.
- попробуйте определить основные этапы выявления жанровой принадлежности текста
- как можно зафиксировать полученный результат?(образ модели)
- какие критерии должны иметь отражение в ваших моделях( происходит коллективное обсуждение критериев)
Групповая работа. Приложение№2.
Задание: выявить характерные признаки жанра, оформив их в виде модели (модель как совокупность определённых знаков, суждений).
Этап контроля и оценки. Представление результатов работы групп.
Представленные модели располагаются рядом. Анализируются на предмет соответствия ранее определенным критериям.
Конструирование проблемной ситуации.
-Выделите то общее, что объединяет эти модели. (Результаты фиксируем на доске)
Проблемный вопрос- можно ли создать универсальную модель любого жанра, которая может быть востребована при работе над любым текстом?
Работа в группах
- Попробуйте создать универсальную модель жанра, которая поможет Вам в дальнейшем составлять любые тексты .
- Что необходимо сделать, чтобы решить поставленную задачу?(вспомнить понятие «модель», выделить общие места каждой представленной модели….)
- В каком виде будет представлен результат вашей работы?
- критерии оформления и представления
Представление созданных моделей
_-Какая модель универсальна? Удобна для использования?
- С какой легко работать?
Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.
-Что думают учёные об этом? (Приложение3)
- Что мы видим общего с нашей моделью?
Рефлексия: применения знаний и способов действия с ними.
-Где можно применить нашу модель?
-Что дала эта работа для личного продвижения?
-Предлагаем Вам выполнить задание на апробацию полученного способа создания текста в двух вариантах по выбору:
опробовать модель для написания сочинения в рамках ГИА по предложенной цитате.
Создать учебные тексты, в которых будут присутствовать случаи смешения элементов разных жанров, использование лексических средств, не соответствующих жанровой принадлежности.
Разработать проект урока- обобщения по теме «Использования универсальной жанровой модели при создании текста научно-популярного стиля)
Приложение1.
Текст №1. Подготовка к экзамену по русскому языку. Мой путь к успеху.
Привет, дорогой дневник. Я – выпускница 9 б класса Гимназии № 3. И скоро наступит мой первый в жизни серьёзный экзамен - ГИА.Каждый ученик, выпускающийся из 9 класса, пишет ГИА (государственную итоговую аттестацию). На подготовку ему даётся целый учебный год! А это масса времени, чтобы быть готовым на все 100 %. Но из-за нехватки времени, а именно 24 часов, большинство учеников 9-ых классов подготавливаться будут за месяц до экзамена, а он- 6 июня.
В плане времени - все абсолютно равны. В сутках 24 часа, ни больше, ни меньше. Но из-за своих внеучебных дел, к экзамену подготовлены все по-разному. Но если ты активный человек и везде всегда успеваешь, и совмещаешь приятное с полезным, то это похвально. Так и я. Пытаюсь совмещать приятное с полезным. Никогда не сижу на месте.
Вначале года я ежедневно сидела и решила ГИА. Пробные варианты части А и В, сжатые изложения и сочинения на лингвистическую тему писала ежедневно. Даже завела папку со всеми справочными материалами, за предыдущие года, чтобы знать все правила. Но позже, если честно, я потеряла азарт решать ГИА. Меня наскучили все эти задания и я решила просто читать. И тут я заметила одну такую тонкую вещь; хоть знала её, но никогда не замечала. При чтении работает зрительная память, и когда я пишу сочинения, изложения - нет грамматических ошибок вообще! Нет худо без добра, как говорится.
Сейчас же я снова вернулась к решению пробных версий ГИА. Ведь главное, это тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться! Набивать руку, а потом, на ГИА решать всё автоматически. Сейчас я стараюсь решать снова пробные варианты, и вот моё расписание дня:
8:00-15:00 – школа.
16:00-18:00- обед и сон.
19:00-уроки + решение пробных ГИА.
Не всегда получается соответствовать моему расписанию и решать ГИА, но всё же, появляется результат моих стараний. 5 марта писали мы в классе ГИА. Моя отметка- 4. Неплохо конечно, но очень обидно, что не хватило всего лишь одного балла. Значит, надо стараться дальше, ведь я мечтаю сдать ГИА по русскому на отлично!
Ещё один мой способ подготовки: по комнате развешаны, так сказать, агитационные плакаты, призывающие меня решать ГИА. Открываю я шкаф, а там написано: «Оля, готовься к ГИА! Время не ждёт». Или ещё есть такая: «меньше знаешь - больше дура». Пусть немного грубо, но чистая правда! Все это очень помогает мне, а сегодня, 20 марта я завела календарь для экзамена по русскому языку. Ведь сегодня знаменательный день: ровно 70 дней до экзамена.
Завтра 21 марта! И мой самый главный план-это снова вернуться к моей папке со справочными материалами. И новый материал- это будет С2. Про все разделы русского языка, с указанием на их роль, и какая наука что изучает. Ведь позавчера (18), вчера(19) и сегодня, мы занимались именно этим. Вообще, я считаю, что школа даёт нам много справочных материалов и готовит нас на все 100 %! Ведь главное – это принимать этот ресурс школы. А это уже дело каждого J
Итак, сегодня на календаре заканчивается 20 марта и мне пора идти решать ГИА. Ведь я хочу добиться высокого результата, а я, как никто другой, знаю, что главное это не только хотеть, но и делать! И это - мой путь к успеху.
Увидимся завтра, мой дорогой дневник.
Текст №2
Здравствуйте! Мы ведем репортаж из одной Пермской школы – Гимназии 3. Тема нашей встречи, а также разговора стала «Подготовка к экзамену по русскому языку». Сегодня, побеседовав с учениками 9 класса, мы узнаем, как они готовятся, какие методы более эффективны. И вот, наш первый девятиклассник. - Здравствуйте. Как вас зовут? - Петр. - Итак, Петр, как продвигается подготовка к экзамену по русскому? - Ну, бывает, раз в неделю я открываю книгу с заданиями… - Ух, и есть первые хорошие результаты?
- Извините, мне надо идти. Что ж, не очень хорошо обстоят дела у нашего первого ученика. Может, спросим следующего человека? - Здравствуйте, как ваше имя? - Лена. - Лена, как проходит подготовка к ГИА по русскому? - Ох, замечательно. Каждый день, при решении заданий вспоминаешь все больше материала. - Удачи вам! Вот, еще девятиклассник, сидящий за книгами, давайте отвлечем его. - Здравствуйте! Как ваше имя? - Алексей. - Здравствуйте, Алексей. Вижу, ты очень серьезен. Что ты делаешь? - Скоро экзамены. Пытаюсь совместить изучение математики и русского. - И я надеюсь тебе это удаться! Как мы поняли, дорогие друзья, подготовка идет полным ходом, а нам остается пожелать им удачи. До новых встреч!
Текст №3
Это было в конце весны, когда солнце рано встает и поздно садится, когда асфальты уже сухи и все дышит летом. Она сидела в библиотеке до самого ее закрытия, все что-то решала, писала, не замечала ничего вокруг, словно призрак появлялась и незаметно исчезала. И так каждый день.
Однажды я решила разузнать, чем же занята эта милая девушка. Я словно случайно прошла мимо к дальним стеллажам с книгами и искоса взглянула на книги на ее столе. Задачник по математике, справочник по русскому, кипа листов с какими-то тестами. На всех этих предметах мелькали три буквы - «ГИА». Я стала дольше оставаться в библиотеке, изредка поглядывая на нее. Она все так же сидела каждый день с новыми листочками.
Как-то раз она была словно сама не своя. Тот день был особенно ярким и солнечным, лучи падали прямо на ее конспекты. Она на мгновение застынет, глянет на окно, на голубое небо и зеленые листья рябины и снова возвращается к работе. Это выглядело так, будто ей безумно хотелось гулять, подставить свои русые волосы солнцу и броситься в город, искать зелень парков и рябящие ручейки, фонтаны, речушки.
Через неделю я не выдержала. Я подсела к ней и поздоровалась: «Привет, чем занята?». «ГИА», - многозначительно ответила она. Весь тот день я просидела с ней, глядя в ее записи. Мы пошли домой вместе и тогда она заговорила:
- А ты разве не готовишься к экзаменам? – спросила она.
- Нет, я в восьмом. А разве это так сложно?
- Нуу… - девушка немного замялась. – Вроде того. Но лучше быть уверенным, что напишешь хорошо, чем надеяться на удачу, – она улыбнулась.
- И каждый день решать тесты вместо развлечений? – удивилась я.
- Не только. Дома я решаю в интернете отдельные задания. В библиотеку прихожу, чтобы не отвлекали. Каждый день один вариант полностью, потом свериться с ответами. Если где ошибка, запишу номер задания, слово или тему и дома потренирую это.
- И много предметов?
- Один день делаю русский, другой – математику.
- Тяжело, наверное… - промямлила я. На этом и распрощались.
Через некоторое время она стала появляться реже. «Теперь делаю без ошибок» - пояснила она. А в последнюю неделю мая снова стала приходить ежедневно.
Уже в июне, в двадцатых числах, я встретила ее снова. На все мои вопросы она улыбалась. Но мне и не нужен был ответ, я и так поняла. «Сдала на отлично» - читалось на ее лице. Она заслужила, эта замечательная девушка.
Через год я вспоминала ее и не раз благодарила в мыслях за показанный пример целеустремленности и упорства. Я начала готовиться уже в октябре и усилила темпы к концу года совсем как она. Надеюсь, все эти старания окупятся…
Текст №4. Первое впечатление
Подготовка к экзамену по русскому оказалась, на первый взгляд, довольно ответственным делом, но в то же время весьма занимательным делом. Именно эти качества — ответственность и заинтересованность — требует она от людей. Таково было мое первое впечатление о ней.
Зарисовка подробностей
Действительно, на первый взгляд, дело это весьма ответственное. Да и на второй тоже. И на третий. Углубляясь в проблему подготовки, я могу сказать, что равнодушия она не терпит.
Первые шаги
Подготовка для меня началась с понимания — это была моральная подготовка. Честно говоря, уже проходившие эту подготовку, писавшие экзамен довольно пренебрежительно отзывались обо всем этом. Тем не менее, разные варианты из сборника тестов я решал. Так начиналась практическая подготовка.
Углубление в проблему
Как выяснилось позднее, в проведении экзамена появились изменения. Тогда подготовка «усилилась» для меня. Вариантов стало больше. Поиска слабых сторон стало больше. Стало больше всего и во всех отношениях. Но как бы не изменялась подготовка, время шло и шло. Её стало больше в моей жизни.
Вместо эпилога
Подготовка к экзамену продолжается. Она, наверно, завершится только в день проведения тестирования. Я хотел бы продолжить её прямо сейчас.
Приложение2
Уже во всю красуется март, а это значит, что до самого страшного, но в тоже время волнительного, самого радостного, а может и с горькими слезами события осталось всего несколько месяцев. Время на подготовку уходит. С каждым днем становится более ясным, что это не чья-нибудь выдумка, а реальность, что все девятиклассники страны усядутся за парты в один день и будут, кусая губы от волнения, думать над очередным заданием. Что же это? Для каждого ученика этот экзамен имеет свое определение. Для кого-то: это тест для того, чтобы самоутвердиться, для кого-то: это обычная работа, определяющая твои знания, а для других: это экзамен большого масштаба, который определяет твое будущее. Как же готовятся к ГИА по русскому наши ученики? Как же готовлюсь я? Сегодня в гимназии №3, у нас в классе будет проходить пробный тест по русскому языку. Все волнуются и по максимуму напряжены, я тоже, конечно, ведь мы ждем, когда учитель наконец раздаст долгожданные задания. Изложение позади. Как ни странно, но именно из-за этого задания ГИА я абсолютно не нервничала, наверное, потому, что я всегда с ним неплохо справлялась. И в этот раз, надеюсь, у меня хорошо вышло. Дальше хуже- тест и лингвистическое сочинение. Первые мои впечатления -ужас, дальше я наконец осознаю, что листок с заданиями лежит у меня перед глазами, и от него уже не отвертеться. Надо решать! Беру себя в руки, крепко сжимаю ручку и начинаю нервно ее покусывать, ведь это снимает напряжение, а дальше просто пользуюсь своими знаниями. Хватит ли моих знаний? Хватит ли сил? Честно говоря, не знаю. В каждом новом варианте ГИА есть что-то, чего я не знаю, в чем я сомневаюсь. И, конечно же, этот вариант не исключение. Я совершенно не понимаю, что от меня требуется в лингвистическом сочинении, я теряюсь в тексте и не могу найти ни одного примера. Я уже начинаю привыкать к мысли, что получу за это задание 0 баллов, но мне все же удается найти парочку примеров. Верны ли они? На данный момент я уже ни в чем не могу быть уверена. Надеюсь на лучшее. Осталось только сдать. Трясутся руки, а в голове пустота, кажется, что все, что в ней было, полностью перенеслось на бланк с ответами. Через неделю нам скажут результаты, а пока можно выдохнуть, расслабиться и на недельку забыть этот страх. А потом с новыми силами приняться за следующий вариант. «Еще увидимся! До новых встреч!», - проговариваю мысленно у себя в голове.
Уже девятый класс. Последним препятствием для девятиклассников остается экзамен. Казалось бы, что экзамен это пустяк. Легко ведь выполнить тест. Да и написать сочинение с изложением тоже легко. Надо лишь подготовиться....
Думали, что подготовиться к экзамену легко. Не тут-то было. Начинаешь что-то делать и тут сталкиваешься с серьезным врагом - ленью. Это очень сильный враг - бывает захочешь что-нибудь сделать, такое сложненькое что-нибудь, и уже в самом начале к тебе в союзники пробирается лень. Она то знает как закончить все пораньше - "Это сложновато. Ну зачем делать сйечас? Ведь можно подготовиться к выполнению этого дела, полежав на диване и ничего не делая. Давай брось-ка эту затею. Потом сделаем." Лень свела на нет все попытки. Конечно же можно и противостоять ей, но почти у каждого человека не такая уж мощная сила воли, чтобы победить лень.
Однако, лень потеряет свои силы накануне экзамена. Тогда ты уже понимаешь, что времени мало и придется все нарешивать и нарешивать, сидя часами напролет.
Не всегда, но именно этот способ подготовиться и легче, и действеннее. За короткое время можно нанести огромный удар по своему незнанию правил и написаний слов. Этот "скачак" лучше всего дает свои результаты в апреле - мае. В другое же время лень будет доминировать.
Однако, " скачок" тоже будет произвести трудней, не распологая хотя бы минимумом информации. Как уже говорилось сидеть и решать придется подолгу. ПОэтому, чтобы время сократить, нужно все это время, понемного читать учебники. Чтобы хоть что-то отложилось в памяти. Да и чтобы лень не встревала
По-моему это хороший план подготовки к экзамену. Сперва подгтовка к "скачку" , а потом и сам "скачок"
«Здравствуйте, дорогие зрители! Я Забродский Марк и я нахожусь в гостях у одного замечательного человека по имени Андрей. Ему 15 лет. Вы спросите меня, зачем я здесь нахожусь? Я вам отвечу, что скоро по всей стране пройдет Государственная итоговая аттестация, и мы решили посмотреть, как сегодняшние выпускники 9-х классов готовятся к экзаменам и взять интервью». - Привет, Андрей. Расскажи нам, ты волнуешься перед экзаменом? - Здравствуйте! Конечно же, я волнуюсь, как любой ученик. Любой экзамен требует больших усилий и много нервов, а главное упорства. - Как вы готовитесь к ГИА? - Я в неделю решаю по 1 пробному тесту ГИА по русскому я зыку и математике. После чего я записываю результаты в таблицу и смотрю мое совершенствование. Так же я пользуюсь всякими различными ресурсами школы и города. - Какие, например ресурсы вы используете? - В школе много дополнительных занятий, направленных именно на подготовку к ГИА. Очень полезно. Так же я езжу в университеты на курсы. Там профессоры очень хорошо готовят ко всяким олимпиадам и экзаменам. - Как много у вас свободного времени? - На самом деле я с 8 до 14:00 в школе. После чего мой день свободный. Но так получается, что я делаю уроки, занимаюсь, хожу к репетиторам, секции, а на личные дела времени не хватает. Но я не унываю, так как понимаю, что все это мне нужно! - Все ли у вас на данный момент получается в пробных экзаменах? - Конечно, нет. Мне очень легко дается математика. Я легко решаю и геометрию и алгебру. Легко дается часть. А, Б по русскому языку, но очень сложно дается лингвистическое сочинение. Но я стараюсь, двигаюсь в нужном направлении, я хочу написать его на оценку «5». Я каждый день пишу его и результат есть! - Как вы себя мотивируете на то, чтобы сесть и начать заниматься? Ведь все понимают, что заставить себя сделать что-то не просто, нужно иметь силу воли, без нее человек не сможет себя заставить. Как вы себя заставляете? - У меня по комнате развешаны мотивационные плакаты, на которые я смотрю каждое утро, когда открываю глаза. Я просыпаюсь с мыслями, что сегодняшний день не должен пройти зря. В конце дня я подвожу итог, что я узнал нового за сегодняшний день. У меня есть прекрасные друзья, которые помогают мне, когда мне тяжело. И, конечно же, я сам все прекрасно понимаю, что если хочешь чего-то добиться в жизни, нужно работать, не будешь работать, ничего в жизни не добьешься! - Спасибо, Андрей! Мы желаем вам удачи на экзаменах! Нам пора прощаться! До встречи, Андрей, как говориться, ни пуха, ни пера! - К черту! Спасибо вам! До встречи!
(Приложение3)
Жанры–это определенные "относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы" произведений" (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.
«Речевые жанры – это устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы не высказываний, а текстов». [Федосюк М.Ю. 1997: 104].
«Язык художественной литературы отличается образностью, в нем сочетаются языковые средства разных стилей и используются изобразительно-выразительные средства языка». Цитата для сочинения ГИА-2014 года
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Н. С. Валгина