Просмотр содержимого документа
«Опыт учителя.Доклад.Работа над произношением»
Садыбаева М О
Учитель русского языка и литературы
средней школы №1
Мунайлинского района
Мангистауской области
Работа над произношением
Овладение нормами произношения русских слов является неотъемлемой частью процесса обучения учащихся-казахов русскому языку, одним из условий успешного усвоения новых слов, а также навыков грамотного письма. Неправильное произношение звуков и слов приводит к тому, что ошибки допускаемые учащимися в устной речи, переносятся и в письменные работы. Половина таких ошибок относится к числу фонетико-орфоэпических. Все это заставляет учителя уделять много внимания вопросам орфоэпии как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Характерные орфоэпические ошибки учащихся сводятся к следующему:
Смешенные ы-и ( вместо мыло произносят мило,
вместо книги-книгы)
Неразличие мягких и твердых согласных: Луба-(Люба);плама (пламя),толко( только).
Одна группа ошибок порождается, в основном, неумением правильно артикулировать некоторые звуки русского языка. Другая - незнанием правил русского литературного произношения и обусловлена влиянием письма на произношение. Учащиеся как пишут, так и произносят:
-безударные согласные в словах (без учёта редукции перед глухими); -звонкие согласные на конце и в средине слов (зуб,нож,глаз,книжка-без учёта оглушения);-окончание прилагательных (–ого,-его);-глаголы на –ться,-тся;-слова что,его;
Фонетические системы русского и казахского языков различные. В подлинно казахских словах отсутствуют звуки в.ф,ц,ч и звуки х, щ встречаются очень редко.В связи с этим учащиеся-казахи часто допускают при произношении русских слов ошибки: бидел-видел, пизика-физика ,кодил-ходил,слычал-слышал и т . д.
В казахском языке действует закон гармонии гласных, в соответствии с которым допускается строго определённый набор гласных в пределах слова ( балалар, мектепте)
В русском языке в пределах слова могут встречаться и гласные переднего и заднего рядов, твердые мягкие гласные, именно влияние родного языка вызывает такие ошибки в речи учащихся-казахов, как: самолот вместо самолёт, дына( дыня),сыто( сито).
(пункт)обьясняется различием в системе слогов русского и казахского языков.
Речевой аппарат учащегося-казаха, имеющий специфический
Артикулярный уклад, не может сразу приспособиться к правильному произношению звуков слогов русского языка.
Чтобы добиться правильного произношения, нужно дать учащимся
основные сведения о фонетической системе русского языка и обеспечить многократные упражнения в произношении трудных звуков в течение всего периода обучения в школе.
Благодатный материал для выработки правильного произношения
содержат уроки по фонетике ,которые помогают искоренять орфоэпические ошибки. На этих уроках используется одновременно несколько методических приёмов обучения произношению;