Мастер-класс по русскому языку"Зима в картинах русских художников"(подготовка к устной части ОГЭ)
Мастер-класс по русскому языку"Зима в картинах русских художников"(подготовка к устной части ОГЭ)
Данный мастер-класс даст возможность подготовиться к устному собеседованию совместно с учителем,отработать практический навык монолога(описания картины) и диалога,получить эстетическое наслаждение от зимнего пейзажа,изображенного на картинах известных русских художников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Выразительно прочитайте текст об И.И. Шишкине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Русский пейзаж будит в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать лучше, добрее. А разве не в этом главная цель искусства?
Одним из величайших художников 19 века был Иван Иванович Шишкин. Родился он в 1832 году 25 января в Елабуге. Отец его был зажиточным купцом и постарался дать сыну хорошее образование. Закончив обучение в Императорской Академии Художеств, он много путешествует, совершенствуя технику рисования пером. Он также работает с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 году к кружку санкт-петербургских аквафортистов. В 1873 году стал профессором Академии Художеств.
Картины И.И. Шишкина подкупали современников исключительным знанием природы. Его огромные полотна как будто были рассказами о жизни могучих корабельных рощ, тенистых дубрав и полей с клонящейся под ветром спелой рожью. Он написал много картин соснового леса, среди самых известных «Утро в сосновом бору», «Ручей в лесу», «Сосновый лес». В своих картинах художник не упускал ни одной подробности, и нельзя не подивиться той безупречной верности, с какой он изображал все: возраст деревьев, их характер, почву, на которой они растут, и как обнажаются цепкие корни на кромках песчаных обрывов, и как лежат камни-валуны в чистых водах лесного ручья.
И.И. Шишкин был, если можно так выразиться, трудолюбивым прозаиком русского пейзажа.
Задание 2. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный вами текст, включив в него данную цитату:
«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, - писал Крамской. – Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом…»
Подумайте, где лучше всего использовать слова Крамского. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3.Монологическое высказывание(10 предложений). Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Зима на картине Шишкина «На севере диком» (на основе описания фотографии)
Тема 2. Зима — как улыбка природы, и главный зимний художник — мороз. (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Новый год семейный праздник? (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
Карточка участника собеседования
Тема 1. Зима на картине Шишкина «На севере диком» (на основе описания фотографии)
В свой рассказ включите ответы на следующие вопросы:
Как Вы думаете, есть ли связь между строками М.Ю. Лермонтова из одноименного стихотворения и картиной Шишкина
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов)
Как отражена в картине тема одиночества?
Какие цвета и краски использует автор?
Как на картине связаны чувство мертвого безмолвия и жизни, стремящейся побороть это тоскливое молчание и холодное оцепенение?
Можно ли утверждать, что сосна - символ человеческой гордости и достоинства, без которых человек не сможет подняться на вершину, тем более устоять на ней?
Карточка участника собеседования
Тема 2. Зима — как улыбка природы, и главный зимний художник — мороз.
В свой рассказ включите ответы на следующие вопросы:
Почему зиму, а не другой сезон года называют «улыбкой природы»?
(Окружающая нас природа становится невероятно красивой,
сказочной, нас ежедневно радует живописный, празднично оформленный город,
свежий зимний воздух и улыбки окружающих.)
Почему Мороз сравнивают с художником?
Имел ли Вы возможность наблюдать на своих окнах живопись Мороза?
Какие чувства Вы испытывали?
Только ли на окнах рисует Мороз?
Можно ли говорить о зиме как о сказочном времени,
связанном с теплыми душевными разговорами за чашкой чая,
добрыми пожеланиями и верой в чудо.
Карточка участника собеседования
Тема 3. Новый год - семейный праздник?
В свой рассказ включите ответы на следующие вопросы:
Новый год для меня – это ?..
Согласны ли Вы, что Новый год - время подарков и чудес…
Какие чудеса случались с Вами в период празднования Нового года?
Обязательно ли встречать Новый год в кругу семьи?
Какие традиции празднования Нового года поддерживает/сохраняет Ваша семья?
Как этот праздник может способствовать сплочению семьи и формированию правильного понимания семейных взаимоотношений,
связи между поколениями?
ВАРИАНТ II.
Задание 1. Чтение текста.
Выразительно прочитайте текст об Н.П. Крымове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Родился Николай Крымов 20 апреля 1884 года, отцом его, как уже было сказано, являлся художник, писавший в излюбленной им манере передвижников. Все свои навыки и умения отец передал сыну, привив ему любовь к искусству с малых лет.
Семья художника была небогатой, поэтому обучаясь живописной грамоте в художественном училище, студент Николай Крымов экономил на многом, краски и холсты были дороги, соответственно он экономил, использовал то, что оставалось от более зажиточных студентов. Вероятно, именно по этой причине и в дальнейших своих работах художник бережно расходовал материалы, все его картины отличаются небольшими размерами.
Излюбленная тема для работ позднего Крымова – русская деревня, причем ее центром художник видел не людей, а природу. Все работы, посвященные этой теме, выполнены настолько эмоционально, что просто невозможно не воодушевиться пылкими чувствами автора к родным пейзажам! Чего только стоит картина «Деревня летом», написанная в 1921 году. Все его полотна можно охарактеризовать идиллическими и немного наивными, но они чрезмерно тонко отражают русскую душу, что не понять и не дать им положительную оценку просто нельзя.
Можно сказать, что в двадцатые годы картины автора приобретают некую конкретность, Крымов часто изображает пейзажи города Звенигород, в окрестностях которых он проживал.
На 74 году жизни Весной 6 мая 1958 года Николай Крымов умер. Художник оставил великолепную колекцию свох работ для познания и восхищения его творчеством всем последующим поколениям.
Задание 2.Пересказ текста.
Перескажите прочитанный вами текст, включив в него данную цитату:
«Изображение художником видимой им красоты в предметах есть творчество»(Н.П.Крымов)
Подумайте, где лучше всего использовать слова Крымова. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Задание 3. Монологическое высказывание(10 предложений). Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. Зима на картине Н.Крымова «Зимний вечер» (на основе описания фотографии)
Тема 2. У природы нет плохой погоды… (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Новый год уж к нам стучится (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
Карточка участника собеседования
Тема1. Зима на картине Н.Крымова «Зимний вечер» (на основе описания фотографии)
В свой рассказ включите ответы на следующие вопросы:
Что мы видим на картине?
Какое время суток изображено на картине?
Какой цвет, палитра оттенков преобладают на картине? Почему?
Присутствует ли на картине солнце?
Символом чего может выступать церковь, изображенная на картине?
Какие чувства вызывает картина?
Карточка участника собеседования
Тема 2 . У природы нет плохой погоды… (повествование на основе жизненного опыта)
В свой рассказ включите ответы на следующие вопросы:
Расскажите об уникальности и возможности прочувствовать красоту каждого сезона.
Могли бы вы утверждать, что без зимы и ее чудес можно было бы прожить?
Чем может быть хорош зимний сезон? А чем он вас огорчает?
Является ли строка из песни Эльдара Рязанова
У природы нет плохой погоды - Каждая погода благодать. Дождь ли снег - любое время года Надо благодарно принимать.
хорошим примером того, что в каждом сезоне года своя красота и прелесть?
Карточка участника собеседования
Тема 3. Новый год уж к нам стучится (рассуждение по поставленному вопросу)
В свой рассказ включите ответы на следующие вопросы:
Радуетесь ли Вы праздникам?
Ждете ли Вы Нового года?
С какими чувствами и ощущениями ассоциируется данный праздник?
Как Вы празднуете Новый год?
Загадываете ли Вы желания и верите ли в чудеса?
Сбывались ли ваши желания?
Как вы думаете , Новый год –это праздник только для детей?