kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация коучинг-сессии на тему "Развитие критического мышления через диалог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

. Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие  им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

 Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных

согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

Обмен информацией в группах.- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)- Какое слово может быть лишним? Почему?Мороз, снег, снежки холод -( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

   Прием «Пометки на полях»

 Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.Пометки должны быть следующие:Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.Использование этого приема требует от учителя: Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками; Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки

маркировочных знаков;В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы,заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например.  На листочках  дан  текст.  Ребёнку  проговаривается  инструкция. Имя  существительное - это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?   

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

 Например:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

(выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса).

 Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению

·      1, 7 строчки – существительные антонимы;

·      2 – два прилагательных к первому существительному;

·      3 – три глагола к первому существительному;

·      4 – два словосочетания с существительными;

·      5 – три глагола ко второму существительному;

·      6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например:

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает                                                                                                           Известный город, маленькая деревня                

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

                                                    

 

  • Шесть шляп мышления

 -          Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

-          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

-          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

-          Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

-          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.

-          Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связан

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация коучинг-сессии на тему "Развитие критического мышления через диалог" »

Тема коучинга: «Развитие критического мышления через диалог».

Учитель высшей категории Куандыкова А.Т.



Дата проведения

18.11.2014 г.

Название  занятия

Коучинг 4.

Развитие критического мышления в процессе диалога

Цель

100% педагогов знают, что диалог – это один из приемов развития критического мышления у учащихся

Задачи

1.Объяснить сущность критического мышления.          

2.Внедрить методику критического мышления, определить особенности ее внедрения в практику преподавания и обучения.

3. Раскрыть значение использования кумулятивной беседы для развития критического мышления учащихся

Результаты 

обучения

Учителя  могут:

-актуализировать знания по изучаемой теме

-самостоятельно осмыслить и освоить информацию

- самостоятельно анализировать, сопоставлять, охарактеризовать, описывать виды методы обучения

- планировать и практически внедрять данные модули

-быть внимательным к новой информации в процессе работы над ней

- работать в группе

Ключевые 

понятия

1.Важно помочь в распространении опыта учителей, прошедших уровневую подготовку

2.Использовать новые подходы в преподавании и обучении – диалоговое обучение для формирования критического мышления учащихся

Вводная часть

1.Формирование групп«Колечки».

Все участники выходят к доске. Условие: сколько раз ведущий хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», образуют «тесное» колечко. Кто быстрее! 

После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Коуч хлопает столько раз, чтобы число участников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для коучинга.

2. Правила работы в группе.

 

Коуч напоминает  правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно.

Правила записаны на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте.

Правила работы:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга.  

В группе все равны.

4. Я – высказывание.

5. Безоценочность суждений

6. Активность.  

В групповой работе участвуют все.

7. Правило «стоп»

8. Правило "здесь и теперь".

Вызов.

Корзина идей.

 Что такое критическое мышление?

(1 мин.)

Работая в группах, учителя в течение минуты пишут свое определение критического мышления

 

 

Актуализация

Задание 1.

Погружение в тему.(15 мин.)

Изучение теоретического материала «Технология развития критического мышления через чтение письмо». Осмысление2.1 Метод « Жигсо». По номерам пересаживаются за другие столы и

« добывают» инфомацию:

1ая группа- тема «

2ая группа-

3я группа- « Таксономия Блума» (раздатки)

4 ая группа- « .

Сначала должны прочитать текст, затем обсудить в группе какую информацию представить, как донести информацию до своей « семьи». Составить по 3 вопроса для своей «семьи». После возвращения в свои группы рассказывают то, что принесли. Остальные по мере надобности делают записи.


Работа в группах

Задание 2.

Составить постер по изучаемому вопросу.

(15 мин.)

Стратегии критического мышления, используемые при диалогическом обучении.

Работа в группах.

Обмен мнениями.

Презентация постеров.

 

Задание 3.

Возвращение к «Корзине идей»

Учителя сравнивают свои предположения, которые они делали вначале коучинга с тем, что они узнали.

Обмен мнениями.

Подход,

основанный на совместной работе

В течение занятия учителя совместно обсуждают задания, принимают решения, презентуют работу своей группы.

Происходит взаимообучение.

Размышление над обучением

Метод «Перекрестная дискуссия».

(10 мин.)

Стратегия развития критического мышления располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Готовы ли вы использовать ее в индивидуальной практике?

Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках: да / нет

Да 

Нет

 

 

•заполните левую и правую колонки таблицы, приведя 3-4 аргумента «да» и «нет» тезиса заголовка;

•обменяйтесь мнениями со своими коллегами.

Индивидуальная работа.

Обсуждение.

Обмен мнениями.

Рефлексия

(10 мин.)

 

 

 

Коуч просит участников коуч-сессии для подведения закончить предложения:

- Было интересно…

- Было трудно, но теперь я могу…

- Я приобрел…

- Я научился…

-Я смог…

- Коучинг дал мне для жизни…

- Мне захотелось…


1.   Сюжетная таблица.

Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 

 

 

 

 

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

·         таблица “Толстые и тонкие вопросы” .

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

?

?

Кто…

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

В чём разница…

 

·              Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по

обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Корзина идей, понятий, имен…» Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие  им на ум ассоциации. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

 Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных

согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)

Обмен информацией в группах.- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)- Какое слово может быть лишним? Почему?Мороз, снег, снежки холод -( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

   Прием «Пометки на полях»

 Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.Пометки должны быть следующие:Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.Использование этого приема требует от учителя: Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками; Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки

маркировочных знаков;В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы,заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например.  На листочках  дан  текст.  Ребёнку  проговаривается  инструкция. Имя  существительное - это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?   

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,

состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из

нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию

темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

 Например:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

(выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса).

 Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению

·      1, 7 строчки – существительные антонимы;

·      2 – два прилагательных к первому существительному;

·      3 – три глагола к первому существительному;

·      4 – два словосочетания с существительными;

·      5 – три глагола ко второму существительному;

·      6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например:

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает                                                                                                           Известный город, маленькая деревня                

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

                                                    


  • Шесть шляп мышления

 -          Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.

-          Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.

-          Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.

-          Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.

-          Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.

-          Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано

 Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ. Хотя эти умения формируются и под влиянием вышеуказанных приемов, тем не менее, большую помощь может в этом оказать прием “фишбоун”. Для данного приема используется схема. С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.На примере темы “Первый властелин единого Китая” хочу показать применение “фишбоуна”. В “голове” помещается название события – объединение Китая, а в хвосте другое - восстание народа. Перед учениками ставится вопрос: “Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника, на каждую группу дается отдельный пункт. Ребята читают, используя прием инсерт – чтение с пометками (V – подтвердилось, + – новое). После завершения чтения группы отчитываются в проделанной работе, и в “фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: строительство Великой китайской стены, сбор средств и т. д. В нижней части “фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным событиям. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы получили опорный конспект, учились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.

 Суть приема «Фишбоун» (рыбья косточка) состоит в постановке проблемы, которая изучается  на уроке, в определении ее аспектов  и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.  Учащиеся начальной школы еще только начинают изучать историю. Мною  этот прием был мною адаптирован   для обучения учащихся составлению плана рассказа. Последний вид работы с текстом не вызывает энтузиазма у ребят, а о важности его говорить не приходится.   Как же мы рисуем рыбку, которая эту скучную работу делает интересной?

1 этап. Исходя из заявленной темы, вместе с детьми ставим  большой «толстый» вопрос ко всему параграфу учебника. Например, почему Иван 4 в российской истории называется Грозным? Пишем вопрос и рисуем хребет нашей будущей рыбки.

Почему Иван 4

 Грозный        ?  -------------------------------------------------------------------

     2 этап. Чтение текста «Иван 4 Грозный ». По ходу чтения дети делят текст параграфа на части по смыслу. Каждая такая часть – это косточка будущей рыбки.   Верхние косточки – это кратко сформулированные пункты плана, а нижние – это ключевые слова к пунктам.

                                             


    Рождение       Детство        Венчание     Царствование           Сын

1. воевал

Почему Иван 4                                                                                                                                                   2. казнил

 Грозный     ?     --------------------------------------------------------------          3.убил сына

 


                                                            1530,                 сирота!           царь               война,             Иван,

                                        Елена +Василий III,          бояре              1547                казни             1581 год убил сына,

                            Церковь Вознесения в                издевались      Успенский                            картина Репина И.Е.                                Коломенском                                             Собор

   3 этап.  После того, как вся информация занесена, в хвостике рыбки делается запись выводов. А далее обводится контур рыбки. Рисунки у всех разные. Они вызывают восторг и являются предметом обсуждения. Но что важно для меня: по этой рыбке дети легко восстанавливают ход событий, описанных в тексте, рассказывают по ключевым словам. Выводы по проблеме  дети тоже учатся делать сами, после того как овладели этим приемом. Этот прием является и средством контроля за сформированностью навыков работы с текстом, за умением  его структурировать, анализировать и обобщать на элементарном уровне. Для этого надо  дать  текст и предложить  детям  составить Фишбоун, выразить восхищение получившимися рыбками.  Работая в паре, ученики рассказывают друг другу содержание текста, опираясь на Фишбоун.  Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

 Стратегия ИДЕАЛ.

Расшифровывается она следующим образом:

·  И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)

·  Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).

·  Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше)

·  А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)

           ·  Л ― Логические выводы (Анализ проделанной работы)

игровой приём “Как вы думаете?”. Игра осуществляется в следующем порядке:

1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;

2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;

3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.

Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?   Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное.  Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

    Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы. 

  Ажурная пила ( Jigsaw ) Возможности использования: При работе с текстом; При изучении грамматики. Как это делать при работе с текстом Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников; Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал); Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе; Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией; По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов; Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т.к. это отразится на общей итоговой оценке.

Осмысление:

Метод « Жигсо». По номерам пересаживаются за другие столы и « добывают» инфомацию:

1ая группа- прием « Сюжетная таблица»

2ая группа- прием «Корзина идей»

3я группа- прием «Прием инсерт»

4 ая группа-прием «Мудрые совы»

5 ая группа-прием «Фишбоун»

6ая группа-прием «Написание синквейна»

7 ая группа-прием «Диаманта»

Сначала должны прочитать текст, затем обсудить в группе какую информацию представить, как донести информацию до своей « семьи». Составить по 3 вопроса для своей «семьи». После возвращения в свои группы рассказывают то, что принесли. Остальные по мере надобности делают записи.


Взаимооценивание «провести между группами по критериям.

критерии

Раскрытость




Достоверность




новизна




аккуратность
































Коучинг на тему:

« Развитие критического мышления через диалог»







Учитель русского языка и литературы: Куандыкова А.Т.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация коучинг-сессии на тему "Развитие критического мышления через диалог"

Автор: Куандыкова Айгуль Турсынбековна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства