Просмотр содержимого документа
«Предметно-тематический праздник по русскому языку»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. С.А, Суркова с. Богословка Пензенского района Пензенской области
Предметно-тематический праздник
по русскому языку
в 3 классе
Учитель: Бакалова В. А.
ПРЕДМЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК РУССКОГО ЯЗЫКА
Цели и задачи:
развивать у обучающихся интерес к предмету «Русский язык», к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке;
совершенствовать личностные качества детей: любознательность, инициативность, трудолюбие, настойчивость, познавательную активность;
углубление знаний о языке, расширение запаса знаний в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру речи.
Оборудование: алфавит, государственные символы России, таблички со словами, написанные славянскими буквами (Русь, Византия, Кирилл, Мефодий), выставка работ декоративно-прикладного творчества, матрешка, корзинка.
Ход мероприятия
1. Вступление.
Сегодня у нас праздник – праздник русского языка. Когда мы слышим фразу «русский язык», то связываем ее, чаще всего, с учебным предметом. На уроке русского языка мы учимся красиво и грамотно писать, изучаем правила, разбираем предложения и слова, пишем творческие работы. А сегодня взглянем на эту фразу с другой стороны, расширим границы нашего представления о русском языке.
2. Русский язык – государственный язык в России.
Мы живем с вами в одной стране. А чем одно государство отличается от другого? (Языком, символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением). Обратите внимание: на доске расположены государственные символы России. И хотя в России проживает много национальностей, но все россияне понимают друг друга. Почему? Нас всех объединяет русский язык.
3. Славянская письменность, азбука.
Можно ли научиться грамотно писать не умея читать? А чтение начинается с изучения… (букв).
В русском алфавите 33 буквы. В старину их было больше и назывались они по другому: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть и т.д. Азбуку для славянских народов создали братья из Византии Кирилл и Мефодий. 24 мая отмечается праздник славянской письменности и культуры.
Посмотрите, какими буквами написано слово Русь. Это написал ученик нашего класса. Легко ли было написать такое короткое слово славянскими буквами?
Первая буква в рукописных книгах рисовалась красной краской, украшалась узорами. Из старины дошло до нас понятие «красная строка».
Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской о том, как учились дети в старину.
Ученик 1:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк,
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как аз да буки,
В – как веди, Г – глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Ученик 2:
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
4. Напевный русский язык. Русские народные песни.
На Земле много разных языков: английский, немецкий, французский, китайский … Но даже иностранцы замечают, что русский язык очень красивый, напевный.
Ученик 3:
Красив язык мой русский,
И в радости и в грусти –
Он всякий раз со мной,
Родной язык мой русский,
Как родина, родной.
Ученик 4:
Мне русская речь, как музыка,
В ней слово звучит, поет,
В ней дышит душою русского
Создатель ее – народ.
Сколько произведений создано на русском языке! Особенно ценно для нас наследие наших предков.
1 конкурс. (Один ученик открывает матрешку и вынимает задание)
«Назовите жанры устного народного творчества».
(Сказки, песни, потешки, заклички, прибаутки, небылицы, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки и т.д.)
Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
Русская народная песня – вид музыкального творчества русского народа, тесно связанный с жизнью и бытом людей и передающийся от поколения к поколению в устной традиции. Русские народные крестьянские песни разделяются по жанрам: трудовые, свадебные, игровые, хороводные, обрядовые (календарные), исторические, лирические протяжные, былины, частушки. Позднее возникли городские песни, отражающие жизнь различных социальных слоев города: рабочие, солдатские, студенческие и т.д. Русская народная песня сыграла огромную роль в формировании и развитии русской национальной композиторской школы.
Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, многочисленны и обхватывают весь строй деревенской жизни, все явления жизни крестьянина от рождения до смерти.
Сейчас мы исполним русскую народную песню «Во поле березка стояла».
(Дети встают полукругом, за ними – 4 девочки в русском костюме, с платочками в руках).
1
Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла.
2
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.
3 (В середине дети образуют ворота, выходят девочки и медленно движутся в танце).
Я ж пойду, пойду погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.
4Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли, люли три гудочка.
5 (Девочки образуют круг, остальные дети встают во внешний круг. Два хоровода движутся в противоположных направлениях).
Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла.
5. Пословицы и поговорки.
2 конкурс. (Из второй матрешки достают задание).
«Собери пословицу».
Необходимо расположить карточки со словами в определенном порядке так, чтобы получилась пословица. (У доски работают 3 человека).
1) Не спеши ׀ языком, ׀ а торопись ׀ делом.
2) Одно ׀ теплое слово ׀ и в мороз ׀ согреет.
3) За твоим ׀ языком ׀ не поспешишь ׀ и босиком.
А остальные дети и гости нашего праздника будут работать со мной. Я говорю начало пословицы, а вы заканчиваете ее.
1) Слово не воробей, … (вылетит не поймаешь).
2) Слово может убить человека, слово может … (спасти).
3) Не дал слова крепись, а дал … (держись).
4) Петь хорошо вместе, а говорить … (порознь).
5) Мал язык, да всем телом … (владеет).
6) Лучше хорошо поступать, чем хорошо … (говорить).
7) Знаешь – говори, не знаешь – (слушай).
8) Не стыдно молчать, коли нечего … (сказать).
9) На словах богато, а на деле … (пустовато).
10) Если ошибся дорогой, то можно вернуться; если ошибся словом - …(ничего нельзя сделать).
11) Даже если говоришь ты в шутку, перед тем … (подумай хоть минутку).
6. Разнообразие слов.
А сколько много разных слов! Их и не счесть! И слова эти разные. И вроде слово одно и то же, а смысл различный. Послушайте шутливое стихотворение Олега Григорьева:
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила.
Брат ее мальчик Иван
Тоже разбил … стакан.
Шутливым стихотворение становится потому, что автор играет словами: разбить клумбу – сделать, разбить стакан – сломать.
Послушайте стихотворения о словах.
Ученик 5:
Есть слова – словно раны, слова – словно суд. –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить. (В. Шефнер)
Ученик 6:
На доброе слово
Не надо скупиться,
Сказать это слово –
Что дать всем напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
7. Фразеологизмы.
3 конкурс.
«Подсчитайте количество фразеологизмов в тексте».
Фразеологизмы или фразеологические обороты – это устойчивые сочетания, которые выражают положительную или отрицательную характеристику человека или предмета:
золотые руки – очень умелый, способный в своем деле человек;
мотать на ус – твердо запомнить;
бежать сломя голову – очень быстро мчаться.
«Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что-ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему – ни ногой».
8. Высказывания писателей о русском языке.
Очень многие писатели и поэты признавались в любви к русскому языку, восхищались им.
Ученик 7:
Александр Иванович Куприн: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Ученик 8:
Алексей Константинович Толстой: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Ученик 9:
Николай Васильевич Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок; все зернисто, крупно, как жемчуг».
Ученик 10:
Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Русский язык напевен, лиричен. Очень много написано на этом языке художественных произведений, в том числе и лирических стихов. На уроке литературного чтения мы учимся понимать их, отрабатываем выразительное чтение, пытаемся передать те чувства, которые автор вложил в свое произведение.
Вспомним поэтов, с чьими произведениями мы уже знакомы.
Я называю имя и отчество, а вы фамилию поэта:
Афанасий Афанасьевич … (Фет)
Николай Алексеевич …(Некрасов)
Александр Сергеевич … (Пушкин)
Михаил Юрьевич … (Лермонтов)
Федор Иванович … (Тютчев)
Дети рассказывают отрывки о зиме из произведений этих поэтов на фоне музыки:
Ученик 11:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы –
И зима настала. (Иван Суриков)
Ученик 13:
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
9. Культура речи.
Ни в одном языке мира нет столько слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, столько добрых, красивых слов, с помощью которых можно выразить свои чувства.
Сейчас мы заполним шкатулку такими словами. Вы их называйте, а я буду «складывать» слова в корзинку. Гости, помогайте детям! (Радость, любовь, доброта, нежность, вежливость, дружба, скромность, трудолюбие и т.д.)
Теперь у нас полная шкатулка добрых слов. А шкатулка не простая, а волшебная. Она превратила слова в предложения. Каждый из вас возьмет себе по предложению.
(Дети зачитывают предложения вслух)
Как ты хорошо выглядишь!
Давай дружить!
Давай вместе играть!
Я тебя обидел, извини, пожалуйста!
Давай я помогу тебе!
Помоги мне, пожалуйста!
Извини, я тебя нечаянно толкнул!
Не сердись на меня, я тебя случайно задел!
Извини, пожалуйста, я не хотел тебя обидеть!
Против всего можно устоять, но не против добра.
Путём зла не доходят до добра.
Дорогу уступает тот, кто вежливее.
Учись вежливости у невоспитанного.
Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Доброе дело два века живёт.
Торопись делать добро.
С добрым жить хорошо.
Умный себя винит, а глупый – своего товарища.
Добрый быстрее дело сделает, чем сердитый.
Злоба лишает человека силы.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Чем сердиться, так лучше помириться.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Постарайтесь как можно чаще в своей речи употреблять только добрые слова и совершать добрые поступки.
10. Все начинается с любви…
В начале праздника мы говорили о том, что понимаем друг друга, потому что … (говорим на одном языке). А ведь есть еще один язык, который сближает людей, помогает им стать роднее. Что это за язык? (Дети и взрослые высказывают свое мнение).
Это язык любви. Роберт Рождественский утверждает в своем стихотворении: «Все начинается с любви…». С любви к родителям, к братишкам и сестренкам, с любви к природе, к родному городу… Давайте послушаем это стихотворение.
Ученик 14:
Все начинается с любви.
Твердят: «Вначале было слово».
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви.
Весна шепнет тебе: «Живи».
И ты от радости качнешься,
И выпрямишься,
И начнешься.
Все начинается с любви!
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
11. Заключение.
В завершении нашего праздника мы хотим поблагодарить гостей, которые пришли и выслушали нас, помогали нам. Также необходимо отметить самых активных ребят, которые принимали участие в празднике русского языка. Остальным хочется пожелать быть настойчивее, активнее, участвовать в творческих делах и конкурсах, показывать себя с лучшей стороны.
Наш праздник мы завершаем песней «Отчий дом».
1
Милые с детства места
Родиной мы зовем.
Это моя семья,
Это мой отчий дом.
Припев:
Детство – чудесный край
Вечно цветущий май.
Детство – мой добрый друг
Радостный сердца стук.
(Музыка делается тише и на ее фоне звучит стихотворение Сергея Синицына «Берегите Россию»).