Мастер -класс на тему"Дидактические игры на уроках русского языка"
Мастер -класс на тему"Дидактические игры на уроках русского языка"
Конспект мастер-класса содержит описание игр, которые можно использовать на уроках русского языка в 5-7 классах, независимо от того, по каким учебникам учатся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс на тему"Дидактические игры на уроках русского языка"»
Тема: «Дидактические игры на уроках русского языка»
Цель:
Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на уроках для повышения мотивации учебной деятельности у учащихся.
Активизировать знания участников по данному вопросу.
Активизировать коммуникативные навыки участников.
Добиваться осуществления творческого подхода при решении проблемы.
Убедить участников, что использование игр в процессе обучения является важнейшим фактором формирования повышения мотивации учебной деятельности у учащихся.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание уделяется развитию творческой активности, интереса у школьников к предметам, повышению мотивации учебной деятельности у учащихся. В настоящее время принцип активности ребёнка является одним из основных в процессе обучения. Этому свидетельствует проведение различных викторин, конкурсов, олимпиад. Именно поэтому учителя стараются подойти к урокам творчески, применяют различные педагогические технологии, способствующие всестороннему развитию и активизирующие деятельность учащихся на уроках. К таким технологиям, несомненно, можно отнести игровые технологии, о которых и пойдет речь в моём мастер-классе.
Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла слова Фёдора Ивановича Буслаева: «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания».
Уважаемые участники, у Вас на столах лежат разноцветные кружочки. Напишите, пожалуйста, на одном из них свои ожидания по теме заявленного мастер-класса.
Дидактические игры занимают важное место в структуре современного урока и позволяют учащимся развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, осуществлять самостоятельный поиск знаний, поддерживать интерес к изучаемому предмету. В основном, их я использую в 5-7 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап из начальной школы в среднюю. Всё новое и незнакомое часто пугает детей, и поэтому важно сделать так, чтобы встреча с неизведанным их не разочаровала, а способствовала возникновению интереса к предмету. Игровые технологии можно использовать на любой ступени обучения. Конечно, подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени, но это оправдается, когда вы увидите результат. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что «слабые» ученики охотно включаются в работу и занимаются с большим увлечением.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает важным отличительным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Попытку классифицировать педагогические игры осуществил Герман Константинович Селевко(таблица).
По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные, интерактивные.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. На дидактических играх мне хотелось бы остановиться более подробно.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения.
2.Игры-путешествия.
3.Игры-соревнования.
Классификация дидактических игр: (классификация основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам)
1.Фонетические и орфоэпические игры («Составь текст и озвучь его», «Пригласи на обед», «В эфире - новости», «Конкурс дикторов и др.»)
2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери пословицу», «Акростих», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)
3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери слова», «Ромашка», «Золушка» и др. )
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических ипунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры («Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помогите Пете Ошибкину», «Я работаю волшебником», различные виды диктантов: «Словарный диктант», «Диктант-молчанка», «Диктант-шутка» и др.)
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть вместе со мной так же, как я играю с детьми на своих уроках. Для этого мне необходимо 2 группы участников. Вашему вниманию я предлагаю несколько игр, в которые дети играют с большим увлечением.
Лексико-фразеологические игры.
«Акростих»
Задание: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
С
Спустя рукава
Л
Ломать голову
О
От корки до корки
В
Вставлять палки в колёса
А
Ахиллесова пята
Р
Рукой подать
И
Играть на нервах
К
Как ветром сдуло
Игра-конкурс («Лицедеи»).
Каждый группа получает карточку с заданиями-фразеологизмами. Задача: при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.
Задания на карточках:
Стоять на задних лапках.
Не находить места.
Прикусить язык.
Намылить шею.
Игры по морфемике и словообразованию.
«Золушка»
Задание: разобрать слова в «две корзины»: в одну – где -ок- входит в состав корня, в другую – где -ок- – суффикс.
Игра «Соберём полянку цветов» Коллеги, вы любите цветы? Сейчас мы будем сажать цветы. На улице снег лежит, а у нас в классе будет так красиво! Но сажать цветы будем не все, а только те, в которых есть ЦИ-. Я заранее готовлю карточки со множеством цветов, среди которых и цветы на нужную нам орфограмму. • Учителя образуют две группы, выбирают и сажают цветы на ватмане. Кто быстрее. Нарциссы Астры Гиацинты Гладиолусы Глициния Лилии Цикламены Георгины Настурция Хризантемы Годеция Сирень Циния Тюльпан
4.Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.
Игра «Видимо – невидимо
- Хочу предложить вашему вниманию игру «Видимо – невидимо».
Играть будем командами, потому надо соблюдать правила: работаем только в своей команде, работаем тихо, потому что каждое неосторожное слово может стать подсказкой для другой команды, что уменьшит ваши шансы на победу.
На доске вывешивается плакат, на котором разными цветами крупным и мелким (но различным издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано 12 слов. По истечении 1 мин плакат снимается. А команды записывают все запомнившиеся слова.
Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета.
Проверяющие исправляют ошибки и вписывают «не увиденные» другой командой слова. «Мягкая посадка» При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Склонение». Учитель бросает участникам игры мяч, называет слово. Участник ловит мяч, называет склонение и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Вывод: Дидактические игры при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс становятся эффективным средством повышения мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», – писал Константин Дмитриевич Ушинский. Благодаря игровым упражнениям у учащихся обогащается словарный запас, повышается орфографическая зоркость, ребята стараются следить не только за своей речью, но и речью одноклассников, знакомых. Кроме того, при использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности, умение работать сообща; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Хотя игра на уроке становится серьёзным занятием, ученики не ждут звонка на перемену, а добросовестно выполняют задания, эффективнее усваивают полученные знания, проявляют интерес к предмету.
Заканчивая своё выступление, хочется обратиться к словам Ф.И. Буслаева, вынесенным в эпиграф: «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания». Я надеюсь, что игровые формы, представленные в мастер-классе, помогут сделать уроки интереснее, а в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.
А сейчас я вам предлагаю поднять две руки, если мастер-класс для Вас был полезен и интересен; одну руку, если мастер-класс в целом был интересен, но что-то осталось недосказанным и не поднимать рук, если мастер-класс оказался для Вас бесполезным. Уважаемые участники, прошу Вас зачитать вслух свои ожидания, которые вы написали в начале мастер-класса. Посмотрим, совпадут ли ваши ожидания с тем, что вы сегодня услышали и увидели. Спасибо за внимание!