kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предметно-тематический праздник по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие любознательности, познавательной активности, любовь к русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предметно-тематический праздник по русскому языку»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. С.А, Суркова с. Богословка Пензенского района Пензенской области










Предметно-тематический праздник

по русскому языку

в 3 классе


















Учитель: Бакалова В. А.






ПРЕДМЕТНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК РУССКОГО ЯЗЫКА

Цели и задачи:

развивать у обучающихся интерес к предмету «Русский язык», к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке;

совершенствовать личностные качества детей: любознательность, инициативность, трудолюбие, настойчивость, познавательную активность;

углубление знаний о языке, расширение запаса знаний в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру речи.

Оборудование: алфавит, государственные символы России, таблички со словами, написанные славянскими буквами (Русь, Византия, Кирилл, Мефодий), выставка работ декоративно-прикладного творчества, матрешка, корзинка.

Ход мероприятия

1. Вступление.

Сегодня у нас праздник – праздник русского языка. Когда мы слышим фразу «русский язык», то связываем ее, чаще всего, с учебным предметом. На уроке русского языка мы учимся красиво и грамотно писать, изучаем правила, разбираем предложения и слова, пишем творческие работы. А сегодня взглянем на эту фразу с другой стороны, расширим границы нашего представления о русском языке.

2. Русский язык – государственный язык в России.

Мы живем с вами в одной стране. А чем одно государство отличается от другого? (Языком, символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением). Обратите внимание: на доске расположены государственные символы России. И хотя в России проживает много национальностей, но все россияне понимают друг друга. Почему? Нас всех объединяет русский язык.

3. Славянская письменность, азбука.

Можно ли научиться грамотно писать не умея читать? А чтение начинается с изучения… (букв).

В русском алфавите 33 буквы. В старину их было больше и назывались они по другому: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть и т.д. Азбуку для славянских народов создали братья из Византии Кирилл и Мефодий. 24 мая отмечается праздник славянской письменности и культуры.

Посмотрите, какими буквами написано слово Русь. Это написал ученик нашего класса. Легко ли было написать такое короткое слово славянскими буквами?

Первая буква в рукописных книгах рисовалась красной краской, украшалась узорами. Из старины дошло до нас понятие «красная строка».

Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской о том, как учились дети в старину.

Ученик 1:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк,

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как аз да буки,

В – как веди, Г – глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.


Ученик 2:

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

4. Напевный русский язык. Русские народные песни.

На Земле много разных языков: английский, немецкий, французский, китайский … Но даже иностранцы замечают, что русский язык очень красивый, напевный.

Ученик 3:

Красив язык мой русский,

И в радости и в грусти –

Он всякий раз со мной,

Родной язык мой русский,

Как родина, родной.


Ученик 4:

Мне русская речь, как музыка,

В ней слово звучит, поет,

В ней дышит душою русского

Создатель ее – народ.


Сколько произведений создано на русском языке! Особенно ценно для нас наследие наших предков.


1 конкурс. (Один ученик открывает матрешку и вынимает задание)

«Назовите жанры устного народного творчества».

(Сказки, песни, потешки, заклички, прибаутки, небылицы, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки и т.д.)


Беседа дорогу коротает, а песня – работу.

Русская народная песня – вид музыкального творчества русского народа, тесно связанный с жизнью и бытом людей и передающийся от поколения к поколению в устной традиции. Русские народные крестьянские песни разделяются по жанрам: трудовые, свадебные, игровые, хороводные, обрядовые (календарные), исторические, лирические протяжные, былины, частушки. Позднее возникли городские песни, отражающие жизнь различных социальных слоев города: рабочие, солдатские, студенческие и т.д. Русская народная песня сыграла огромную роль в формировании и развитии русской национальной композиторской школы.

Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, многочисленны и обхватывают весь строй деревенской жизни, все явления жизни крестьянина от рождения до смерти.


Сейчас мы исполним русскую народную песню «Во поле березка стояла».

(Дети встают полукругом, за ними – 4 девочки в русском костюме, с платочками в руках).

1

Во поле березка стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла.

2

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли, люли заломати.


3 (В середине дети образуют ворота, выходят девочки и медленно движутся в танце).

Я ж пойду, пойду погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли заломаю.


4Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка.

Люли, люли три гудочка.


5 (Девочки образуют круг, остальные дети встают во внешний круг. Два хоровода движутся в противоположных направлениях).

Во поле березка стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла.

5. Пословицы и поговорки.

2 конкурс. (Из второй матрешки достают задание).

«Собери пословицу».

Необходимо расположить карточки со словами в определенном порядке так, чтобы получилась пословица. (У доски работают 3 человека).

1) Не спеши ׀ языком, ׀ а торопись ׀ делом.

2) Одно ׀ теплое слово ׀ и в мороз ׀ согреет.

3) За твоим ׀ языком ׀ не поспешишь ׀ и босиком.

А остальные дети и гости нашего праздника будут работать со мной. Я говорю начало пословицы, а вы заканчиваете ее.

1) Слово не воробей, … (вылетит не поймаешь).

2) Слово может убить человека, слово может … (спасти).

3) Не дал слова крепись, а дал … (держись).

4) Петь хорошо вместе, а говорить … (порознь).

5) Мал язык, да всем телом … (владеет).

6) Лучше хорошо поступать, чем хорошо … (говорить).

7) Знаешь – говори, не знаешь – (слушай).

8) Не стыдно молчать, коли нечего … (сказать).

9) На словах богато, а на деле … (пустовато).

10) Если ошибся дорогой, то можно вернуться; если ошибся словом - …(ничего нельзя сделать).

11) Даже если говоришь ты в шутку, перед тем … (подумай хоть минутку).


6. Разнообразие слов.

А сколько много разных слов! Их и не счесть! И слова эти разные. И вроде слово одно и то же, а смысл различный. Послушайте шутливое стихотворение Олега Григорьева:

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил … стакан.

Шутливым стихотворение становится потому, что автор играет словами: разбить клумбу – сделать, разбить стакан – сломать.

Послушайте стихотворения о словах.

Ученик 5:

Есть слова – словно раны, слова – словно суд. –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить. (В. Шефнер)

Ученик 6:

На доброе слово

Не надо скупиться,

Сказать это слово –

Что дать всем напиться.

Со словом обидным

Нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

7. Фразеологизмы.

3 конкурс.

«Подсчитайте количество фразеологизмов в тексте».

Фразеологизмы или фразеологические обороты – это устойчивые сочетания, которые выражают положительную или отрицательную характеристику человека или предмета:

золотые руки – очень умелый, способный в своем деле человек;

мотать на ус – твердо запомнить;

бежать сломя голову – очень быстро мчаться.

«Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что-ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему – ни ногой».

8. Высказывания писателей о русском языке.

Очень многие писатели и поэты признавались в любви к русскому языку, восхищались им.

Ученик 7:

Александр Иванович Куприн: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Ученик 8:

Алексей Константинович Толстой: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Ученик 9:

Николай Васильевич Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок; все зернисто, крупно, как жемчуг».

Ученик 10:

Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».


Русский язык напевен, лиричен. Очень много написано на этом языке художественных произведений, в том числе и лирических стихов. На уроке литературного чтения мы учимся понимать их, отрабатываем выразительное чтение, пытаемся передать те чувства, которые автор вложил в свое произведение.

Вспомним поэтов, с чьими произведениями мы уже знакомы.

Я называю имя и отчество, а вы фамилию поэта:

Афанасий Афанасьевич … (Фет)

Николай Алексеевич …(Некрасов)

Александр Сергеевич … (Пушкин)

Михаил Юрьевич … (Лермонтов)

Федор Иванович … (Тютчев)

Дети рассказывают отрывки о зиме из произведений этих поэтов на фоне музыки:

Ученик 11:

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы –

И зима настала. (Иван Суриков)


Ученик 13:

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Рассыпай же, зима,

До весны золотой

Серебро по полям

Нашей Руси святой!

9. Культура речи.

Ни в одном языке мира нет столько слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, столько добрых, красивых слов, с помощью которых можно выразить свои чувства.


Сейчас мы заполним шкатулку такими словами. Вы их называйте, а я буду «складывать» слова в корзинку. Гости, помогайте детям! (Радость, любовь, доброта, нежность, вежливость, дружба, скромность, трудолюбие и т.д.)

Теперь у нас полная шкатулка добрых слов. А шкатулка не простая, а волшебная. Она превратила слова в предложения. Каждый из вас возьмет себе по предложению.

(Дети зачитывают предложения вслух)


Как ты хорошо выглядишь!

Давай дружить!

Давай вместе играть!

Я тебя обидел, извини, пожалуйста!

Давай я помогу тебе!

Помоги мне, пожалуйста!

Извини, я тебя нечаянно толкнул!

Не сердись на меня, я тебя случайно задел!

Извини, пожалуйста, я не хотел тебя обидеть!

Против всего можно устоять, но не против добра.

Путём зла не доходят до добра.

Дорогу уступает тот, кто вежливее.

Учись вежливости у невоспитанного.

Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Доброе дело два века живёт.

Торопись делать добро.

С добрым жить хорошо.

Умный себя винит, а глупый – своего товарища.

Добрый быстрее дело сделает, чем сердитый.

Злоба лишает человека силы.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Чем сердиться, так лучше помириться.

Худо тому, кто добра не делает никому.


Постарайтесь как можно чаще в своей речи употреблять только добрые слова и совершать добрые поступки.


10. Все начинается с любви…

В начале праздника мы говорили о том, что понимаем друг друга, потому что … (говорим на одном языке). А ведь есть еще один язык, который сближает людей, помогает им стать роднее. Что это за язык? (Дети и взрослые высказывают свое мнение).

Это язык любви. Роберт Рождественский утверждает в своем стихотворении: «Все начинается с любви…». С любви к родителям, к братишкам и сестренкам, с любви к природе, к родному городу… Давайте послушаем это стихотворение.

Ученик 14:

Все начинается с любви.

Твердят: «Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: «Живи».

И ты от радости качнешься,

И выпрямишься,

И начнешься.

Все начинается с любви!

Все начинается с любви.

С любви!

Я это точно знаю.

11. Заключение.

В завершении нашего праздника мы хотим поблагодарить гостей, которые пришли и выслушали нас, помогали нам. Также необходимо отметить самых активных ребят, которые принимали участие в празднике русского языка. Остальным хочется пожелать быть настойчивее, активнее, участвовать в творческих делах и конкурсах, показывать себя с лучшей стороны.

Наш праздник мы завершаем песней «Отчий дом».

1

Милые с детства места

Родиной мы зовем.

Это моя семья,

Это мой отчий дом.

Припев:

Детство – чудесный край

Вечно цветущий май.

Детство – мой добрый друг

Радостный сердца стук.

(Музыка делается тише и на ее фоне звучит стихотворение Сергея Синицына «Берегите Россию»).

Ученик 15:

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!

Припев:

Детство – чудесный край

Вечно цветущий май.

Детство – мой добрый друг

Радостный сердца стук.


(Дети под музыку выходят из класса).




Список использованной литературы


1. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ сост. М.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011

2. Климентовская З.В. Уроки поэзии в начальных классах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

3. Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

4. Песня «Отчий дом» (сл. А.Пилецкой, муз. Д.Трубачева, В.Трубачевой)

5. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2006



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предметно-тематический праздник по русскому языку

Автор: Бакалова Валентина Анатольевна

Дата: 15.11.2021

Номер свидетельства: 591520


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства