Просмотр содержимого документа
«Лингвистический брейн-ринг»
Классный час "Лингвистический брейн-ринг"
Цели:
активизировать познавательную деятельность детей,
развивать логику, интеллект,
способствовать повышению интереса к изучению русского языка,
воспитывать чувство коллективизма.
Ход игры:
1 этап:
Вопрос 1.
Среди всех книг, созданных человечеством, на первое место по общему тиражу изданий занимает Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово? (Ответ: книги)
Вопрос 2.
соберите слова, а из полученных слов восстановите пословицу.
(Ответ: Порядок время бережет)
Вопрос 3.
Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника: “Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский”.
- Как вы думаете, он сможет стать артистом?
- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Евстигнеев берет ручку и пишет.
Вопрос: Какое слово и как написал артист?
(Ответ: Никада)
Вопрос 4.
Перед вами фразеологизм “От а до я”. Назовите греческий вариант.
(Ответ: От альфы до омеги)
Вопрос 5.
Тимур Кизяков, ведущий передачи “Пока все дома”, однажды закончил выпуск так: “Для тех, кто смотрел с самого начала, и для тех, кто подключился только сейчас, сообщаю: Вы просмотрели передачу “Пока все дома””
Почему ведущий смог объединить тех, кто смотрел с самого начала, и тех, кто подключился только сейчас?
(Ответ: Глагол просмотреть имеет несколько значений, в том числе: 1) осматривая, ознакомиться с чем-либо; 2) пропустить. Зрители просмотрели программу либо в 1-м, либо во 2-м значении)
Вопрос 6.
На ценниках в магазине часто пишут мясо говядины, мясо свинины. Правильно ли оформлены такие ценники?
(Ответ: Неправильно. Говядина – “это мясо коровы или быка как пища”, а свинина – “свиное мясо как пища” (Словарь русского языка С.И. Ожегова). Нужно писать: говядина, свинина)
Вопрос 7.
Хоть и мала я, но взгляни: Весь мир я отражаю. Но одну букву замени – Я по болоту зашагаю.
Ответ: (Капля – цапля)
Вопрос 8.
Объясните значение архаичного существительного в составе фразеологизма “У черта на куличках”.
Некоторые нарицательные имена являются эпонимами, то есть восходят к именам собственным. Например, брюки (по названию города Брюгге, откуда в Россию ввозилось сукно брюкиш) или гобелен (по имени красильщиков Гобеленов, работавших в Париже с XV века. А как появилось слово “хулиган”?
(Ответ: По имени владельца постоялого двора близ Лондона ирландца Хулигэна, жившего в XVIII век и имевшего скандальный характер)
Вопрос 10.
Какое значение имеет слово скрижаль, которое употребляется в выражении “Запечатлеть на скрижалях истории”?
(Ответ: Скрижаль – “каменная плита; доска с написанным на ней священным текстом”)
Вопрос 11.
Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – “голыми руками”), кайф (в арабском – “послеполуденный отдых”), шабаш (в еврейском - суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает “большой ветер”.
(Ответ: Тайфун)
Вопрос 12.
Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. “Как тебя зовут?” - спросили они его. “А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: “Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика?
(Ответ: Петя)
Вопрос 13.
Я цвет одинаковый часто имею: И с г зеленею, и с к зеленею, Но с к вам со мною рискованно быть: Могу и до слез довести, и убить.
(Ответ: Лук – луг)
Вопрос 14.
Вставьте пропущенные слова в составе фразеологизмов: ахиллесова ____, мамаево ____, прокрустово ____, потемкинские ____, ариаднина ____, прометеев ____, эзопов ____, пиррова ____, дамоклов ____, филькина ____.
Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
К чему, кроме океана, обращается герой стихотворения и что обозначает этот архаизм?
(Ответ: Ветрило – парус)
2 этап:
Вопрос 1.
В поэме А. Твардовского “За далью - даль” есть строки:
И все, от корки и до корки, Что в книгу вписано вчера, Все с нами – в силу поговорки Насчет пера и топора.
Какую поговорку имеет в виду автор?
Какой фразеологизм использован в этих строках?
(Ответ:
Что написано пером, не вырубишь топором.
От корки до корки)
Вопрос 2.
“В сборную военного округа по волейболу вошли 11 человек: … моряка, … пехотинца, … сапера и … танкистов”, - писал в окружной газете капитан сборной танкист Петров.
Объясните значение архаичного существительного во фразеологизме “быльем поросло”.
Ответ: Былье – трава, отсюда былинка.
Вопрос 4.
Из местной радиопередачи:
Потерялась собачка (далее следует описание).
Нашедшего просьба позвонить по телефону …
Как вы исправите это объявление?
(Ответ: Нарушена сочетаемость слов. При сущ. просьба зависимое слово должно иметь форму Д.п. с предлогом к. Правильно: Просьба к нашедшему позвонить… А лучше: Нашедшего просят позвонить…)
Вопрос 5.
Очко получит та команда, которая первой вспомнит и произнесет две пословицы или поговорки, в состав которых входят краткие прилагательные.
Возможные ответы.
Мал золотник, да дорог.
Долг платежом красен.
Вопрос 6.
Серый Волк придумал несуществующее слово “рочь” и спросил у трех поросят, к какой части речи оно относится.
Ниф-Ниф сказал: “Это сущ. женск. рода”.
Нуф-Нуф сказал: “Это сущ. мужск. рода”.
Наф-Наф сказал: “Это глагол”.
Кто из поросят неправ?
(Ответ: Нуф-Нуф)
Вопрос 7.
Вы все, вероятно, ели манную, пшенную и перловую каши, приготовленные соответственно из манной, пшенной и перловой крупы. А из каких злаков готовится каждая из этих круп?
(Ответ:
Манная – из пшеницы,
Пшенная - из проса,
Перловая – из ячменя)
Вопрос 8.
В романе К. Симонова “Солдатами не рождаются” Синцов спрашивает одного командира о настроении. Тот отвечает:
- Настроение среднее. И нанес, и понес. Немцев при их контратаках положили – снег черный, но и потеряли много.
И нанес, и понес. Компонентами каких фразеологизмов являются эти слова?
(Ответ: И нанес урон (противнику), и понес потери (сам))
Вопрос 9.
Отрывок из стихотворения Б. Слуцкого:
Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся, Служивший многим людям оборот. Я поверну его наоборот, И он, привычной тяжести лишившийся, Ввысь воспарит и ринется вперед.
Сколько в этом отрывке причастий и причастных оборотов?
(Ответ: 4 причастия, 2 причастных оборота)
3 этап:
Вопрос 1.
Даны звуки [л?], [с?], [т?], [э].
Какие три русских слова можно составить из этих звуков (в каждом слове должны быть использованы все звуки, притом только один раз).
(Ответ: Лесть, лезть, сельдь)
Вопрос 2.
“Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы.
(Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово “байка”)
Вопрос 3.
Какое слово можно составить из 3-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита?
В каком слове при произношении звучат только твердые согласные?
(Ответ: Драться)
Вопрос 5.
Откуда взялось выражение “жить на широкую (большую) ногу?”
(Ответ: В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”)
Вопрос 6.
Найдите заимствованные слова во фразе “Устами младенца глаголет истина”. Замените их исконно русскими соответствиями.
(Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда)
К какой из этих пар можно прибавить еще хотя бы одно существительное.
(Ответ: Отпор – ропот – топор)
Вопрос 8.
У нее забирают, а она все больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала.
О чем речь?
Ответ: Яма (конец и начало алфавита).
Вопрос 9.
В.И. Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Например, агитатора заменить волнователем, эгоиста – себятником, а фиолетовый цвет – сине-алым. Какое заимствованное слово должно было заменить, по мнению В.И. Даля, слово “глазоем”?
(Ответ: Горизонт)
Вопрос 10.
Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких трех новых слов получились у вас.