Мастер - класс. Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Мастер - класс. Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Мастер - класс по теме "Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Мастер - класс предусматривае знакомство с приемами критического мышления. В ходе работы были применены следующие приемы : "Верные - неверные утверждения", " инсерт", "Синквейн", "Бортовой журнал", "Письмо по кругу". Перед выполнением задания дается описание каждого приема. Урок построен на примере изучения темы "Имя числительное". В работу включена историческая информация о числах сорок и миллион, а также о происхождении названий чисел.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс. Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода "Развитие критического мышления через чтение и письмо"»
Мастер-класс
Использование на уроках русского языка приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтении и письмо»
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Методические задачи:
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: Столы и стулья расставлены для работы в группах по 4 человека. На столах лежат: текст об имени числительном, карточки с приветствиями на разных языках, таблицы «инсерт», карточки с заданием «верные - неверные утверждения», карточки с историями числительных, смайлики (грустные и веселые)
Учение без мысли – напрасный труд.
Конфуций
Мышление – это новое сотворение мира.
Альбер Камю
Если вы мыслите ясно, вы и писать будите ясно,
если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение
Джек Лондон
Подготовительно – организационный момент
Рада всех приветствовать! Меня зовут Баймуратова Гульнара Исмагиловна.
Чтобы всем хорошо себя чувствовать и плодотворно работать , я предлагаю пожелать здоровья друг другу на разных языках. Я дам несколько карточек с пожеланиями здоровья, кто получает карточку, приветствует всех громко. Позитивно. Не забывая называть, на каком языке приветствие, а мы хором отвечаем на этом же языке.
Спасибо всем. И если, как говорят ученые, мысль материальна, то наше здоровье должно удесятериться. Тогда приступим к серьезной части моего выступления.
Я не просто так заговорила о материализации мыслей. Мысль. Мышление – это ключевое слово в основе технологии, некоторыми приемами которой я хочу с вами поделиться.
Этап – вызов.
На стадии вызова происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна. Почему? Давайте вдумаемся, что происходит с учеником на этой стадии.
Во-первых, он начинает работать. Но работать не заставишь, сказав, как водится: «Открыли тетради, записали число и тему урока». Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать лично.
Как в нашем случае это происходило?
Вопрос к классу: вы записали число. Назовите части речи, которые есть в русском языке? тему нашего урока мыопределим, решив орфографическую задачу – свореч/шник. Какая часть речи в русском языке начинается на букву «Ч»?
- В каких ситуациях обычно мы употребляем имя числительное?
- В каких народных мудростях часто употребляется имя числительное?
-В каких народных мудростях часто употребляются имена числительные? Озвучьте некоторые пословицы содержащие имя числительное.
- У каждого из вас на столе есть таблица «Бортовой журнал» с вопросами «Что мне известно по данной теме?». «Что я хочу узнать по теме?». Заполните первый столбик.
-Что у вас получилось?
- Сейчас поработаем над заданием «Верные – неверные утверждения».
- Если вы согласны с утверждением, поставьте слово «Да», если не согласны «Нет» .»
Верные- неверные утверждения»
- Имя числительное – это служебная часть речи.
- Имя числительное обозначает только число предметов.
- Имя числительное отвечает на вопросы какой? Сколько?
- Подлежащее может быть выражено только именем существительным и местоимением.
- Имена числительные изменяются только по падежам.
- Имя числительное имеет один корень.
- Числительные делятся на 3 разряда.
- Имя числительное ва предложении является либо подлежащим. Либо сказуемым, либо определением.
- Что мы должны знать рассказывая о частях речи? Что обозначает имя числительно? На какие вопросы отвечает? Как изменяется ? какими членами паредложения бывают имена числительные. Теперь вы сами можете сформулировать цель нашего урока. Задачи над которыми мы будем работать.
- заполняем вторую колонку нашей таблицы «Бортовой журнал».
Этап – осмысление.
- У каждой группы есть «лист новых знаний». Необходимо взять простой карандаш и сделать пометки следующим образом. Затем заполнить таблицу.
«Инсерт»
В дословном переводе инсерт с английского языка означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов .
1 этап: предполагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап: Читая текст , учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные обзацы и предложения.
3 этап: Учащимися предполагается систематизировать информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
Варианты:
1.Два значка - «+» (новое) и «v» (уже знал); 2. Три значка – «+» (новое) и «v» (уже знал), «?» - (не понял); 3. Четыре значка – «+» новое) и «v» (уже знал), «?» - (не понял) и «-» - думал иначе.
V «галочка» (то. Что уже известно)
Знак «минус» ( то. Что противоречит представлению)
+ знак «плюс» ( то, что является интересным и неожиданным)
? « вопросительный знак» ( если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
…
…
…
…
…
…
…
…
4 этап: последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
- А кто знает . откуда появились названия чисел. В действительности, каждое число имеет свою историю. Каждая группа изучает историю своего число и передает ее нам.
Группа 1.
Слово «сорок» в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)
Группа 2.
Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.
Группа 3.
Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей. То их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: ЖданПервуш ( то есть желанный первенец), НежданСемый (то есть нежданный седьмой ребенок), КрикунПяток, ЕгозаШесток, ПузанЧетвертак, ВеселкаТретьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Во всем мире известен наш многократный чемпион, вратарь-хоккеист Владислав Третьяк.
Этап – рефлексия.
«Письмо по кругу»ю
- перед вами чистый лист бумаги. Давайте каждый напишет по одному предложению, что нового узнал об имени числительном. Затем передаст своему соседу и так , пока письмо не вернется к первому участнику.
- Что у нас получилось?
- Давайте каждый напишет свой синквейн о нашем уроке.
«Синквейн»
Это прием технологии РКМ на стадии рефлексии. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать все это в кратких заключениях.
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк.
Данное стихотворение пишется по следующим правилам:
- на первой строке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
- на второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
- на четвертой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить свое отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица, или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
- пятая строка включает слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
- Что у вас получилось?
- А сейчас прошу оценить наш мастер – класс смайликами, которые имеются у вас на партах. Спасибо за работу!