Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе
Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе »
Методическая система учителя,
апробированная в профессиональном сообществе
Учитель русского языка и литературы
И.В.Топчиева
А задумывались ли вы, от чего зависит мотивация учащихся к нашим урокам? Я считаю, что ост мотивации к урокам русского языка и литературы обусловлен системой работы педагога, основанной на принципах взаимоуважения, сотрудничества, знании возрастной психологии учащихся. Четкое планирование, разумное чередование в учебном процессе методов и методических приемов, современных педагогических технологий, увлекательная внеклассная работа оказывают положительное влияние на мыслительную деятельность учащихся, формируют у них устойчивый интерес к предмету.
При создании методической системы учитель должен опираться на цели, задаваемые государственным стандартом и социальным заказом общества, на технологию конструирования методической системы и факторы, которые обуславливают особенности методической системы.
В новых образовательных стандартах в качестве цели образования выступает развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин). При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Системно-деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, семейная культура) и «формирование универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Главными задачами методической системы будут:
1) воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина;
2) развитие личности прежде всего через формирование универсальных учебных действий как способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (то есть умение учиться);
3) создание условий, при которых русский язык и литература будут не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, способности владеть родным языком, искусством речи и мышления.
В соответствии с целями и задачами содержание методической системы строится с учётом фундаментального ядра содержания общего образования, содержания, определённого ФГОС и социальным заказом общества. Содержание образования по русскому языку и литературе состоит из двух взаимосвязанных компонентов: деятельностного (овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации; формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности; способности владеть родным языком, искусством речи и мышления; умение пользоваться языком как важнейшим инструментом сознания; творческого самовыражения) и знаниевого (освоение основ лингвистики, получение сведений по теории и истории литературы).
Содержание методической системы строится на основе создания особых взаимоотношений между учителем и учениками, соблюдения педагогических принципов: гуманизма, эмпатии, сотрудничества, диалогизма, выборе, индивидуальности.
Реализация принципов вносит изменения в методический стиль учителя – эмоционально-творческий. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образоывания, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Достижение «умения учиться» предполагает полное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценки).
В основу системы работы учителя-словесника положены не отдельные разнообразные формы и методы, а педагогические технологии, которые представляют уже целостную систему психолого-педагогического воздействия на учащихся, успешно зарекомендовали себя в педагогической науке и практике.
На уроках и внеклассной деятельности используется богатый инструментарий педагогических технологий: личностно ориентированного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, проектного обучения, творческих мастерских, игровых.
Смещение акцентов со «знаниевого» на деятельностный подход привело к поиску новых принципов, структуры, типов развивающих уроков, нацеленных на результат.
Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:
а)коммуникативные методы (дискуссия, диалог, полемика, жужжание группы, снежный ком, метод проектов, презентации);
б) проблемное изложение изучаемого материала;
в) имитационно-ролевой метод обучения;
г) исследовательский метод;
д) частично-поисковый (эвристический);
е) метод эмпатии (вживания);
ж) метод образного видения объекта;
з) метод придумывания;
и) игровые методы обучения;
к) метод прогнозирования.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальные;
- групповые (группы формируются по уровню мотивационного, содержательно-операционного и волевого компонентов личности обучающихся);
- фронтальные;
- коллективные;
- нестандартные уроки;
- композиция «урок + внеклассное мероприятие» (есть возможность начатое в классе изучение учебного материала продолжить на занятиях кружка, элективного курса, внеклассного дела. Эта форма организации занятия позволяет включить каждого ученика в учебную деятельность в соответствии с его психологическими особенностями, способностями и желаниями, дает возможность школьнику выбрать в изучении материала либо уровень обязательных результатов, либо продвинутый.
Ведущей формой обучения является комбинированный урок, который становится развивающим, то есть конструируется на основе следующих положений:
1. самостоятельности учащихся в ходе урока;
2. самоорганизации учащихся;
3. создание на уроке «ситуаций успеха»;
4. развитие личности;
5. формирование коллективизма;
6. ролевого участия;
7. ответственности;
8. психологического обеспечения.
Проанализировав данную методическую систему можно выделить основные ее функции:
1) Гносеологическая (познание учебного процесса как объекта конструирования; создание информационного «банка» способов, приемов решения психолого-педагогических задач).
2) Гуманистическая (направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, становление позитивной концепции ученика, осознание личного опыта).
3) Нормативная (поддерживает соблюдение педагогических норм, правил учебно-воспитательного процесса).
4) Проектировочная (осуществление конкретных педагогических технологий, обеспечивающих целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта; выбор наиболее эффективных технологий).
5) Социальная компетентность (сформировать способность решать экономические, правовые и другие социальные задачи на основе наличия целостной научной картины окружающего мира и с позиции ценностей гражданского общества и демократического государства).
6) Рефлексивная (осмысление субъектами учебного процесса основ своей деятельности; создание условий для развития рефлексии).
Данная методическая система активно используется членами МО и учителями-предметниками МКОУ Митрофановской СОШ .