Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая квест-игра "Поиски клада в царстве русского языка"»
Методическая разработка внеурочного мероприятия
Семенова Ольга Константиновна,
учитель русского языка и литературы
Лингвистическая квест-игра «Поиски клада в царстве русского языка».
Форма проведения: квест-игра.
Участники: учащиеся 6-х классов.
Место проведения: кабинеты школы.
Цель игры: обобщение изученного материала по основным разделам лингвистики; развитие познавательной активности и познавательного интереса к урокам русского языка.
Задачи:
1) развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
2) развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы;
3) формировать навыки самоконтроля и рефлексии;
4) воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи, умение работать группой;
5) воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе игровой образовательной деятельности.
Предметные:
-умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения;
-соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
-уместное использование фразеологических оборотов в речи;
-формирование навыков проведения различных видов анализа слова (морфемного и словообразовательного); определение лексического значения устаревшего слова,
Метапредметные:
-развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
-умение планировать пути достижения целей;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию.
I. Вступительное слово.
Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. Государственным языком нашей страны является русский язык. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.
Изучение русского языка
Нелегко нам даётся пока.
Но идёт по земле новый век,
Должен грамотным быть человек!
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране «Лингвистика»
1.Инструктаж
Мы будем продвигаться от станции к станции, за правильные ответы команда будет получать баллы. И в конце игры, мы посчитаем баллы и определим команду победителей. На каждой станции вас ждут испытания на определённую тему. Прежде, чем отправиться в путь, каждая команда получает свой маршрутный лист (приложение № 1), в которых записывает название своей команды. А эксперт пишет свою фамилию, имя, отчество, выставляет баллы и подписывается.
2.Деление на группы
Чтобы начать путешествие, нам необходимо разделиться на команды. В этом нам поможет волшебный мешочек, в нём лежат ленточки. Каждый из вас должен подойти к мешочку и вытянуть ленточку и привязать на кисть руки. Те, кому попадётся синяя - это команда № 1, те, кому попадётся красная - это команда № 2, кому попадётся белая - это команда № 3. Каждая команда должна выбрать капитана , у которого будут находиться маршрутный лист.
Мы разделились на команды и теперь готовы к путешествию.
Начинаем!
Станция «Ребусная».
Добрый день! Я приветствую вас на станции «Ребусная». А вы знаете: что такое ребус? (ответы учеников прослушать)
Да, правильно: ребус – это занимательная головоломка, загадка, в которой зашифрованы одно или несколько слов с помощью картинок, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу.
Я предлагаю вначале расшифровать слова, которые спрятаны в этих карточках. Слова пишем прямо на листочках. За каждое правильно отгаданное слово получаете по одному баллу.
А теперь вам нужно составить расписание уроков на завтрашний день.
Спасибо за работу!
Ответ: история, ботаника, русский язык, геометрия, рисование, физкультура
Станция «Удивительная фразеология».
1). Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика.
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
2). Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) во все лопатки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско 8) как кошка с собакой
9) душа в душу 9) одержать победу
3). К данным шуточным рисункам подобрать фразеологические обороты.
Ответы: зарубить на носу, водить за нос, из третьих рук, на седьмом небе / витать в облаках,
Станция «Слово в слове».
Собрать слово из данных букв. (снегурочка)
Из букв данного слова составить новые слова –имена существительные в именительном падеже в единственном числе.
4.Станция «Забытые слова»
Добрый день, юные знатоки русского языка!
Я приветствую вас на станции забытых слов. Послушайте стихотворение, им посвященное.
Исчезнувшие слова.
А вам не горько, что в гримасах быта,
В толпе, привыкшей огрызаться зло,
Так много превосходных слов забыто,
Исчезло, кануло во мрак, ушло?
А вам не хочется, чтоб кто-то вдруг
Вас проводил такими вот словами:
«О, да хранит Вас небо, милый друг,
И благоденствие да будет с Вами!»
А как мы называем слова, о которых идёт речь в стихотворении? (Ответ: Это слова, которые вышли из активного употребления в речи, это устаревшие слова).
Вам предлагается вспомнить забытые слова.
Задание: подписать устаревшие названия частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии.
ОЧИ
ДЕСНИЦА
УСТА
ПЕРСТ
ВЫЯ
ДЛАНЬ
ПЕРИ
ШУЙЦА
РАМЕНА
ЧЕЛО
ЛАНИТЫ
5 Станция «И в шутку, и всерьез»
1. Как написать слово "мышеловка" пятью буквами? (кошка)
2. Когда коня покупают, какой он бывает? (мокрый)
3. У человека - одно, у вороны - два, у медведя - ни одного. Что это? (буква "о")
4. Летела стая птиц на рощу. Сели по две на дерево - одно осталось; сели по одной - одного не досталось. Сколько в роще деревьев, а в стае птиц? (три дерева, четыре птицы)
5. Шла баба в Москву, навстречу ей три старика, у каждого старика - по мешку, а в каждом мешке - по коту. Сколько всего шло в Москву? (одна баба)
6. На четырех березах по четыре дупла, на каждом дупле по четыре ветки, на каждой ветке по четыре яблока. Сколько всего яблок? (на березе яблоки не растут)
7. Бежало сорок волков, сколько у них у шей и хвостов? (У шеи хвосты не растут)
8. Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (Из железнодорожного)
9. Когда руки бывают местоимениями? (Вы-мы-ты)
10. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)
11. Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (Без дроби)
12. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
13. Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодня)
14. Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем? (Роман)
15. В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной)
16. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают. (Уши)
17. Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
18 Как написать слово глаз тремя буквами? (Око)
19. Какой город парит в воздухе? (Орел)
20. Что общего в словах: паровоз, самосвал, самолет? (Два корня)
6. Станция «Творческая». Добрый день, дорогие участники лингвистической игры. Я рада видеть вас на станции «Творческая». «Творческая» – значит будем творить, думать, размышлять, сочинять. Я предлагаю вам написать оду великому русскому языку. А что такое ода? (ответы игроков)
Правильно! Ода- это хвалебная песнь кому-нибудь или чему-нибудь.
Одой называют торжественный жанр поэзии, а также стихотворения, посвященные важным историческим событиям или героям. Это слово происходит из древнегреческого языка и переводится как «песнь». В античную эпоху одой называли хоровое пение, например, в честь победителя спортивных соревнований.
На выполнение задания дается 5 минут
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Вед 1Дорогие друзья! Вот и пройдены нашими командами все станции, и мы снова вместе. Пора подводить итоги.
Вед 2Многие из вас показали блистательные знания, умения владеть удивительными законами русского языка, проявили любовь к нему, узнали что-то новое, интересное.