kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МБОУ "СОШ № 32" г. Озерск Челябинской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мероприятия "Грамматическое путешествие" по русскому языку для обучающихся 3 класса.

Данное мероприятие помогает вспомнить и закрепить в занимательной форме материал по русскому языку. Это и части речи, и орфография, и состав слова, и пунктуация. Разработка поможет узнать о происхождении многих слов. "Грамматическое путешествие" никого не оставит равнодушным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МБОУ "СОШ № 32" г. Озерск Челябинской области »

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Грамматическое путешествие». 4 класс


Внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие на другую планету в космическом корабле. Я – командир корабля. У меня три экипажа. Экипажи к полету готовы?

Каждый из экипажей носит свое название: существительные, прилагательные, глаголы.

Быть может, мы с веселыми

Здесь встретимся Глаголами,

Или найдем внимательных,

Послушных Прилагательных.

А Существительные рядом

Окинут нас добрым взглядом.

Страница перевернута, и перейден рубеж

Ах, сколько ожиданий, волнений и надежд!

Там за бортом направо уже видна земля,

И до земли остался лишь поворот руля…

Работают все приборы космического корабля. Внимание, на пульте управления появляется первое задание.


Конкурс – исследование «Реклама»


Каждый экипаж готовил домашнее задание. Участники путешествия сочиняли рекламу названию своего экипажа.

Все экипажи представлены. Двигаемся дальше. Переходим на ручное управление. Штурвал можно крутить в обе стороны. Посадит корабль на планету тот экипаж, который больше составит слов.

Каждый экипаж поочередно называет слова, без повторов.


О


С К сок, сокол, колесо, око, кол, лес,


Е О лесок, сел, село, осел, ел


Л


Ура! Сели! Неизвестную планету надо исследовать. Эта планета удивительно разноцветная. Вспомните голубя. Какого цвета у него шейка? (голубая). Отсюда название птицы.

- Какого цвета кора дерева?

- Коричневая – от слова «кора»



Исследователи получают карточку с заданием, в котором нужно объяснить происхождение слова.

  1. Сиреневый

  2. Малиновый

  3. Розовый


А теперь исследуем вместе: оранжевый (от французского слова оранж - апельсин). Каштановый – цвет спелых каштанов. Светло – коричневые плоды дерева, достигающего нередко огромных размеров.

На этой планете растут удивительные цветы. Посмотрите на тюльпан – название произошло от персидского слова тюрбан. Что это такое? Тюрбан – мужской и женский головной убор, полотнище ткани, несколько раз обмотанной вокруг головы.

- Посмотрите на астру – от греческого слова «звезда».

Исследователи получают задание. Объяснить название предложенных цветов.

  1. Львиный зев.

  2. Колокольчик.

  3. Шиповник.

А теперь исследуем все вместе. На этой планете растут странные растения. Если их неправильно поливать, вырастут хищные, прожорливые сорняки, которые будут есть все подряд. Есть инструкция, но она подмокла, запятая растворилась.

Поливать супом нельзя поливать водой.

Коллективное обсуждение: где поставить запятую.


Исследуем планету дальше.

На этой планете живут удивительные птицы. Маленькая сова называется Сплюшка. Она лежит и кричит: « Сплю – сплю – сплю». Трясогузка – трясет хвостиком.

Каждый экипаж объясняет название следующих птиц:

1. Горихвостка. (Получила название из-за своего оперения. У птицы

очень интересный красный хвост и он все время

подрагивает, будто горит).

2. Зарянка. (Это та, что поет на заре после восхода и захода

солнца)

3. Поползень. (Маленькая птичка быстро передвигается по стволу

дерева вниз головой. Она как будто ползет. Это

поползень)

Опять исследуем вместе. Назовите сказочную родственницу рябчика (курочка – ряба).

Представьте себе дерево рябину, когда на ней зеленые листья и созревшие гроздья ягод. Люди давно подметили, что это дерево пестренькое, рябенькое, поэтому и дали ему название «рябина». Необычный цвет перьев дал название рябчик.

Путешествуем дальше. У маленьких жителей этой планеты возникает много вопросов, на которые они не всегда получают ответы. Поможем дать ответы на поставленные вопросы.

Каждый экипаж дает по два ответа.

- Чем кончается день и ночь? (ь)

- Чем кончается лето и начинается осень? (о)

- Что стоит посредине земли? (м)

- Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного

на бумаге? (корень)

- Слово белый по отношению к слову черный . ( антоним)

- Он бывает между корнем и окончание . ( суффикс)


Испытание следующее. Прочитайте стихотворение К.Чуковского.

Помогите маленьким жителям неизведанной планеты разделить его на предложения. Посчитать сколько предложений в стихотворном тексте. (14)

- Как в устной речи одно предложение отделить от другого? (пауза)


Каждый экипаж коллективно хором, соблюдая паузы, читает отрывок из стихотворного текста.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.

Запомнить правило о знаке препинания в предложении поможет песня «Точка».

Двигаемся дальше. На неизвестной планете живут разные насекомые. Среди них есть осы. Осы поселились и в словах.

По подсказкам отгадаем эти слова. Каждому экипажу предлагается по два слова.

ОС _ _ А На этой осе в октябре позолота.

ОС _ _ А А эта растет на лугу у болота.

_ ОС _ А С этой спит в колыбели малыш.

_ О _ С _ _ _ _ А А эта по классу крадется, как мышь.

_ ОС _ _ _ А _ _ Эта оса на луну улетает.

_ ОС _ _ _ _ А А эта на солнце худеет и тает.


Как же называется эта неизведанная планета? Чтобы узнать это, экипажам нужно выполнить последнее задание. Разгадать шараду, составить слово. При разгадывании шарады у первого слова берется приставка, у второго – корень, у третьего - суффикс, у четвертого – окончание.


ПРИНЁС ПОДРУГА ПОКАЗАЛ


ПЕРЕЛЁТ ИГРУШКА ВТОРОЙ


ГУДЕЛИ ЧИТАЛА ПИЛИЛ




ШАРИКИ ОГОНЬКИ ДОМИКИ



Должны получиться слова:


ПРИЛЕТЕЛИ ПОИГРАЛИ ПОВТОРИЛИ


А на обратной стороне листа написано крупными буквами:


НАШ РОДНОЙ ЯЗЫК


Изучением русского языка занимается наука – грамматика. Некоторые разделы этой науки мы сегодня вспомнили, узнали что-то новое, а что-то осталось неизвестным.


Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Наше путешествие на планету «Родной язык» подошло к концу, но грамматическое путешествие продолжается на уроках русского языка.






Дополнительно.

* Отгадать шарады. Каждому экипажу индивидуальное задание.


  1. Со звуком [С] я невкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [М] берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

(соль – моль)



  1. С [М] приятен, золотист,

Очень сладок и душист.

С буквой [Л] зимой бывает,

А весною исчезает.

(мёд – лёд)

  1. С [Т] я людям помогаю

Даже в самый сильный зной.

С [Л] всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной..

(тень – лень)


* Испытание «Дополни пословицы». Участвует один человек от каждого экипажа. Каждому участнику предлагаются три пословицы.


  1. Без труда … (не вытащишь рыбку из пруда).

Век живи - … (век учись).

Нет друга - … (ищи, а нашёл береги).

2. Друзья … (познаются в беде).

За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).

Поспешишь … (людей насмешишь).


3. Семеро … (одного не ждут).

Красна птица пером, а … (человек умом).

Цыплят по … (осени считают).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
МБОУ "СОШ № 32" г. Озерск Челябинской области

Автор: Сонкина Наталья Сергеевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100584


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства