Пути совершенствования преподавания русского языка и литературы с учётом современных требований общества и государства
Пути совершенствования преподавания русского языка и литературы с учётом современных требований общества и государства
Современные условия требуют от учителя организовывать учебный процесс обучения так,чтобы образовательный результат проявлялся в формировании у школьников системы жизненно важных и практических знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пути совершенствования преподавания русского языка и литературы с учётом современных требований общества и государства»
2
Пути совершенствования преподавания русского языка и литературы
с учётом современных требований общества и государства
Давно сказано, что образование для народа – самое важное, после хлеба, ибо без знаний не может быть ни созидания, ни творчества, ни понимания, ни прощения, и, следовательно, не может быть самого человека.
Кардинальные изменения, произошедшие в государстве и обществе, динамика социально-экономических процессов в России предъявляют повышенные требования к подготовке учащихся в общеобразовательных учреждениях. В зависимости от качества и организации учебного процесса у обучаемых усиливается или уменьшается стремление к овладению необходимыми знаниями, интерес к учебе. Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «выпускника, умеющего, творческого, конкурентоспособного, имеющего соответствующие ценностные ориентации».
Именно поэтому сегодня образование находится в центре внимания государства и общественности. Вступил в силу новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», осуществлен переход на ФГОС второго поколения, утверждена Концепция школьного филологического образования в России.
И это очень своевременно. Во всех сферах общественной жизни растет значение и роль людей, наделенных не только элементарной грамотностью, но обладающих высоким уровнем общей языковой культуры.
С помощью Концепция школьного филологического образования предполагается создать предпосылки для формирования в обществе устойчивой гуманитарно-культурной среды, в которой русский язык и литература вместе с другими эстетическими циклами будут занимать ведущие позиции. Концепция должна способствовать целостности и синхронности в преподавании предметов филологического цикла и предметов историко-обществоведческого цикла в тесной взаимосвязи с процессом духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях.
В основе филологического образования лежит СЛОВО, филология и переводится как «любовь к слову» и предполагает не только практическое освоение коммуникативных возможностей слова, но и духовное, эстетическое приобщение к национальной картине мира, воплощённой в эталонных текстах, к отечественной и мировой культуре.
Концепция школьного филологического образования призвана решить такие проблемы, как: падение грамотности и общей культуры, кризис чтения, разрушение иерархии нравственных ценностей, примитивное отношение к языку и тексту, утрата авторитета классической литературы, престиж и статус профессии учителя и др.
Важнейшим концептуальным понятием при изучении русского языка признается понятие «языковая личность». Языковая личность есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств.
При изучении литературы на первое место выдвигается формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст.
К научным принципам преподавания предметов филологического цикла в школе следует отнести: системность, историзм, системно-деятельностный подход, герменевтический подход, культурно-антропологический подход, когнитивный (сознательный) подход, коммуникативно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.
Принципиальное основание изучения русского языка и литературы в их совокупности – герменевтический подход, который предполагает обучение пониманию явлений языка и литературы, корреляцию (взаимосвязь) субъектов и объекта знания, активизацию интеллектуального и духовного опыта личности, учет коллективных ценностей и свободного выбора человека в поисках смыслонесущих ответов на проблему, поставленную в процессе деятельного, творческого овладения тем или иным предметом.
Еще корифей педагогической науки Я.А.Коменский (1592-1670) писал: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем». Прошло почти пять столетий, а педагогический инструментарий всё еще находится в постоянной разработке, год от года становясь все технологичнее, действеннее, эффективнее, совершеннее.
Современные условия требуют от учителя организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании у школьников системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит им адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. Для прочного усвоения знаний и умений по предмету, требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором деятельность учащихся становится успешной, а умения и знания востребованными.
Уроки русского языка и литературы по своей сути ориентированы на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность, на сотворчество учителя и ученика, на развитие у детей бережного отношения к родному языку и краю, на желание узнать новое и интересное. Постановка учебных задач помогает уйти от шаблона, развить у учащихся осмысленность, а осмысленность приводит к глубине и прочности знаний
Оценка качества филологической подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС начинается в начальной школе и имеет преемственность в 5 классе в рамках Всероссийской проверочной работы по русскому языку. Задания ВПР направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными, учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также УУД. Всероссийские проверочные работы не являются формой государственной итоговой аттестацией, они проводятся на региональном или школьном уровне, и их можно сравнить с традиционными годовыми контрольными работами. Однако результаты этих проверочных работ могут быть полезны школе и родителям для определения образовательной траектории обучающихся. Также они могут быть использованы для оценки уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, для совершенствования преподавания учебных предметов в школах и развития региональных систем образования.
Единый государственный экзамен, результаты которого принимают в качестве вступительного испытания многие вузы России, – это важный стимул для изучения любого предмета, в том числе и русского языка. Филологическая подготовка обучающихся – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка, спецкурсам, направленным на практическое соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.
На протяжении ряда лет учителями-словесниками внедряется программа элективного курса, направленного на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, который обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Цель курса: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, пошаговая подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Традиционные уроки, тщательно продуманные занятия спецкурсов, использование электронных пособий «Справочник школьника: Русский язык», «Репетитор», «Пособие для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ», коллекция схем и таблиц, адаптированных под уровень того или иного класса, авторские учительские презентации-тренажеры, нацеленные на успешную сдачу экзамена – все это вместе позволяет говорить об оптимальных результатах ЕГЭ по русскому языку.
Любая деятельность есть процесс и результат. Эти слова напрямую относятся к работе учителя, однако зачастую процесс скрыт от глаз посторонних, а результат появляется не сразу. Но он обязательно будет, и это не только результат срезовых контрольных работ, ВПР ОГЭ и ЕГЭ. Это – ещё одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса – работа с одарёнными детьми. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей. Развитие творческих способностей учеников стоит в тесной связи с проектно-исследовательской деятельностью, подготовкой к муниципальному и региональному этапу Всероссийской предметной олимпиады школьников, с участием в творческих конкурсах начиная от школьного и заканчивая международным уровнем.
Задача учителя-филолога сегодня – формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание классики отечественной и зарубежной литературы станут правилом хорошего тона.
Российскую духовную культуру всегда отличало стремление ставить высокие цели. Для нас сейчас важнейшей оказалась более близкая цель – воплотить в жизнь Концепцию школьного филологического образования, сформировать у учеников языковую, лингвистическую, коммуникативную и культурологическую компетенцию. Мы, отечественная гуманитарная интеллигенция, способны послужить этим целям.
Древний философ Сенека говорил: «Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Планомерно продуманная и творчески организованная деятельность современного педагога-словесника, думающего и о процессе, и о результате своей деятельности, готового к непрерывному общему и профессиональному развитию – это и есть сегодня тот ветер, который наполняет паруса образования, приоритетной задачей которого становится непрерывное повышение качества знаний учащихся.
Возможно, самые грандиозные свершения нас ожидают впереди, ведь взгляд учителя, работающего в настоящем, всегда обращён в будущее. Именно он закладывает фундамент, на котором строится здание светлого будущего. Каков учитель, таков и ученик – хозяин этого светлого будущего.
И в канун 1 сентября хочется пожелать всем моим коллегам пытливых, талантливых учеников, творческих инновационных идей, качественных результатов и высокой оценки нашего скромного, порой незаметного труда.