Даное мероприятие можно использовать при проведении недели русского языка в школах с украинским языком обучения.Подобранный материал способствует актуализации знаний по русскому языку, развивает логику, творческое мышление, прививает интерес к изучению языка. Игра проводится между учащимися 7-8-9 классов в три тура.Во время выполнения заданий предусмотрены игры с болельщиками, за правильные ответы баллы добавляются командам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лингвистическая игра"В мире слов"("Брейн-ринг") »
Неделя русского языка
Лингвистическая игра«В мире слов»( "Брейн - ринг")
Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов, словари (орфографические, толковые, иностранных языков, фразеологизмов).
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его: Н.В.Гоголь
Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: А.Н. Толстой
Цели:
Актуализировать знания по русскому языку;
Развивать логику, творческое мышление;
Научить быстро и правильно выполнять задания;
Привить чувство уважения к русскому языку.
Проведение игры "Брейн - ринг"
Вступительное слово учителя. Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим соревнования юных филологов. Встречаются 3 команды: из 7,8,9 классов. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями. Команды приглашаются на сцену
Представление команд. Первым конкурсом будет конкурс представления команд. В нем команды должны представить следующее: - название команды; - девиз; Чтец 1: Сегодня у нас праздник русского языка. Русский язык богат, велик, могуч. «Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромную власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н.Бердяев. Чтец 2: Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.
Чтец 3: Итак, сегодня в нашем зале встречаются сильнейшие представители 7,8 и 9 классов. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает языковые загадки; мы определим самых умных, мудрых и находчивых любителей русского языка.
Чтец 1: девиз нашей игры:дерзайте, думайте, размышляйте!
О русском языке недаром написано столько хороших, задушевных строк, стихотворений. «Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его»,- писал Н.В.Гоголь.
Чтец 2:«Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»,- так красиво сказал А.Н. Толстой.
Чтец 3:«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»,- А.И.Куприн.
Слово учителя. Правила игры: Игра состоит из трёх туров. В каждом туре за правильные ответы выставляются баллы. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не ответившая на 3 вопроса, выбывает из игры. Победителем будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков.
Проводится жеребьевка.
После жеребьевки команд начинается игра.
Первый тур:
1.О каких знаках препинания идет речь?( по 1 баллу).
(7кл.)Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало - Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак)
(8кл.)Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу - За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак)
(9кл.)Известно миру с давних пор, Что знак я немаловажный И не окончен разговор: И начинает думать каждый. (Многоточие)
2. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?(общий вопрос) (Буква ё) 1 балл.
3. Составьте предложение из 6 (минимум) слов, начинающихся на букву -П или –О(для всех команд, время -3 минуты) – по 2 балла.
4.Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?- по 1баллу.
4А. Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");
Спустя рукава ("Трудиться неохотно");
Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").
4Б.Дать обьяснение выражениям, синонимичны ли они:
а) ума палата, семи пядей во лбу, голова на плечах, котелок варит;
б) ни то ни сё, так себе, ни бэ ни мэ, не ахти какой, ни бельмеса;
в) ни холодно ни жарко, хоть бы хны, до лампочки, ноль внимания
5. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, и закончите их.( можно раздать на листиках вторую часть) ( по 3 вопроса- 3 балла)
7кл. Весна красна цветами,:(а осень снопами)
8кл. Весною час упустишь - : (годом не наверстаешь)
9кл. Осень прикажет, а : (весна свое скажет)
7кл. Декабрь год кончает, а : (зиму начинает)
8кл. В зимний холод : (всякий молод)
9кл. Ни в марте воды, : (ни в апреле травы)
7кл. Лето припасает, а : (зима поедает)
8кл. Где в апреле река, : (там в июле лужица)
9кл. Один день (год кормит)
6.Объясните написанные словосочетания:
Грамотный водитель - ("обладающий знаниями в вождении транспорта")
Грамотное сочинение - ("не содержащее ошибок")
Грамотный ученик - (умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить)
Превратите слово "мел" в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число (сделать конечный согласный мягким).
Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастерка? Используйте толковый словарь. (Гимн - торжеств. песня-символ, гимназист - учащийся гимназии, гимнаст - спортсмен, гимнастерка - верхняя рубашка. Данные слова не являются однокоренными)
8 кл.
1. Доскажи словечко. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят ( водой не разольёшь)
Мы исходили городок Буквально вдоль ( и поперёк) И так устали мы в дороге, Что еле ( волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь( медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова Поют ,кто в лес ( кто по дрова) Ребята слушать их не станут От этой песни уши ( вянут)
3.Запиши эти имена существительные во множественном числе. Курица, ребёнок, чудо, небо, человек.(курицы, дети, чудеса, небеса, люди)
9 кл.
1.Как называются жители этой страны. Франция- Япония- Россия-Испания- Англия- Дания-Норвегия -Индия (французы, японцы, россияне, испанцы, англичане, датчане, норвежцы)
2. Перечислить по порядку с помощью наречий(прислівників) пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
3.Определите, где предлоги, а где наречия (прислівники).
Вокругстояла тишина;(наречие)
Туристы расположилисьвокругкостра.(предлог)
Не мешай слушать,послерасскажешь.(наречие)
Посленебольшого отдыха все запели. (предлог)
Третий тур: (*по 3 балла)
Задание творческого характера: разгадайте шарады.
7 кл.
Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:
Здорова. Прибываю в полном благополучии.
Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?
(Прибывать – приходить, приезжать куда-либо; Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии).
8 кл.
1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ.
2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.
3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?
(коснуться)
9 кл.
Образуйте имена от следующих сочетаний слов: напр.борющийся заславу(Борислав — Борис), владеть миром (?), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая людям ( ? ).
Глаголу «ПОГИБНУТЬ» соответствует фразеологический оборот:
а) сломать шею б) потерять голову в) сложить голову г)слететь с катушек
Можно сказать «Благодарю за внимание!» в ситуации, если:
а) Вам вручили награду за участие в олимпиаде.
б) Мама отнесла в ремонт Ваши часы.
в) Вы закончили выступление на конференции.
г) Сосед поинтересовался Вашими успехами
Итог игры:
Подсчет набранных баллов.
Определение победителя.
Вручение призов.
Чтец 1: Надеемся, что сегодняшняя игра не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
Чтец2:Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя. Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: "Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку”.
Чтец3: Закончим наше мероприятие словами К. Г. Паустовского о русском языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.. .Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»
Слово учителя .Помните слова известного русского писателя-классика И. С. Тургенева: «Берегите …прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки Пушкин! Берегите чистоту языка, как святыню!
ВОПРОСЫ для болельщиков.
1. Какого цвета был вертолёт, на котором прилетел волшебник из «Песни крокодила Гены»? 1 – ЖЁЛТЫЙ; 2 – КРАСНЫЙ; 3 – ЗЕЛЁНЫЙ; 4 – ГОЛУБОЙ; 5 – РОЗОВЫЙ. Правильный ответ: 4 – ГОЛУБОЙ.
5. Кто из писателей является автором сказки «Красная Шапочка»? 1 – АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ; 2 – КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ; 3 – ДЖАННИ РОДАРИ; 4 – ДОРА АЛОНСО; 5 – ШАРЛЬ ПЕРРО. Правильный ответ: 5 – ШАРЛЬ ПЕРРО.
6. Как называлась харчевня, в которую заходил Буратино с лисой Алисой и котом Базилио? 1 – ДВА БАНАНА; 2 – ДЕВЯТЬ НЕГРИТЯТ; 3 – ТРИ ТОЛСТЯКА; 4 – ТРИ ПЕСКАРЯ; 5 – ТРИ ПОРОСЁНКА. Правильный ответ: 4 – ТРИ ПЕСКАРЯ.
Ученик и ученица читают стихотворение В. Солоухина
Слово о словах
1.Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово
То рождено теплом души.
2.Оно то жаворонком въётся,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
3.Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
4.Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Учитель. Какими словами вы дарите радость родителям, друзьям, а какие слова ранят и огорчают их?
Дети называют «радостные» слова: люблю тебя, моё солнышко, ты-настоящий друг, умница, молодец, горжусь тобой и т.д. Называют и «огорчающие» слова: отстань, ты мне надоел, балбес, бестолковый и т.д.
Учитель. Давайте пригласим на наш праздник этикетные слова, пусть они нас порадуют. Выходят ученики и обращаются к одноклассникам, используя в речи этикетные слова: добрый день, привет, здравствуй; всего доброго, желаю удачи, до свидания; будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас; извините, не сердитесь и т.д.
Учитель. Чем чаще, к месту, искренне будете употреблять этикетные слова, тем приятнее будет с вами общаться, тем доброжелательнее будут к вам относиться
Конкурс. В мире пословиц. Покажите жестами, телодвижениями, танцами смысл пословицы
1 команда 1) Сытый голодного не разумеет. 2) Мал телом, да велик делом. 3) Любишь брать - люби и отдать.
2 команда 1) Любишь кататься, люби и саночки возить. 2) Мягко стелет, да жестко спать. 3) Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Вопросы - шутки. 1 команда 1) Чем кончаются день и ночь? 2) Что стоит посредине земли? 3) Чем кончается лето и начинается осень?
Поиграем в ПАЛИНДРОМЫ. Палиндром – перевертыш, слово или фраза, которые читаются совершенно одинаково с начала и конца. В сказке «Приключения Буратино» Мальвина заставляла писать Буратино такую фразу. Ребята, может быть, кто-нибудь вспомнит? Дети. «А роза упала на лапу Азора». Молодцы, вот вам еще один примеры - надписи палиндромов «Коту тащат уток», «Кит на море романтик».) Прочитайте и поймете, что от вас потребуется. Вот вам по листку бумаги, ручка, у вас три команды. Я даю вам подсказку. Первое слово – жили на Дону, в Запорожской Сечи, им был Тарас Бульба, у них огромные широкие штаны и длинный чуб. Писатель Гоголь очень часто рассказывал в своих книжках о них (КАЗАК). Второе слово, так называться деньги, богатства, которые получают бизнесмены (ДОХОД). Этот звук раздается, когда слоны идут на водопой или ребята бегут в столовую (ТОПОТ). Домик, сделанный из веток в лесу или саду (ШАЛАШ). Теперь покажите Несмеяне, что у вас получилось, и мы узнаем, кто победил. Дети отдают листочки со своими записями, подводятся итоги, выявляется победитель.