Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по русскому языку "Группы"»
Мастер-класс « Групповая и парная формы работы как средство активизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы»»
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе, тема которого «Групповая и парная формы работы как средство активизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы».
В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Теперь задачей общеобразовательной школы становится не «снабдить» учащихся багажом знаний, а привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Лев С емёнович Выготский сказал:
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.»
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая и парная работа.
Работа в парах.
Чему учит работа в парах:
- умению слушать другого
-высказывать своё мнение
- сообща обсуждать задание
1) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
Групповая форма работы – одна из предпочитаемых форм работ учеников… Почему эта форма нравится детям? (ответы «учеников»)
Да, наверное, самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее.
Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков. Как вам кажется, каких? («Слабые» ученики могут «отсидеться»; «ложное» товарищество – дают списать; низкий уровень дисциплины, шум на уроке, мешающий другим…).
Таким образом, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.
3.Групповая работа даёт огромные возможности развития готовности к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог. В данной работе детей привлекает, в первую очередь, то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать - действовать естественно, раскованно, «не как на уроке
Средством активизации обучающихся при групповой и парной работе является создание проблемных ситуаций. Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Выдвижение гипотез может быть одновременным или последовательным, а гипотеза – либо ошибочной, либо решающей. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием (пониманием) нового знания. Приведу пример побуждающего диалога при последовательном выдвижении гипотез на уроке русского языка в 5 классе.
по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
Учитель
Ученик
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов.
Фо.рмулируют проблемный вопрос.
На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетрадочки
- Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе.
- Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза)
- Все согласны или есть возражения?
- Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевлённое. (контраргумент)
- Ещё какие есть гипотезы?
- Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых - -ек (овражек). (ошибочная гипотеза)
- С этой гипотезой согласны?
- В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного.
Подсказка к решающей гипотезе.
- Просклоняйте данные существительные.
- И. п. пёсик, овражек
Р. п. пёсика, овражка
Д. п. пёсику, овражку
В. п. пёсика, овражек
Т. п. пёсиком, овражком
П. п. о пёсике, об овражке
- Что вы заметили?
- При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного.
- Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили?
Ученики склоняют.
- Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает.
- Сформулируйте правило.
- Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик.
- Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.
Контроль преподавателя за групповой работой.
Если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, то необходим контроль не только за ходом работы в группе, но и за ее организатором. После того как группы получают карточки с заданием, мы намечаем последовательность действий . Когда процедура введена и зафиксирована, я начинаю наблюдать за работой внутри групп и за организатором. Если я замечаю, что группа отклонилась от цели, а организатор проявил пассивность и не заметил нарушения процедуры, я приостанавливаю работу и провожу рефлексию. После того как учащиеся увидят свои ошибки и будут определены способы решения намеченной проблемы, работа в группе продолжится.
Опыт работы в пятых классах показывает, что на первых этапах обучения групповой работе учащиеся должны очень точно соблюдать последовательность операционных действий, а какие-либо ее изменения могли бы происходить ответственно, с пониманием того, с какой целью, что именно и как можно что-то изменить в процедуре.
Для поддержания рабочего азарта я всегда определяю время на выполнение задания. Это организует детей, они сразу включаются в работу. С самого начала ученики должны научиться дорожить каждой секундой, отведенной на выполнение задания.
Метод пилы
Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами от других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Своя опора
Группа или пара составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
Проходит презентация схем-опор.
Лучшая опора размещается в качестве стенда в классе или записывается в тетрадь- конспект
Групповые и парные игры
Очень часто в конце урока включаю игровые моменты по группам. Это орфографическое лото, «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару», «Из двух - третье», «Вырасти дерево» и т.д. Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее. «пол» «оса» «яр» «марка» Можно усложнить это задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое. «боб» + «уста» = суббота «ива» + «карп» = крапива «Вырасти дерево», где каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чье дерево пышнее, гуще? Нравится учащимся 5-6 кл. орфографическая эстафета. Ее обычно провожу во время комплексного повторения. Например, повторяет тему «ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема ь в существительных, второй группе – ь в глаголах, третьей группе – ь в наречиях и т.д. Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся поочереди записывают слова-примеры к своей теме. Нужно и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время побольше примеров привести. Ошибка – минус команде. Здесь, как в эстафете: передавай эстафетную палочку, не урони, не упади сам. Благодатный материал для групповых игр дает «Лексика» и «Фразеология». Это и шарады, анаграммы, «Спрятанные слова» («Звездный час»), кроссворды, чайнворды. «Кто быстрее и больше». В этой игре выигрывает тот, кто быстрее и больше вспомнит фразеологизмы, в которых встречаются слова «голова», «ноги», «глаза», «нос». (Карточки со словами консультанты выбирают у учителя, не видя самих слов.) «Аукцион» - в этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречается: - названия животных, птиц, насекомых; - имена собственные; - числительные. Особой популярностью у моих пятиклассников пользуются живые игры при морфемном разборе. Каждая группа имеет набор карточек с условными значками морфем. При чем приставок и суффиксов по 3-4 карточки, корень (2), окончание 1-2. Даю слово, например, «преподаватель» или «перераспределение». Группа должна выстроиться, согласно морфемному составу.
Можно дать одно слово для всех групп, кто сделает быстрее и качественнее морфемный разбор, можно давать каждой группе свое слово. Слова обычно беру посложнее. самолетостроение
пятидесяти
Применение групповых технологий на уроках литературы.
Урок литературы не только несёт ученику определённые знания и эмоции, - он служит отправной точкой для самостоятельной деятельности.Поэтому я учу школьников работать с книгой, обобщать, делать выводы. Очень помогают в этом мне групповые формы работы. Они развивают способность высказывать самостоятельные суждения, быть доказательным, отстаивать свою мысль.
На обобщающем уроке по творчеству Крылова в 5 классе проводила конкурс « Кто лучше знает басни Крылова». Каждая группа заранее подготовила инсценировку басни, показала её на уроке и пояснила значение морали басни.
При изучении творчества Чехова 5-классники получили индивидуальные задания по группам или в парах
1-ая группа. Прочитать рассказы Чехова « Лошадиная фамилия», « Толстый и тонкий», « Певчие» и др. (по выбору), подготовить их пересказ.
2-ая группа. Нарисовать иллюстрации к рассказу « Хирургия». Подобрать иллюстрации художников к произведениям Чехова.
*При изучении произведения по литературе первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.
В старших классах на итоговых занятиях по творчеству какого-либо писателя провожу уроки-семинары. Класс делю на группы: «Я чувствую», «Я думаю», «Я оцениваю», « Я творю» и группу чтецов. После прослушивания стихов каждая группа вступает в разговор. Задача каждой группы была заранее предопределена: показать какие чувства вызывают произведения автора, что думают об авторе и его героях, как можно оценить и имеем ли мы право оценивать автора и его героев. На таких уроках ученики приобщаются к миру творчества, перед ними раскрывается богатство чувств и переживаний.
Таким образом, групповые формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности, способствует умению общаться. То есть являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.
В 9 классе, когда уроки-семинары для учащихся достаточно новы, уже в конце I четверти, еще не приступая к Грибоедову, объявила, что у нас будет урок-семинар. Урок, на котором ребята сами будут решать проблему и сами будут оценивать свою работу. Предложила вопрос для обсуждения «Чацкий, победитель или побежденный?» Даны основные вопросы для обсуждения.
1. Можно ли доказать текстом комедии слова Гончарова: «Чацкий сломлен количеством старой силы»?
2. Показал ли Грибоедов Чацкого победителем?
Каждая группа получила задания
1-ая ответственна за оформление стенда, рисунки, ОСК, вопросники.
2-ая готовит развернутый ответ на основной вопрос.
3-ая – «оппоненты» должны познакомиться с развернутым ответом и оценить каждое его положение.
4-ая иллюстрирует текстом комедии основные положения в решении проблемы.
5-ая – «критики» работают с критическими статьями.
Конечно, учитель не только дает задание, но и помогает составить «вопросник», подбирает материал для оформления с 1 группой, намечает план развернутого ответа со 2 группой, помогает проверить и оценить доклад 3 группы, обязательно предварительно прослушает чтение ключевых сцен у 4 группы, подскажет, какие критические статьи взять и поможет в них разобраться 5 группе.
Рефлексия
Одной из важных составляющих урока является рефлексивная работа.
Дети подводят итог своей деятельности на уроке. Не только ответят на вопрос, что он узнал и смог. Но и скажут о трудностях, которые он испытал на уроке, что ему пригодится в дальнейшем.
. Сегодня я узнала (а)…
Сегодня я смогла (а)…
Сегодня мне было интересно…
Сегодня мне было трудно…
То, что я узнал (а) сегодня, мне пригодится
Когда- то Джон Рокфеллер сказал, что за умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете.
Хочу пожелать вам, чтобы вы и ваши ученики были успешными.
Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за внимание!