Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему:"Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку." »
Тема мастер-класс: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку»
Цель:
Повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции учителей начальных классов
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином”. Ш.А. Амонашвили
Интеллект –это совокупность умственных способностей человека.
Интеллект–это мыслительная способность, умственное начало человека.(С.И. Ожегов)
Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека и развивает:
· эрудицию: сумма знаний из области науки и искусства;
· способность к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
· способность к логическому мышлению, умению устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
· внимание, память, наблюдательность, сообразительность, различные виды мышления, речь и т.д.
Всё это тесно связано с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности младшего школьника к той или иной деятельности.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал “умнее”, “способнее”, “одареннее”? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет. От этого зависит обучение в целом. Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им дается что-то новое, более сложное, когда надо придумать, догадаться, выбрать, сделать вывод.
При отборе материала для работы учащихся на данном этапе надо учитывать то, что задания, предложенные учащимся, должны быть развивающего характера, оказывать воздействие на развитие соответствующих лингвистических способностей, орфографической зоркости, совершенствование внимания, памяти.
Для решения упражнений мобилизирующего этапа школьники выполняют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставления, нахождение общего и различий, группировку, классификацию, подведение под понятие и т. д.) и в результате приходят к нужному выводу.
Методика определения темы урока.
Задание 1.Установление смысловой связи в словах; нахождение в них общего; осуществление группировки, исключение лишнего слова, построение умозаключения.
«Третье склонение имён существительных»
Р..синка, л..сник, тр..пинка, м..рковь, м..ряк.
Вставьте пропущенные буквы. Найдите общее в словах. Определить среди этих слов лишнее и определите, склонению каких существительных будет посвящена тема.
Задание 2.Подведение слов под понятие, нахождение общего, построение умозаключения.
«Склонение прилагательных во множественном числе»
Минск, Москва- ? Соловей, канарейка -?
Трудолюбивый, щедрый — ?
К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее в словосочетаниях и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке.
1.столичные города
2.певчие птицы
3.положительные качества человека
Задание 3.:Нахождение общего и различия, группировка по четырем признакам одновременно, построение рассуждения и умозаключения.
«Правописаниенес глаголами».
пословицы:
Дело лени (не) любит.
Ласковым словом и камень растопишь.
Лень добра (не) делает.
Объедините две из них не менее, чем по четырем признакам. (В первой и третьей пословицах говорится о трудолюбии. В этих предложениях есть подлежащее и сказуемое. В них отсутствуют имена прилагательные. При глаголах имеется не.)
Методика проведения словарно-орфографической работы.
Работа по ознакомлению с новым словарным словом обеспечивает осознанную учебно-познавательную активность школьника. В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:
представление учащимися нового словарного слова;
выявление его лексического значения;
этимологическая справка;
освоение написания слова;
введение нового словарного слова в активный словарь детей.
Упражнение, предусматривающее работу с символами, цифрами, кодами. Оно позволяют формировать абстрактное мышление. Например, слово зашифровано с помощью чисел:
3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. ( капуста)
Упражнение, связывающее искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. Например, закрепление знаний по фонетике. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и узнаете слово.
ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (береза)
Пример задания на использование знаний по математике.
Используя знания таблицы умножения, предложенный шифр и ключ к слову, определи словарное слово.
Например, чтобы узнать новое словарное слово, мы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы.
Трамвай
Первая буква слова является согласной в последнем слоге слова комната
Вторая буква – последняя согласная в корне слова север
Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак
Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове малина
С пятой буквы начинается второй слог в слове овес
Шестая буква является окончанием в слове солома
Седьмая буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук в слове урожай.
Далее по методике Бакулиной Г.А. упражнения последующих групп усложняются. Определение лексического значения слов осуществляется путем совместного поиска рассуждения. Используется этимологический словарь. И новое слово вводится в активный словарь детей за счет использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов.
Определение лексического значения слова осуществляется, как и на первом году обучения, путем совместного поиска-рассуждения, в котором в равной степени принимают участие учащиеся и учитель. Однако на втором году обучения эта часть работы со словом из словарика переводится на более высокий теоретический уровень. Учащиеся знакомятся с необходимыми для этого терминами: видовое понятие, родовое понятие, существенные признаки предметов. Используя их в процессе рассуждения, учащиеся самостоятельно формулируют определение предмета, обозначенного новым словом. Так, при ознакомлении со словом береза рассуждение может быть следующим.
У. Подберите родовое понятие к слову береза.
Д. Береза — это дерево.
У. Но ель, сосна — тоже деревья. Чем они отличаются?
Д. Береза — это лиственное дерево, а ель и сосна — хвойные.
У. Верно. Сформулируйте теперь правильно родовое понятие к слову береза.
Д. Береза — это лиственное дерево.
У. Назовите его существенные признаки.
Д. У березы белая кора и листья в виде сердечка.
У. Что же обозначает слово береза?
Д. Береза — это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.
В процессе такого рассуждения у учащихся формируется понятийный аппарат. Они овладевают сложнейшими мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, усваивают типы и виды отношений между понятиями, выходят на достаточно высокий для их возраста уровень абстрагирования
Существенным моментом в словарно-орфографической работе на данном этапе обучения является более широкое использование этимологических справок. Они даются учителем после формулирования лексического значения слова в виде небольшого сообщения. Этимологическая справка при изучении слова береза может иметь такой вид: «Береза растет в России с незапамятных времен. От цвета коры получила она свое имя, которое означает «белый», «светлый». Береза на Руси — самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Ее изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева — русской березы».
Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, позволяет комплексно подойти к ознакомлению с ним, увидеть слово с самых разных сторон .
Более широкое, чем на первом году обучения, применение лексико-орфографических упражнений, составленных на основе фольклорного материала: пословиц, поговорок, фразеологических оборотов. Этот путь дает большое разнообразие сочетаний развиваемых интеллектуальных качеств.
Пример задания, выполняемого при изучении темы «Правописание приставок»: «Прочитайте русские и иностранные пословицы; объедините их попарно в зависимости от смысла; напишите те из них, в которых есть слова с приставками; вставьте пропущенные буквы.
Когда рак на г... ре свис... нет.
С в..лками жить — по-волчьи выть.
В тихом омуте черти водятся.
Когда у меня на ладони вол...сы вырастут.
H..-х...дясь среди в...рон, нужно каркать, как они.
Тихая в...да б...рега п...дрывает.
На какие три группы можно разделить слова с пропущенными буквами?»
Пример задания, осуществляемого в процессе изучения темы «Правописание непроизносимых согласных»: «Прочитайте пословицы; устно сгруппируйте их в соответствии со смыслом; напишите пословицы, ориентируясь на первую букву слов с непроизносимой согласной. Они должны следовать в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы.
Человек трудолюбивый — самый счастливый. Рукам работа, а душе праз...ник. Тайна, извес...ная троим, уже не тайна. Сол...це л...дон...ю не закроешь. Лоз—ко встанешь — мало сделаешь».
Пример задания, выполняемого в рамках изучения темы «Части речи»: «Вставьте в каждую группу фразеологических оборотов подходящее по смыслу одно и то же слово.
как в... канул
... век
не ..в обиду
толочь... в ступе
... осень
... маху
решетом... черпать
...руки
... слово
много... утекло;
... дно
как пить ...
выйти сухим из...
сулить... горы
не... спуску
И в заключение хотелось бы вспомнить слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приёмами не заставишь ребёнка сидеть за книгой»