Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «ЕМКОЕ СЛОВО» »
ЦЕЛЬ:
провести информационно-музыкальное мероприятие, преддверяющее открытые уроки и внеклассную деятельность в рамках недели русского языка и литературы.
ЗАДАЧИ:
формирование положительной мотивации изучения русского языка и литературы
приобщение детей к творческому процессу постижения нравственных основ русской национальной культуры и духовного богатства народа;
воспитание чувства ответственности по отношению к русскому слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Стенды «Сам язык наш есть тайна» (тематические газеты и плакаты).
Атрибуты для ролевых сцен.
Проектор.
Фонограммы.
Ведущий 1.Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем наш праздник сегодня
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
Ведущий 2. Дорогие ребята, уважаемые учителя! Разрешите приветствовать вас и поздравить с праздником открытия недели русского языка и литературы в нашей школе.
О роли и значении русского языка говорить не приходится. Судите сами: русский язык в многонациональной Республике Казахстан является вторым языком для каждой национальности, средством межнационального общения в мире. Он играет огромную роль в учебе, труде всей многообразной жизни нашей страны и планеты.
Наше мероприятие состоит из двух частей: в 1 части Вы встретитесь с Королевами Орфографии и Пунктуации и с ребятами, которые подготовили для вас интересные сценки о нелепых ситуациях, возникших из- за неправильного понимания некоторых слов и нежелания изучать правила русского языка.
А во 2 части вы услышите высказывания о русском языке поэтов.
Слайд-шоу про русский язык на песню Г. Гладкова « Говорим на русском языке»
(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)
Королева Пунктуация: Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.
("Грустные вести" А. Шибаев )
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
"Здесь чудный лук, и я лижу", -
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
"Здесь – лиса, красивый длинный прут".
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Королева Пунктуация:
Твой друг серьезно болен.
Вернется – надо подлечить:
Заставь - ка правила учить…
Королева Орфография: Да-да , пойду его лечить.
Заставлю правила учить!
Придворный (вбегая): Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный )
Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону) - Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: Ну,Федя.
Королева:Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя: Да не нуфедя я, а Федя ! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат слуги.)
Королева:Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя:(запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…
Королева:Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:
Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и тащат его в сторону)
Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно
(предложение написано на экране)
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.
Королева: Ну, теперь ясно.
Песня про русский язык
Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни: правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников)
Сценка об омофонах "Несуразные вещи».
- Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел…
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.
- Вот оно что…
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.
- Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя…
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Королева: Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.
Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.
Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение русского языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!
Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте:
Рассказывают 2 чтеца
1-ый
Спросили Лежебокина: - А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. И за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно:
2-ой
- В том не моя вина. Пусть им, сперва, ученые Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит. Отец во всякой шалости Всегда меня винит.
1-ый
- Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам бы смог-то новые Придумать имена?
2-ой
- Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный И, наконец, Простительный!
Придворный: Вот какой ленивый Лежебокин.
Королева1: И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного.
Королева 2: А давайте проверим это сейчас?!
В каком слове 40 гласных? (сорокА)
В каких словах по 100 согласных? (стоЛ, стоГ, стоН)
Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы располагаются подряд? (согласные – нет, гласные: змееед, длинношеее)
Как большой дом превратить в маленький? (с помощью суффикса -ик: дом – домик)
Назовите глагол, в котором нет корня. (вынуть: приставка – вы-, суффикс - -ну-, окончание - -ть)
О какой части речи это стихотворение? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (о прилагательном)
В каких словах по 100 согласных? (стоЛ, стоГ, стоН)
А сейчас на правах Королевы Орфографии разрешите пригласить на сцену наших чтецов.
Выходят чтецы.
Чтец 1 «Ода русскому языку».
Русский язык – мой любимый урок. Каждое слово идет мне впрок. Слово за словом льется поток, Словно великая Волга течет. И много похожего есть в судьбе Русской речи и в языке: Оба они непокорны и горды, Оба могучи и многоводны, Оба прошли испытанья веков – Им отдаю бескорыстно любовь.
Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет. На совете за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.
Родной язык! Он с детства мне знаком. На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою порой. Но, как родной. Люблю язык я русский, Он нужен мне, как небо, Каждый миг. На нем живые, трепетные чувства Открылись мне. И мир открылся в них. Я поняла на русском слово «счастье», Большое счастье жить в большой стране, С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне. Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой... Забыв родной язык - я онемею. Утратив русский, - стану я глухой.
1. На свете много стран больших и много малых есть.
И для народностей любых язык свой – это честь.
Вьетнамец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн –
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
2. А я судьбу благодарю, –
Мне счастья выше нет, Что вот по-русски говорю
Уже немало лет.
Спокоен, весел и певуч, насмешлив и суров,
И беспощаден, и могуч, и грозен для врагов.
Суворов ободрял солдат на русском языке!
Бессмертный Пушкин сочинял на русском языке!
Законы Менделеев дал на русском языке!
3. Знай же Лондон, Париж, Вашингтон,
Я в Москву, я в Россию влюблен.
Слушай, мир! Я люблю тот язык,
Что по-русски могуч и велик!
О русской речи ширь и кратость!
Мне дорог строй ее и мил.
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
4. Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили,
Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Когда с обозом парни шли босые
В Москву, что их манила испокон,
И юная петровская Россия
Учила иноземный лексикон,
Могли ли хоть представить наши предки
Ту светлую минуту торжества
Когда начнет весь мир с упорством редким
Российские заучивать слова!
5. И однажды пушкинские строки
На моем, на русском языке,
Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,
Силу потерявший на войне.
Строки шли, как волны, выше, круче
Слушал парк, дыханье затая,
И слиянье пушкинских созвучий
В городе чужом узнала я.
Не кокетство музыки капризной,
Не эстетов стихотворный крик –
Это был язык моей отчизны,
Точный, самый правильный язык.
6. Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой
И каждый вздох понятен мне на нем.
7. Я люблю тебя, русский язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч.
8. Будто хлеб ржаной он пахуч,
Будто плоть земная живуч,
Изучайте русский язык!
В нем былинное волшебство
И надежд людских торжество.
9. Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик.
Я люблю тебя, русский язык.
10. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык!
11. Он твой наставник - великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познанья кручи, Выучи русский язык!
12.Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово - свободы зарница, Выучи русский язык!
13. Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово - Выучи русский язык!
14. Мир разобщенных безрадостно тесен, Споенных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен, Выучи русский язык!
Звучит песня на мотив «А в поле танки грохотали».
Герасим по Муму скучает, И Мастер Маргариту ждет. Что будет дальше, тот не узнает, Кто книгу в руки не берет.
Что будет дальше, тот не узнает, Кто книгу в руки не берет.
Пускай Ромео и Джульетта Для вас герои из кино Шекспир бы тоже взглянул на это, Но все ж сонет писал пером.
Шекспир бы тоже взглянул на это, Но все ж сонет писал пером.
Златая рыбка из мультфильма Не сразу оказалась там. Великий Пушкин читал обильно И то же завещал он нам.
Великий Пушкин читал обильно И то же завещал он нам.
Пусть под рукой видеокассеты И как маяк нам Интернет, Литературу – источник знаний Они нам не заменят. Нет!
Литературу – источник знаний Они нам не заменят. Нет!
Литература, в самом деле, Жить нас научит и дружить. Она нужна нам не на неделю, А на всю жизнь и для души!
Она нужна нам не на неделю, а на всю жизнь и для души
Ведущий 1. Завершая нашу встречу, хочется сказать, что русский язык неразрывно связан с литературой, письмо с чтением. Эти два предмета составляют одно целое.