Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Путешествие в Азбукистан" (игра по русскому языку для 7-х классов)»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Путешествие в Азбукистан
игра по русскому языку для учащихся
7-х классов
Разработал: учитель русского
языка и литературы
Редькин Ю.М.
Златоуст, 2017
Цели: 1. Обобщение и систематизация знаний по пройденному материалу (по курсам «Морфология», «Фонетика», «Орфография», «Синтаксис», «Пунктуация», «Лексика»).
2. Развитие внимания, памяти, смекалки, интеллекта; развитие навыка коллективной и групповой деятельности.
3. Воспитание интереса к русскому языку; осуществление умственного воспитания.
Оборудование:
две «сумки» с кармашками для слов;
жетоны в виде символических денежных купюр;
карточки с заданиями для каждого этапа;
кроссворд с заданиями;
схема парусного судна с условными обозначениями морфем на парусах;
карточки с тестовым заданием;
карточки с фонетическим заданием.
Ход игры: в игре принимают участие две команды. Перед игроками ставится задача: с наименьшим количеством ошибок достичь границы государства Азбукистан. За каждое правильно выполненное задание игроки получают жетоны (свободно конвертируемую валюту). Команда-победитель выявляется по количеству заработанных жетонов. За нарушение норм поведения во время путешествия на команды будут накладываться штрафы, а лучшие игроки получат дополнительное вознаграждение.
1 этап.
Подготовка к путешествию.
Задание: от каждой команды за отдельные столы приглашаются по два участника, чтобы собрать в дорогу сумки: в кармашки с надписями нужно уложить слова, определив, какой частью речи они являются. Подумать, какие слова могут оказаться лишними.
От того, насколько качественно сейчас игроки выполнят эту работу, будет зависеть прохождение через таможенный пост на границе государства Азбукистан. Поэтому результаты первого этапа станут известны лишь в конце игры.
Сейчас мы на пути к деревне Приставкино.
Дорогу экспедиции ПРЕградила бодливая корова и ПРИготовилась наброситься на путешественников. Надо либо ПРИвлечь внимание коровы к сочной и вкусной траве в ПРИдорожной канаве, либо ПРИдумать какой-нибудь другой ПРЕкрасный выход и ПРЕтворить его в жизнь. ПРИнимаемся за дело!
Как вы уже догадались, речь на этом этапе пойдет о случаях употребления приставок ПРЕ- и ПРИ-.
2 этап
В деревне Приставкино.
Команды работают устно: каждый игрок поочередно называет гласную в приставке предложенного ему слова. В случае ошибки игрока команда должна исправить его и объяснить правильное написание.
Путешествие продолжается, и мы уже у реки Наречной.
СновА препятствие. ИЗдалекА видно, что ни ВлевО, ни ВправО не свернуть, а значит, ни СлевА, ни СправА не обойти. НИкогда не сможет переправиться через реку Наречную человек, не изучавший НЕкогда правописание наречий.
3 этап.
У реки Наречной
Учащиеся выполняют задание на правописание суффиксов О, А в наречиях устно, а
приставок НЕ и НИ и – письменно, по два игрока от каждой команды.
В этом старинном городе экспедиция заплутала в узких и кривых переулках. Необходим план, а его можно увидеть, лишь решив кроссворд.
Основное содержание кроссворда – названия частей речи и их морфологических признаков.
Участник – вся команда.
На этом этапе предусматривается штраф. Если кроссворд решен не полностью, то ведущий игры может отправить команду на экскурсию в расположенный неподалеку монастырь святого великомученика Страдательного Причастия – достопримечательность Частиречинска. За осмотр придется заплатить выполнением задания, связанного с правописанием причастий.
Задания к кроссворду:
По вертикали
1
Особая часть речи, которая выражает, но не называет чувства и побуждения
3
Часть речи, обозначающая количество и порядок при счете
4
Часть речи, указывающая на предметы, признаки и количества, но не называющая их.
5
Главный член предложения
6
Служебная часть речи
11
Часть речи, обозначающая действие
13
Словарный запас языка
15
Значимая часть слова, служащая для образования новых слов
16
Неизменяемая часть речи
17
Основная единица языка
18
Изменяемая часть слова
19
Самостоятельная часть речи, не изменяется по родам
23
Знак препинания
По горизонтали
2
Особая форма глагола
7
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
8
Знак препинания
9
Соединительная черточка в сложных словах
10
Разговор двух или более лиц
12
Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью
13
Морфологический признак глагола и местоимения
14
Второстепенный член предложения
19
Изменение по падежам
20
Знак препинания
21
Белый – черный, большой – маленький…
22
Часть речи, имеющая сравнительную и превосходную степени сравнения
24
Особая форма глагола
5 этап
Деревня Каламбур
Здесь игроки изучают иностранный язык, где к сложносокращенным словам предлагаются варианты их расшифровки. Задание выполняется устно.
АЭС
А) Автономная экономическая система
Б) Атомная электрическая станция
В) Африканский экваториальный союз
ООН
А) Организация освобождения Нигерии
Б) Объединение освобожденных народов
В) Организация Объединенных Наций
ПТУ
А) Петербургский театральный университет
Б) Правила технического управления
В) Профессионально-техническое училище
ГАЗ
А) Горьковский автомобильный завод
Б) Государственная ассоциация Заполярья
В) Горный Алтайский заповедник
СКВ
А) Станция коммерческого вещания
Б) Свободно конвертируемая валюта
В) Система коммуникаций вентиляционных
МТМ
А) Московский театр мимов
Б) Малый танк Мосина
В) Машинно-тракторная мастерская
6 этап
Город-порт Морфемск
Разрешение на фрахт парусного судна (показ схемы) будет дано лишь в том случае, если капитан команды докажет, что каждый его игрок может управляться с парусами.
Учащиеся письменно выполняют задание по установке парусного вооружения на судне, то есть разбирают предложенные слова по составу.
Навигация – наука сложная. ОПРЕДЕЛЕНИЕ местонахождения судна, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МЕСТА и ВРЕМЕНИ, ПРИЧИНЫ И ЦЕЛИ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ трудности в СОГЛАСОВАНИИ действий экипажа – все это уСЛОЖНяет кораблевождение.
Задание: расставить знаки препинания, выделить однородные члены предложения, указать, чем выражены; найти дополнения (выполняется двумя игроками от каждой команды).
Установили компас соорудили кое-как парусишко из старой тельняшки спасательный круг на ветку повесили а кормовую доску вместо письменного стола приспособили
А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
9 этап
Остров Пунктум
К сожалению, ваши суда захвачены пиратами и под конвоем отведены на остров Пунктум, где команда выполняет задание, расставляя знаки препинания в предложениях:
В течение часа остров сотрясался от стрельбы и ядра носились по лесу сокрушая все на пути
А доктор клялся своим париком что скоро за дело возьмется климат: лагерь пиратов возле болота лекарств у них нет никаких и через неделю половина из них будет валяться в лихорадке
Один из пиратов возившихся у костра крикнул нам что завтрак готов
Р.Л. Стивенсон «Остров Сокровищ»
10 этап
Через Фонетический залив
Переправляясь через залив, команда выполняет задания на восстановление буквенного облика слова:
[гóрът], [гар’áт], [р’угзáк], [мълад’óш].
11 этап (пограничный)
Азбукистанская таможня «Ляпсус»
Вас встречают таможенники и пограничники, ваши рюкзаки и сумки досматриваются, не везете ли вы контрабанду. Команды, виновные в нарушении «Правил пересечения Азбукистанской государственной границы» и «Правил таможенного досмотра», получают меньше жетонов. Контрабандисты подлежат изгнанию через Грамматический залив. (рюкзаки и сумки, выданные на первом этапе, в течение всей игры заполнялись ошибками. Количество ошибок, допустимое для получения разрешения на пересечение гос. границы, определяет жюри)