- Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать всех, кто собрался здесь.
слайд 1 - Свое выступление хочется начать со слов академика Льва Дмитриевича Кудрявцева «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».
слайд 2 - Тема нашего выступления «Смысловое чтения как метапредметный результат образования».
Что же такое смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Что же такое смысловое чтение, нужно ли учить ему? Как учить? Какие приемы использовать? На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить сегодня.
Техника смыслового чтения – это чтение с остановками. Оно основано на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации.
2. Актуализация ( 1 мин).
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Верю - не верю». (+, -)
- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
- Верите ли вы, что по окончанию мастер-класса, вы возьмете что-то полезное для своей педагогической копилки?
3. Постановка проблемы (2 мин).
Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике мы столкнулись со следующими проблемами:
- дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования.
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,
- затрудняются кратко пересказать содержание,
- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,
- для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера.
То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.
4. Целеполагание (3 мин).
Цель: мотивация педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся читательской компетентности.
Задачи:
- создать условия для восприятия опыта работы по развитию навыков смыслового чтения;
- познакомить с некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;
- содействовать формированию мотивации на осуществление деятельностного подхода в обучении.
5. Теоретическая часть (7 мин).
СЛАЙД Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программой в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.
Слайд Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию
Существует 4 вида чтения:
Просмотровое — чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Существуют различные методические приёмы работы с текстом, которые работают успешно на уроках, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют и сочиняют.
На разных этапах урока используются разные приемы:
Вот некоторые из них:
Слайды с приемами (4-10)– пролистать, назвать
Все эти приемы универсальные их можно использовать на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка и других. 6. Практическая часть мастер-класса (20 мин).
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми приемами смыслового чтения на практическом занятии. Я расскажу о стратегии после текстовой деятельности, которая связана с именем американского психолога и педагога Бенджамина Блюма. Блюм разработал таксономию (порядок) вопросов для организации познавательной деятельности в стратегии «Ромашка».
Сегодня мы с вами будем учиться задавать вопросы. Важно ли это уметь в современном обществе, как вы думаете?
Ромашка Блюма – это стратегия на развитие умения задавать вопросы по прочитанному тексту. Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.
Вашему вниманию представляется фрагмент урока для 2 класса по произведению Л.Н.Толстого «Косточка». Прочитайте текст и сейчас по нему мы создадим свою ромашку вопросов.
Каждой паре дается лепесток и название группы вопросов. Чтобы правильно составить вопрос, есть карточка - подсказка. (работа в парах или в группах)
- Получилась ли у вас ромашка?
- Какие вопросы было труднее формулировать?
- Как «Ромашка вопросов» помогает при работе с текстом? Какие УУД формируются?
Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Её можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
Итак, игра называется “Пентагон”, от слова пента, что значит пять. Этот прием направлен на работу с понятиями по разным предметам.
Каждый вопрос - это 5 подсказок. Первая - самая сложная, последняя - самая легкая.
В игре «Пентагон» используется принцип подсказки и снижения очков.
Ответ может даваться после каждого сообщения-подсказки.
Если ответ дан правильно, засчитываются очки уровня (всего их пять – по числу подсказок), если ответ неверен, отнимается одно очко.
Игрок может повторять свои попытки ответить на вопрос после каждой подсказки, что соответствует переходу на более низкий уровень.
За правильный ответ очки присуждаются только единожды и соответствуют тому уровню, на котором игрок дал впервые правильный ответ.
Игроки до конца тура не знают, какой ответ они дали – правильный или нет.
Сейчас мы попробуем поиграть и отгадать человека по моим подсказкам.
О каком человеке идёт речь?
5б.- Его именем названы улицы, библиотеки, театры, многие музеи в российских городах.
4б.- Он великолепно катался на коньках, танцевал, чем заслуживал внимание противоположного пола.
3б.- О нём иногда вспоминают ученики, если учитель «переусердствует» в подаче вопроса.
2б.- Его убили на дуэли.
1б.- Самый известный русский поэт.
- Конечно, это А. С. Пушкин. После какой подсказки вы догадались, о ком идет речь. Следовательно, столько баллов заработала ваша команда.
- Сейчас мы сами попробуем составить подсказки про литературного героя. Для этого нам надо выбрать самого смелого и попросить выйти за двери, чтобы не было слышно нашего обсуждения.
-И так, нам надо выбрать героя из произведения А.С. Пушкина. Ваши предложения?
Перед вами вариант составления вопросов игры:
5) Место проживания героя в произведении.
4) Описание внешности.
3) Особенности характера.
2) Роль героя в произведении.
1) Прямое указание на героя.
Подсказки формулируем по принципу перевёрнутой пирамиды. Один человек фиксирует наши высказывания. (работа группы)
- Приглашаем нашего смельчака и он по нашим подсказкам пытается отгадать литературного героя.
Ответ даёт после каждой подсказки, но правильный узнает только после всех вопросов. Количество баллов соответствует тому, когда он дал правильный ответ
-Теперь уже как учителя расскажите, что делали вы, когда обсуждали с точки зрения формирования УУД.
-А что испытывал наш участник, который отгадывал понятие?
Вернёмся на учебное занятие и теперь составим «5» по терминам из других областей. Какие области выберем?(биология, география, математика, окружающий мир и т.д)
5б.- Указание на возможности использования.
4б.- Описание его признаков, отличительных свойств(возможные сравнения, поговорки)
3б.- Знаменитое высказывание о нём.
2б. – Роль, родовидовая принадлежность.
1б.- Прямое указание.
7. Рефлексия (3 мин.)
Заполните, пожалуйста, таблицу.
Не знал
Узнал
- ХХI век – век научного прогресса, инноваций, нано технологий и всевозможных гаджетов, но… умение читать остается тем инструментом, который необходим каждому человеку, даже тому, кто является пользователем интернет-сетей. Потому, до сих пор актуальны слова французского философа 18 века Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»!
7. Подведение итогов (2 мин.).
Закончить своё выступление я хочу притчей:
Жил был на свете дедушка. Он вышел на пенсию, купил себе домик на краю города. Ему очень нравилось там жить: у него была своя лужайка и на эту лужайку каждый день приходили дети. Они играли, кричали, бегали, смеялись. Нашему дедушке это не очень нравилось и он решил, что надо что то сделать, чтобы он стал единственным хозяином лужайки. - Как вы думаете, что сделал дедушка?
Наш дедушка не стал ставить забор, не стал ругать детей, т.к. эффективность этих приемов была ему хорошо известна. Он пригласил детей в домик, напоил их чаем, угостил конфетами и обратился к ним с предложением. Он сказал: Мне очень нравится, как вы бегаете, кричите, смеетесь, топаете и гоняетесь друг за другом. Я все думаю, а вдруг вы больше не придете ко мне, и я буду скучать без вас. Давайте, я буду платить вам каждый день по рублю, что вы будете играть на моей лужайке? Дети удивились, но приняли такое выгодное предложение.
Прошло три дня. Каждый вечер дети получали от дедушки по рублю. И вот он снова приглашает их в домик, угощает их чаем с конфетами и грустно - грустно так говорит : Я тут подсчитал свою пенсию, у меня никак не получается платить вам каждый день по рублю. Выходит только по 30 копеек. Дети сморщили носы, грустно вздохнули, но согласились играть за 30 копеек в день. Так прошло еще три дня. И опять дедушка приглашает детей в дом на чаепитие и грустнее прежнего объявляет, что может теперь платить только по 5 копеек в день.
- Как вы думаете, что ответили дети?
На что разгневанные дети ответили: «За такие гроши играй на своей лужайке сам!» Прямой путь не есть самый короткий.
- Благодарю всех коллег за сотрудничество и помощь в проведении мастер-класса!