мастер-класс "Создание учебных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе"
Мастер-класс "Создание учебных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе"
В Федеральном компоненте государственного стандарта второго поколения подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет. Учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«мастер-класс "Создание учебных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе" »
Созданиеучебныхситуаций
наурокерусскогоязыка
вначальнойшколе.
Выполнила: Федонова С.М.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3
с.Китаевского
2014 год
Цель: познакомить с приемами и ситуациями постановки учебных задач.
Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймёшь,
Сделай – и ты научишься.
Китайская пословица
Вступительное слово (слайд 2)
- Современный урок, инновация,
Технологии, проблемные ситуации,
Методы, формы, приёмы,
Что в современном уроке применить мы готовы?
-Приходят новое поколение, новые стандарты и новые решения.
- Какие проблемы стоят в настоящее время перед школой и перед учителем?
( внедряются новые стандарты, новые требования..)
1.Введение
- Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый из нас ,идя на урок, не раз задавал себе вопрос: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?
Я хочу рассказать об учебных ситуациях, которые я использую на уроках русского языка в начальной школе.
II.Проведение мастер-класса
1шаг: Презентация педагогического опыта.
В Федеральном компоненте государственного стандарта второго поколения подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Слайд 3 ФГОС вводит новое понятие - учебная ситуация. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации.
Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появляется потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль для постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ли ребята поставить учебную задачу или нет.
Слайд 4 Учение – это радость, а не только долг. Учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь.(слайд 5)
Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о склонении имён существительных. Или будем учиться проверять безударные гласные » , но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?
2 шаг: Представление системы учебных занятий.
Приведу примеры ситуаций, которые, я использую на уроках русского языка. (слайд 6)Ситуация выбор.
- Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
Рассуждая, ребята приходят к выводу, что способ проверки Дарины не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? Со 2 класса ребята узнали, что для проверки безударной гласной у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу.
Задача урока: узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не измененное слово, а родственное слово, поменялась форма слова. Поэтому такой способ проверки подходит.
Ситуацию неожиданность.(слайд 9)применила при изучении падежей существительных. Дала текст:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет
-Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово небо и море. Почему одно слово написано с разными окончаниями -ребята объяснить не могут. Значит, делают вывод, что здесь скрыто что-то новое, неожиданное.
Задача урока: познакомить с падежами. Использую любую проблемную ситуацию.
Рассмотрим таблицу.слайд 10Приемы создания проблемной ситуации
Прием создания проблемной ситуации
Вопросы и предложения для противоречия
Вопросы и предложения для формулирования проблемы
1.Предъявить противоречивые факты
Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите?
Какой вопрос возникает?
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием
Сколько мнений?
Какова будет задача урока?
3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»
Что вы предполагали сначала?
Что получилось?
Сформулируйте проблему.
4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение?
Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно?
5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока?
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний.
Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено?
Какова будет тема урока?
3 шаг: Проведение имитационной игры.
Переходим к следующему этапу: Посмотри – и ты поймёшь.
Предлагаю вам «роль» учеников. Представьте себя на уроке русского языка в 4 классе.
1. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растет.
-О какой части речи говорится в этом четверостишии?
Дети :Речь идет о глаголе.
2. Актуализация знаний и мотивация (подготовка мышления детей к проектировочной деятельности).
У.: Что вы знаете о глаголе?
Д.: Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы …, обозначает
действие и состояние, имеет три времени, в прошедшем времени изменяется
по родам, имеет начальную форму,I и II спряжения.
У.: Для чего нужно уметь определять спряжение?
Д.: Чтобы правильно писать окончания глагола._
3. Постановка проблемы (проблемная ситуация создается на основе затруднения при выполнении практического задания «несоответствие»).
У.: Определим спряжение и вставим пропущенные окончания глаголов, которые записаны у вас на листочках. (работа в парах)
Карточка Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Собер_т урожай, прос_т помощи, хвал_т
за успехи, собаки ла_т, просп_т завтрак,
кле_т обои, пол_т траву, благодар_т за работу
У.: Какие окончания вы вставили? Обратите внимание: задание было одно, а получились разные варианты. Что вам нужно было сделать?
Д.: Поставить ударение, определить спряжение, вставить пропущенную
букву.
У.: Почему возникло затруднение?
Д.: Окончания безударные.
У.: Следовательно, чему нам надо научиться сегодня?
Д.: Определять, какую букву писать в безударном окончании глагола.
У.: Итак, какая тема нашего урока? (слайд 11)
Правописание безударных личных окончаний глаголов
У.: На какие вопросы нам нужно найти ответ?
Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?
Какую гласную букву надо писать у глаголов I спр., II спр.?
4. «Открытие» нового знания (выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации).
У.: Тема есть, вопросы поставлены. Есть ли какие-то предположения, как
определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?
У.: Поставьте эти глаголы в неопределенную форму. Попросим компьютер помочь нам. (слайд 12) На экране:
I спр. II спр.
Собрать просить
Лаять благодарить
Проспать хвалить
Полоть клеить
У.: Компьютер разделил слова на две группы. Что общего у этих слов?
Д.: Формообразующий суффикс _ть.
У.: Чем эти слова различаются?
Д.: Глагольным суффиксом.
У.: Какой вывод мы можем сделать?
Д.: Если в неопределенной форме глагола суффикс _и_, то это глагол
II спр., остальные глагольные суффиксы указывают на I спр.
У.: Как нам надо действовать, чтобы определить спряжение глагола?Алгоритм: (слайд 13)
1.Поставить ударение. Выделить окончание глагола.
2. Если окончание
ударное, то:
-е, -ут (ют) – I спр.
-и, - ат –(ят) – II спр
2. Если окончание
безударное, то: поставить глагол в неопределенную форму
(что делать ? что сделать? )
3. Выделить глагольный суффикс
4. Если –и,то II спр.
5. Если -а,-е, -о, - у, то I спр.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на данном этапе урока используется индивидуальная форма деятельности: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая свои ответы с эталоном).
У.: Готовы ли вы самостоятельно применить эти знания? Предлагаю вам
задания разной сложности. Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задание на зеленых карточках:
Вставь пропущенные буквы.
Украша_т букет, старе_шь от гнева, молоде_шь от смеха, не засе_шь поле, останов_т реку, труд корм_т, лень порт_т.
Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на красных карточках:
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
У.: Сравните свою работу с эталоном.( слайд 14 )
I спр.
II спр.
украшает
остановит
стареешь
кормит
молодеешь
портит
не засеешь
4 шаг: Моделирование. Наверное, самый сложный этап: Сделай – и ты научишься.Используя, ситуации поставьте учебную задачу.
1 группа получает текст.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
2 группа Слайд 15 Картинки : Солнце, сердце, лестница.
У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам
Запись слов: Солнце, сердце, лестница.
- Какое было задание? (Записать слова под диктовку.) - Проверим.
- Смотрим, сравниваем.
Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.
- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.
- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?
- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)
- … , ты почему не написал согласную … в слове … ? (Согласную не слышно при произношении.)
- У кого другое мнение?
- … , а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести, значит её надо писать.)
- Чем похожи записанные слова?
- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)
- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать.
- Кто догадался, какой будет тема нашего урока? (Непроизносимые согласные) - Где ?( В корне слова)
-Да. Тема нашего урока Непроизносимые согласные в корне слова.
И чему же мы должны сегодня научиться? (писать слова с непроизносимыми согласными)
5шаг: Рефлексия.
-Спасибо за работу. Я думаю, что вы с пользой для себя посетили «Мастер-класс». Я буду рада, если вы для себя взяли что-то полезное.
Вы сегодня были …(самой активной)
У вас ситуация была …(интересная)
Закончите предложения:
После «Мастер-класс» я буду в своей работе использовать…
Мне понравилось…
Приложение
Поставь ударение, определи спряжение и вставь пропущенные окончания в глаголах
Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы в столбики.
Скромность украша_т ч_ловека. Правда и реку ост_нов_т. Тру_ корм_т, а лень порт_т. От гнева ст_ре_шь, от смеха м_л_де_шь. Сл_вами поля не засе_шь.
I спр. II спр.
Текст.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал автор записки?
- Как правильно записать это слово?
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?