«Весёлая грамматика»
Ведущий: Начинается грамматика с написания палочек, а кончается правом открыть дверь в любую другую науку. Значит, она и есть самая главная. Это наука строгая , беспорядки и путаницы не терпит.
Грамматику нужно учить и знать всем ребятам.
1-ый чтец.
Не зная орфоэпии
Во всём великолепии,
Не ощутить её волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Но не то, что нужно, ставят под удар.
Умён шофёр на многие
Не лета , лета,
И дверь за ним не заперта
Была не заперта.
Не шофёр, а шофёр,
Не фарфор, а фарфор-
Был оглашён не приговор,
Судебный приговор.
Показывается инсценировка «Одеть или надеть».
Ведущий: Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь.
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь.
Один ученик рассказывает сказку о приставках ПРЕ и ПРИ.
2 –ой чтец. Прибыл ли поезд, приплыл теплоход.
Космонавт прилетел из Вселенной.
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при несомненно.
При или пре, при или пре?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри-
Сразу получишь ответ.
Ведущий: В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные.
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется,
Проникнув в тайны фонемы
Осилим мы эти проблемы.
Инсценирование отрывка, где рассказывается о глухих и звонких согласных.
Ведущий: А теперь отгадайте загадки
Со звонким на конце он значит
Примерно то же, что не стар.
С глухим – по наковальне скачет.
Звенит в ушах его удар.
(молод – молот)
Когда я с Т, на мне плывут,
Когда я с Д, меня сорвут
(плот – плод)
3 –й чтец: День вступил в свои права,
Слова в дверь стучат снова.
Молотки взвалив на плечи,
Поклонились мне слегка.
- Мы слова из русской речи,
Из родного языка
Одинаково нас пишут,
Но по-разному нас слышат,
Мы собой лицом схожи,
Но по смыслу далеки.
Я спросил их: «А на что же вам, ребята, молотки?
- Властен ты над смыслом слова!
Всё зависит, знай дружок,
По спине какого слова
Нас ударит молоток.
4 – ый чтец: Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, обозначено словами,
Они слышны и здесь и там, на улице и дома
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
«Что такое море?» - инсценировка
Ведущий: Ответьте на вопросы – шутки.
Какой наряд нельзя надеть в праздник? ( наряд – заказ)
На какой плите нельзя приготовить обед? (на бетонной плите)
Какой ячмень нельзя молотить? ( ячмень на глазу)
Какая порода рыб самая ценная? (золотая рыба)
5 –ый чтец: Существительное – «школа»
«Просыпается» - глагол.
С прилагательным «весёлый»
Новый школьный день пришёл.
Встали «мы» - местоимение,
Бьёт числительное «семь».
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречие «отлично»
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
«Не» и «ни» у нас частицы.
Нам их надо повторять.
Но при этом не лениться
И ни часу не терять.
6 – ой чтец. Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо – тихо,
И во всём была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И когда стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И веляя хвостом уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по траве свежей
Шёл суразный допеха и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки,
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Чтение сказки «Служебные слова».
1 –ый чтец. Попробуйте ни в чем не сомневаться!
Попробуйте ничего не утверждать!
Попробуйте ни о чём не мечтать!
Сможете прожить?
Не сможете!
Ведущий: Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день, каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
2 – ой чтец. Люблю тетя, грамматика!
Ты у меня и строгая,
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Ведущий: Итак, мы сыграли,
Соревновались, узнавали.
Все старались, работали
увлечённо. Молодцы!
До новых встреч.