Просмотр содержимого документа
«"Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!"»
«Прочь с дороги все, что портит нашу речь!» Цель:
1.помочь учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка, 2.предостеречь школьников от неправильного употребления слов и выражений;
3.прививать любовь и бережное отношение к языку;
4.воспитывать культуру речи.
Оборудование: презентация, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы Ход занятия
Вступительное слово.
Говорят, что встречают по одежке, провожают - по уму. А откуда узнают об уме? Конечно, из речи человека, из того, как и что он говорит. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям понимать друг друга при общении. Но в последнее время много стали говорить о засорении русского языка иностранными словами, о небрежном отношении человека к языку и речи. И с этим можно согласиться. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего занятия написана на доске…
Но что это? Похоже, слова решили поиграть в чехарду и перепутались. Помогите расставить их так, чтобы получилась фраза, являющаяся темой нашего сегодняшнего разговора (слайд №1) 2.Содержание занятия. Ведущий. Знаете ли вы, какая вещь самая дорогая и самая дешевая одновременно? Расскажу вам легенду. Перенесемся на минуту в древнюю Грецию. Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую дорогую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес …язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире? – спросил Ксанф. «Конечно»,- ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: «мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир. «Хорошо,- согласился Ксанф. - Иди опять на базар и принеси мне теперь самую дешевую вещь в мире»,- сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес…язык. «Снова язык?!- удивился господин. «Да. Язык – самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы». (слайд №3) - Трудно не согласиться с Эзопом. Почему? Как вы думаете? Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
Ведущий.Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки.
1 задание. Восстановите пословицы (слайды №4-5):
Острый язык – дарование, больней огня жжет
Человеческое слово, длинный – наказание
Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь
Слово не воробей, может и убить
Ведущий. Не всегда, к сожалению, легко выразить свою мысль четко, ярко и образно. Согласны? Многие считают, что как сказал, так и хорошо, сойдет, а некоторые, что особенно печально, сознательно портят язык, стараясь подражать бессмысленным модным словечкам, грубому жаргону только потому, что «так говорят». А кто говорит? Откуда идет весь этот языковой сор? Кто старается портить наше достояние – язык? Люди недалекие, у которых низок культурный уровень. Частенько мы являемся свидетелями, а то и участниками такой сцены.
2 задание. :Найти речевые ошибки, которые допусти Юля?
Инсценировка «Прочь с дороги…»
(Комната. В ней стол. Стулья. Девочка читает книгу. Мать шьет.) Юля. Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу. Мама. Что за спешка? Юля. Да мы с подругой хочем сегодня участвует в соревнованиях… как это?... по легкой атлетике. Мама. Обед стоит на плите. Юля. Блин, опять суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Ест). Маша (вбегая): Юля! Что ты так долго? Юля. Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (пьет). А что мне одеть? Мама. Возьми пальто. Маша. Пальто не стоит. Возьми лучше… как это, блин ? Свитер. Мама. Действительно, возьми свитер. Юля. Хорошо. (Миша и Юля уходят). Мама. Не могу понять, почему и Юля и Миша, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.
Какие ошибки были допущены Юлей? (слайд №6)
(Появляются Время, Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать, Как это) Говорят хором: Мы удивляемся, мы возмущаемся. Время. Вы слышали, что со мной сделали? Во-1, мой Родительный падеж - Времени, а во-2, вопрос «Сколько времени» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать «Который час?». Видите, как со мной небрежно обращаются. Прилагательное. Нет, имена Существительные, уж если кому и тяжело приходится, так это нам – Именам Прилагательным. С нами совсем не считаются, присоединяют, не думая, к любому Существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается – «холодный кипяток». А ведь если кипяток остыл, он уже перестал быть кипятком, а стал кипяченой водой. И говорить «холодный кипяток» так же нелепо, как «сладкая соль». Половина. Да, Имена Прилагательные, вы совершенно правы. Вы уже знаете, что я одно из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «Большая половина», «меньшая половина» и даже «третья половина»? Очевидно, меня путают с существительным Часть, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело! (садится). ^ Надеть и Одеть (спутанные вместе). Надеть. Да, товарищ Половина. Мы вас очень, очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как меня и моего брата часто путают, что скоро мы сами не сможем разобраться, где должен стоять я – Надеть, и где мой брат – Одеть. ^ Одеть. Одеть можно кого-то, одушевленный предмет: например, одеть ребенка. Надеть. Надеть на что-то или на кого-то: например, надеть кольцо на палец, надеть пальто. А нас все путают и путают. Кушать. Если вас путают, то вас два брата и вы очень похожи, а я? Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю», «мы кушаем», надо говорить «я ем», «мы едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: он кушает, а в остальных случаях – он ест. Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено. Помните, как у Пушкина в «Сказке о мертвой царевне» сказано: «Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед». Как это?Блин!
Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю.
Ведущий. В разговоре же Юли и Миши мы видим и ошибки из-за незнания грамматики, и непонимания смысла слова, и слова-сорняки, которыми мы заполняем паузы, когда не можем найти нужного слова.
Работа с презентацией (слайды 7-12)
Все. Прочь с дороги все, что портит нашу речь!
Ведущий. Что же делать, что бы не делать подобных ошибок, какие сделали Юля и Миша? Как быть? Об этом расскажет сценка.
Сценка «Рецепт»
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика: - В каком классе учишься, молодой человек? - В пятом «Бы». - «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе? - Жутко дружно, жутко весело… - Жутко и весело! А учитесь-то хорошо? - Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит. - Порядок… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.
(Выдает рецепт – учебник русского языка).
Ведущий. А теперь давайте порешаем занимательные задачи по русскому языку.
Редактор (слайды 13-14).
Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении.
Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
Задание: запиши слова во мн.числе и поставьте ударение: торты, шарфы, жалюзи, банты (на доске)
(Таблица, слайд 19, ЗАПОМНИ!)
4. Ребус «Молодцы!» (слайды 20-21)
Ведущий. Учиться говорить нужно. Ведь «обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А русский язык поистине богат и могуч. О языке и речи говорят известные люди.
Задание 5. Зачеркните буквы Г, Д, Ж, Ф
Какое вы получите предложение? Прочитайте.
И
Г
Д
С
Т
Ж
И
Ф
Н
Г
Н
Д
А
Ж
Я
Л
Ю
Д
Б
О
В
Ь
К
С
Ж
В
О
Е
Ф
Й
С
Д
Т
Р
А
Г
Н
Ф
Е
Н
Е
М
Д
Ы
С
Л
Ж
И
М
Г
Ф
А
Б
Д
Е
З
Л
Ю
Ж
Б
Г
В
И
Д
К
Ф
С
В
Ж
О
Е
Д
М
У
Ф
Я
З
Ы
К
У
ОТВЕТ:
Истинная любовь к своей стране
немыслима без любви к своему языку.(слайды 22-23)
Паустовский К. Г.
3.Заключительная часть. Подведение итогов.
Учите русский
годы кряду,
С душой,
с усердием,
с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом.
В ходе сегодняшнего занятия мы убедились, насколько важно знать свой язык, его историю, бережно пользоваться словом, чтобы наша жизнь стала ярче и интереснее.
Русский язык - это наше национальное достояние. Наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в чистоте, её красоте и богатстве.
Молодцы! Вы настоящие ценители, хранители, защитники, пропагандисты русского языка. От нас с вами зависит будущее нашей страны, каким оно будет: великим или достойным сожаления?
Больше читайте, пополняйте свой словарный запас, не употребляйте слова-паразиты, не засоряйте язык.
Галкина Г. В., Полонецкая Л. З. Занимательные задачи по русскому языку, Ростов-на-Дону, 2009.
Материалы Интернет- сайта (высказывания о языке).
Павликовская Н. И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
Шустина И. В. Русский язык на «пятёрку». Олимпиадные задания, вопросы, тесты, Ярославль, 2010.
Приложение 1.
Инсценировка «Прочь с дороги…»
(Комната. В ней стол. Стулья. Девочка читает книгу. Мать шьет.) Юля. Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу. Мама. Что за спешка? Юля. Да мы с подругой хочем сегодня участвует в соревнованиях… как это?... по легкой атлетике. Мама. Обед стоит на плите. Юля. Блин, опять суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Ест). Маша (вбегая): Юля! Что ты так долго? Юля. Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (пьет). А что мне одеть? Мама. Возьми пальто. Маша. Пальто не стоит. Возьми лучше… как это, блин ? Свитер. Мама. Действительно, возьми свитер. Юля. Хорошо. (Миша и Юля уходят). Мама. Не могу понять, почему и Юля и Миша, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.
Приложение 2.
Сценка «Рецепт» Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика: - В каком классе учишься, молодой человек? - В пятом «Бы». - «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе? - Жутко дружно, жутко весело… - Жутко и весело! А учитесь-то хорошо? - Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит. - Порядок… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт. (Выдает рецепт – учебник русского языка).
Прочь
с дороги всё,
что портит
нашу речь!
Задание 1. Восстановите пословицы:
Острый язык – дарование, больней огня жжет
Человеческое слово, длинный – наказание
Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь
Слово не воробей, может и убить
Задание 1. Восстановите пословицы:
Острый язык – дарование, больней огня жжет
Человеческое слово, длинный – наказание
Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь
Слово не воробей, может и убить
Задание 1. Восстановите пословицы:
Острый язык – дарование, больней огня жжет
Человеческое слово, длинный – наказание
Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь
Слово не воробей, может и убить
Задание 1. Восстановите пословицы:
Острый язык – дарование, больней огня жжет
Человеческое слово, длинный – наказание
Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь
Слово не воробей, может и убить
Задание 1. Восстановите пословицы:
Острый язык – дарование, больней огня жжет
Человеческое слово, длинный – наказание
Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь