kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прошлое, настоящее и будущее писем.Лингвистика( исследования в области филологии, языковедения) Эпистолярный жанр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация.

     Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Письмо- знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. 

Актуальность проблемы заключается в том, что история письма насчитывает много тысячелетий. Сейчас мобильные телефоны, Интернет - все эти современные средства связи постепенно вытесняют письма, которые были единственным средством общения на расстоянии, и написание писем было умелым искусством.

       Не берусь предсказывать, что будет в будущем с передачей информации, но знаю одно – человеку всегда необходимо испытывать приятные эмоции и не важно благодаря какому письму это произойдет, может бумажное, может электронное.   Главное, уделять больше внимания дорогим, близким тебе людям и как можно чаще общаясь с ними дарить радость, любовь и отличное настроение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Прошлое, настоящее и будущее писем.Лингвистика( исследования в области филологии, языковедения) Эпистолярный жанр.»

Полное название темы работы

Прошлое, настоящее и будущее писем.

Название секции

Лингвистика( исследования в области филологии, языковедения)

Возрастная номинация

9-11 класс

Тип работы

Исследовательская работа

ФИО автора, дата рождения

Бурдыко Ксения Ивановна, 11.04.2006

Домашний адрес автора, телефон

Ул. 30лет ВЛКСМ 25в. кв-16

Тел. 89232761817


Место учебы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского союза

Г. Я. Борисенко».

Класс

Место выполнения работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского союза

Г. Я. Борисенко».

Руководитель

Горбунова Лариса Викторовна

Научный руководитель


Ответственный за коррекатуру текста работы

Горбунова Лариса Викторовн

E-mail, контактный телефон




[email protected]





Аннотация.



Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Письмо- знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. 

Актуальность проблемы заключается в том, что история письма насчитывает много тысячелетий. Сейчас мобильные телефоны, Интернет - все эти современные средства связи постепенно вытесняют письма, которые были единственным средством общения на расстоянии, и написание писем было умелым искусством.

Не берусь предсказывать, что будет в будущем с передачей информации, но знаю одно – человеку всегда необходимо испытывать приятные эмоции и не важно благодаря какому письму это произойдет, может бумажное, может электронное. Главное, уделять больше внимания дорогим, близким тебе людям и как можно чаще общаясь с ними дарить радость, любовь и отличное настроение.

































Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………………4

  2. Основная часть ………………………………………………………………. 4-5

1. История письма. ………………………………………………………………… 4-5

2. SMS сообщения…………………………………………………………………… 5-6

3. Сравнение содержания письма и современного SMS сообщения……………. 6 4. Анкетирование среди учащихся 5-9 классов « Нужны ли письма сегодня - время информационных технологий »…………………………………………………… 6-7

5. Результаты и обсуждение результатов…………………………………………. 7-8

  1. Заключение…………………………………………………………… ……. 8

  2. Список использованной литературы……………………………………….9





























  1. Введение


Письма, написанные от руки,

теперь уже выглядят как

поздравления из прошлого века.

Уайлдер Торнтон

Я выбрала эту тему, так как актуальность её очевидна. Письмо- знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. 

Актуальность проблемы заключается в том, что история письма насчитывает много тысячелетий. Сейчас мобильные телефоны, Интернет - все эти современные средства связи постепенно вытесняют письма, которые были единственным средством общения на расстоянии, и написание писем было умелым искусством. Однако и в наши дни не следует забывать об элементарных правилах корреспонденции.

Письмо по праву причисляется к величайшим культурным ценностям человечества. Народы делятся на обладающих письменностью и бесписьменных; этот факт свидетельствует о значении письма. Речь носит моментальный характер, ограничена во времени и пространстве, так как предполагают пространственную близость говорящего и слушающего и исчезает сразу после разговора, написанное слово может преодолеть время и пространство. Недаром говорят: "Написанное пером не вырубишь топором. Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

Цель работы:

Выявить основные черты эпистолярного жанра.

Задачи:

1) Сравнить содержание письма и современного SMS сообщения.

2) Провести анкетирование среди учащихся 9, 10 классов "Нужны ли письма сегодня - в наше время информационных технологий".

3) Изучить материал по данной теме.

4) Провести эпистолярный конкурс «Письмо солдату»

II.Основная часть.

1. История письма.

История письма насчитывает много тысячелетий. И первые письма, естественно отличались от современных писем, древнее письмо называли пиктографией, латинское слово- pictus- рисованный.

Затем было узелковое письмо 2500 год до н.э. Племена инков передавали информацию при помощи сочетания нитей и узелков. Каждое приспособление представляло собой основной шнур с привязанной к нему сотней нитей. И нити, и узелки, и их расположение, и цвет имели значение. Ученым не удается расшифровать узелковое письмо до сих пор.

Некоторые древние письма и по сей день остается тайной за семью печатями. Не поддаются расшифровке письма народов долины, живших 4000 лет назад и использовавших 300 знаков для записи информации.

Индейцы майя с территорий Центральной Америки 250 лет до н.э. разработали сложную систему письма с использованием примерно 850 знаков - картинок. Обнаружены многочисленные связи между этими значками и современными диалектами тайн.

Из словаря С.И. Ожегова о письме мы узнаем: письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего- нибудь. Письмо - одно из средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями. Различаются деловые и личные письма.

Следует знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи.

Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдением о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох.

Кроме личных писем существует и служебные письма, которые являются не только носителями определенной информации, но и правовым документом.

Бумага для письма. На первый взгляд, это мелочь, на какую не стоит обращать внимание. Однако, эта мелочь говорит о воспитанности того, кто пишет, и о его отношении к адресату.

Согласно правилам хорошего тона, этикета, письма пишут только на хорошей бумаге. Письма пишут от руки, но возможно и печатное письмо.

Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем о себе самом.

Содержание письма должно быть подчинено логике, а не о том, что придет в голову.

В письме важно не только содержание, но и оформление. Письма с многочисленными ошибками не допускаются. Писать нужно разборчиво, при затруднении обратитесь к справочной литературе.

Заканчивая письмо, уместно снова обратиться к адресату с вопросами о его жизни.

Если возникла необходимость что-то дописать и информация важна, следует написать: post scriptum, а затем необходимое. Подпись в конце обязательна.

Анонимные письма пишут только люди, не отличающиеся порядочностью. В конце письма ставят дату написания письма.

Отправляют в конверте, написав адрес, а раньше складывали, перевязывали нитью и скрепляли восковой печатью.

В начале XVIII века вместо конверта использовали чистый лист бумаги.

Почему мы перестали писать письма? Мы не то, что письма, мы и е- мейлы не пишем. Только перебрасываемся смс.

Письма заменили другой способ общения. Самый важный - это разговор. Обычный разговор. Ведь ничто не может сказать больше глаз собеседника, только в них можно прочесть то, что тебе могут и не сказать. Глаза – зеркало души. Ведь это правда. Глаза никогда не будут улыбаться, если тебе не весело. Они не смогут скрыть чувств, переполняющих тебя. Видимо поэтому мы и переслали общаться.

2. SMS сообщения .

Электронные послания постепенно заменяют все виды переписки.

«SMS» с англоязычного (Short Message Service ) переводится как служба коротких сообщений, система, служащая для отправки и принятия текстовых сообщений посредством мобильного телефона. Заметным плюсом данной системы является быстрая доставка, обычно в течение нескольких секунд. С помощью расширенного варианта SMS, именуемого как EMC (EMS), можно отправлять и получать не только обычный текст, но и короткие мелодии звонков, графические изображения и т.п. SMS написанное кириллицей ограничено 70 символами, в то время латиница умещает до 160.

Первое SMS сообщение было отправлено в декабре 1992 года в Англии, передавало текст с персонального компьютера на сотовый телефон сети GSH компании Vodafone.

Сегодня наш мир - это мир информации. Информация - это главный продукт. Каждый день мы воспринимаем эту информацию через телевидение, радиовещание, интернет, со страниц газет и журналов, а также из мобильных телефонов. Сегодня мы можем позвонить по мобильному в любую точку земного шара. Также мы можем отправить смс- сообщения. Смс- сообщения стали надежным инструментом общения. Но, помимо утилитарной пользы, сервис смс давно и уверенно занял свое немало важное место в молодежной культуре общения.

Трудно представить, что еще совсем недавно- на памяти одного поколения- люди могли обходиться без смс. Нелегко поверить, что наши мамы и папы не отправляли друг другу смс, не говоря уже о наших бабушках и дедушках. В реальной жизни мы все реже и реже пишем письма. Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми – писателями, композиторами, учеными, путешественниками. А особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху.

3. Сравнение содержания письма и современного SMS сообщения.

В Италии, Франции, Норвегии и других европейских странах данное явление активно изучается, предпринимаются попытки составления SMS словаря. Россия не является исключением.
Следует отметить, что широкого распространения язык SMS в России не получил по причине того, что русский язык гибок и засорение лексики подобными сокращениями нашему языку не угрожает. Проблема заключается в другом: в Британии уже озабочены снижением уровня грамотности среди подростков из-за увлечения SMS -арго, а так как в основе SMS на русском языке тоже лежит редукция, то подобная угроза существует и в России.

Что касается русского SMS - языка, то данное явление имеет место, но является лишь калькой с оригинала и известно узкому кругу среди пользователей мобильной связи Интернета.
1.Узнать о местонахождении (и планах) адресата: Ты где? Чего заблокирован? Ну...Ответь сейчас хотя бы!;

2.Узнать о самочувствии и настроении адресата: Аууу!!!! Ты жива? или Привет! Как прошли выходные?;

3.Сообщить о своем местонахождении (и планах): Я ещё в краске. Ещё стричься и сушиться. Короче, минут сорок или Я в кино;

4.Сообщить о своем самочувствии и настроении : В сети буду после 9.

5. Сообщить о мимолетном текущем впечатлении, о чем-то только что сделанном или увиденном: Класс!

6. Выразить в ответ сочувствие, поощрение, благодарность и т.п.: коси и забивай! :D или Спасибо)

В приведенных примерах виден не только прием транслитерации, но и случай использования не фонетического сходства, а графического образа буквы:

4. Анкетирование среди учащихся 5-9 классов « Нужны ли письма в наше сегодня - время информационных технологий»

Я провела анкетирование среди учащихся 9В и 10 классов. Школьникам было задано 9 вопросов: Приложение 1

Как вы думаете, для чего нужны письма?

Чтобы общаться- 57,1%

Просто так- 14,3%

Узнавать новости о родственниках- 11,4%

Письма- романтика- 5,7%

Поделиться информацией- 2,85%

Получали ли вы письма?

Получал- 65,7%

Не получал- 34,3%

Радостно ли вам было?

Да- 68,6%

Нет-31,4%

Писали ли вы сами письма своим друзьям, родственникам?

Да- 57,1%

Нет-42,9%

Легко ли написать письмо?

Да- 17,2%

Нет-57,1%

Не знаю- 25,7%

Какие способы общения наиболее часто используются вами?

Сайт В контакте- 51,4%

ICQ- 42.9 %

Skype- 37, 1%

Телефон- 34,3%

Живое общение- 11,4%

SMS- 22, 9%

Почта-11,4 %

Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи?

Да- 100%

Нет-0%

Какие из способов общения кажутся Вам самым удобным?

Телефон- 40%

Социальные сети-45,7%

Живое общение-14,3%

Нравится ли Вам писать письма?

Да-42,9%

Нет-57,1%

5. Результаты и обсуждение результатов.

Результат был неожиданным. Письма - вид связи, еще не исчерпавший свои возможности, хотя и вытесняемый из повседневной жизни другими, более современными видами связи.

Людям всегда приятно послание, признание в любви, нежность ребенка, отеческое наставление. Поэтому пишите письма, пишите руками, не на компьютере, они теплые в отличие от бездушной смс или электроники.

Есть, как минимум 7 причин, чтобы вернуться к незаслуженно забытому эпистолярному жанру.

1.В бумажном письме присутствует почерк. И это не просто инструмент, с помощью которого происходит написание письма. Это отражение личности автора письма, его неповторимой индивидуальности. Не зря ведь по почерку можно идентифицировать человека. В почерке есть характер человека в целом и его настроение в момент написания конкретного письма, конкретных строк, конкретных слов.

2.Рукописные письма, как правило, наполнены эмоциями, они пишутся для того, чтобы обменяться переживаниями, сомнениями, раздумьями, тогда как электронные пишутся, чтобы передать информацию. Это подтверждается во всем.
3.К написанию рукописных писем подходят более ответственно. И понятно почему. Ведь электронными письмами можно обмениваться по несколько раз в день, а если вдруг написал что-то не точно, тут же "пульнул" письмо вдогонку, подправил мысль. С рукописными письмами – иначе. Удаленность общения во времени и невозможность корректировать текст в процессе общения вынуждает излагать свои мысли грамотно, точно, выверено. Над каждой фразой нужно задумываться, чтобы правильно, адекватно, полно передать то, что хочешь.
4.Если электронная переписка явно диалогична, то рукописные письма можно сравнить с монологом. Они чем-то схожи на дневники - требуют самоуглубления, откровения. Они направлены даже не столько на собеседника, сколько на самого себя.
5.Рукописные письма располагают к тому, чтобы проанализировать прожитое, сделать какие-то выводы. Они волей-неволей сортируют мысли на важные и неважные, сиюминутные и сущностные. Рукописные письма приучают не "болтать", а по-настоящему общаться.
6.Ожидание рукописного письма – очень полезная вещь. Пока ждешь письма, понимаешь насколько тебе действительно дорог именно этот человек и потом при встрече больше дорожишь каждой минутой реального общения. Ожидание писем укрепляет, проверяет и проявляет чувства.

7.Рукописные письма становятся частью нашей памяти, наших воспоминаний. Их можно хранить и перечитывать. Рукописные письма как фотографии – несут отпечаток времени, места, обстоятельств.

  1. Заключение.

В современном мире способы передачи письма очень быстро развиваются. Если 20 лет назад мы могли передать письмо используя только почту и телеграмму, то на сегодняшний день это можно осуществить десятками способов. Этим мы обязаны развитию интернета и техники. Skype, icq, mail, социальные сети – это все результат развития виртуальной сети.

Считаю, что это не хорошо и не плохо. Сегодняшний мир требует скорости в решении задач, а именно этим достоинством обладают выше указанные способы передачи письма. Тем более при необходимости можно передавать звуковые сообщения и вести онлайн видеоконференции в режиме реального времени, чем бумажные письма похвастаться не могут. Новые технологии и их создатели пытаются убедить нас, что мы стали больше общаться, но на самом деле это не так. Классический пример подмены понятий — смс- сообщения. По сути своей — это «рукописный» текст, письмо. Но любую хорошую идею человек способен довести до абсурда.

В нашей стране смс- зависимость особенно распространена среди студентов и школьников, где она иногда принимает масштабы эпидемии. Конечно, с помощью смс можно общаться прямо на уроке, лекции, семинаре или экзамене…

Не берусь предсказывать, что будет в будущем с передачей информации, но знаю одно – человеку всегда необходимо испытывать приятные эмоции и не важно благодаря какому письму это произойдет, может бумажное, может электронное. Главное, уделять больше внимания дорогим, близким тебе людям и как можно чаще общаясь с ними дарить радость, любовь и отличное настроение.

В нашей школе ежегодно проходит акция «Письмо солдату». И в этом учебном году я предложила провести конкурс эпистолярного жанра, в котором каждый желающий сможет написать письмо защитнику Отечества. Конкурс писем будет организован совместно с кружком «Юный журналист ». И лучшие работы достойно займут место в «Школьном вестнике». Цель конкурса – содействовать возрождению традиций русского эпистолярного жанра, обратить внимание участников на бережное отношение и любовь к родному языку.

  Что будут хранить наши потомки - неясно. Смс-ки наверное...

Хорошо, что в литературе, живописи, музыке  письма останутся уже навсегда. И они такие  разные! Как и эмоции, переживания людей, которые пишут, ждут и получают  письма...





Список литературы

1. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1994. -143с.

2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. Факультативный курс. Пособие для учащихся /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1999. -127с.

3. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения (7-10 класс) /К.С.Горбачевич// - М.: Просвещение,1996. - 191с.

4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В четырёх томах./В.И. Даль. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2009. – 834с.

5. Колесов В.В. История русского языка в рассказах /В.В. Колесов//- М.:«Просвещение»,1996-175с.

6. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове /З.Н.

7. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин//- М.:«Знание», 1976-144с.






























Приложение 1


Анкета « Нужны ли письма в наше сегодня - время информационных технологий»


  1. Как вы думаете, для чего нужны письма?

  2. Получали ли вы письма?

  3. Радостно ли вам было?

  4. Писали ли вы сами письма своим друзьям, родственникам?

  5. Легко ли написать письмо?

  6. Какие способы общения наиболее часто используются вами?

  7. Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи?

  8. Какие из способов общения кажутся Вам самым удобным?

  9. Нравится ли Вам писать письма?



































11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лариса Викторовна Горбунова

Дата: 29.03.2023

Номер свидетельства: 628594


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства