Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Проектирование современного урока русского языка"»
Мастер-класс «Проектирование современного урока»
Определений уроку существует множество, для меня близко высказывание Н.Ф.Виноградова: «Урок - это Удивление, Удовольствие, Усилие, Успех – четыре «У». Главное на современном уроке – системно-деятельностный подход. Только в деятельности ребенок испытает радость открытия. Только в деятельности возможны УДИВЛЕНИЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, УСИЛИЕ и УСПЕХ.
Каким должен быть современный урок?
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
5. На уроке даются учебно-познавательные и учебно-практические задачи и формулируются четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
6. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
7. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Как выстраивать отношения с учениками? Учитель – «дирижер», организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся. Ученик – хозяин своей деятельности: ставит цели, решает учебные задачи, оценивает себя, отвечает за результаты.
Как формировать УУД на уроке? На каждом этапе урока формируются в системе все 4 группы УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные. Проектируя урок, учитель продумывает, какие учебные ситуации будут формировать конкретные УУД.
Какой должна быть форма организации деятельности? Преимущественно групповая или парная.
Элементы каких технологий применять на уроках? Проблемно-диалогической, проектной, ИКТ-технологии, развития критического мышления через чтение и письмо, игровой.
Какие методы применять на уроках? Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный, индуктивный, практический.
Как организовать оценивание учащимися своей деятельности? Дети оценивают себя и одноклассников по критериям, учитель консультирует.
Что следует учесть при проектировании урока? Учителю необходимо разработать сценарный конспект (или технологическую карту). Один из инструментов – конструктор урока.
В практической части методической разработки я представляю слушателям свои последние открытые видео уроки русского языка и подробный методический комментарий к каждому уроку, сопровождающийся презентацией (см. в Приложении). Часто на мастер-классах демонстрирую фрагменты уроков с использованием наглядности и дидактических средств. Открытые уроки неоднократно проводила в рамках профессиональных конкурсов в других школах и Дня открытых дверей в Красноярской средней школе.
Особенностью всех моих уроков является использование «основного воспитательного стержня» - русский язык и русская культура - наше национальное достояние. Текст на уроках русского языка рассматриваю как средство и как цель обучения (все тексты направлены на воспитание высоких моральных качеств и духовно-нравственных ценностей).
Отмечу, что наибольший интерес у слушателей вызывают авторские приемы, технологические карты и дидактические средства к современному уроку: тетрадь для самооценки, лист самооценки «Снежинка», шкала критериев для самооценки, организация речевой практики, памятки на доске «Мы ставим цели урока», «Итог урока», «Наши роли в группе», «Критерии работы в группе», «Мы проектируем урок», «Оцениваем свою работу на уроке» и другие .
Какие позитивные изменения произошли в моей практике после внедрения данной разработки? Прежде всего – это новый импульс для меня как учителя, находящегося в постоянном поиске новых методических форм и приемов. Это интересные, «нескучные» уроки для моих детей. Это их высокие отметки, большое желание хорошо учиться и участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях по филологии. Для родителей моих учеников – удовлетворенность преподаванием.