концепция-представление учителя русского языка и литературы
Концепция-представление учителя русского языка и литературы
Говорят, Бог дал каждому своё предназначение. Моё - учить и воспитывать детей. Хотя я и не мечтала об этом, но сегодня могу с уверенностью сказать, что моя судьба состоялась.
Задача учителя — поднять детей до своего уровня, тогда его роль будет выполнена. «Будь как я!» Будь лучше меня!» А поэтому учитель должен являть собой сильную, яркую, интересную, способную вести за собой личность.«Почему, обучаясь русскому языку в школе, дети плохо пользуются языком как инструментом общения в повседневной жизни. Что необходимо сделать педагогу, чтобы изменить ситуацию?» Как возможный вариант решения обозначенной проблемы предлагается реализация практико-ориентированного подхода к организации обучения русскому языку на основе Приближения реальной речевой ситуации и повседневного общения к процессу обучения, с формированием нового содержания образования, соответствующего запросам современного информационного общества, специфике социальных коммуникаций.Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и задача учителя -стать им другом, раскрыть богатство их душ. Школа - самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«концепция-представление учителя русского языка и литературы »
Учитель — это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно. К. Д. Ушинский
Говорят, Бог дал каждому своё предназначение. Моё - учить и воспитывать детей. Хотя я и не мечтала об этом, но сегодня могу с уверенностью сказать, что моя судьба состоялась.
При виде веселых и грустных , смешных « озабоченных детских глаз радуюсь наступлению очередного школьного дня. Меня тянет к ребятам, к моим умницам и хулиганам, тихоням и задирам. Вместе с ними переживаю неудачи, радуюсь их успехам.
Думаю, всё зависит от учителя. В учителе ученику всё должно быть интересно, начиная с его внешнего вида и заканчивая тем, что «несёт» учитель с собой на урок. Задача учителя — поднять детей до своего уровня, тогда его роль будет выполнена. «Будь как я!» Будь лучше меня!» А поэтому учитель должен являть собой сильную, яркую, интересную, способную вести за собой личность.
В образовании много проблем: отсутствие материальной базы, снижение авторитета учителя и образования в целом, исчезновение приоритета высшего образования (образования не ради денег, а ради знания, истины). Однако есть люди, которые сохранили высокое звание - Учитель. Есть на кого равняться.
Судьба будущей России - в руках школьного учителя. Учителю, прежде всего, нужно продумать и прочувствовать до конца своё великое предназначение. Он не специалист по ликвидации безграмотности, а, прежде всего, воспитатель души. Поэтому для него важно самому ясно понять, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить, укреплять и развивать совесть, достоинство, честь, патриотизм.
«Языку мы учимся и должны учиться непременно до последних дней своей жизни» - вот лозунг уроков русскою языка
Процессы модернизации современного образования обозначили проблему формирования у обучающихся не столько абстрактно-теоретических, сколько социально-практических знаний, умений и навыков, в том числе и в процессе обучения русскому языку. Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить и трудиться сегодняшним школьникам. Однако, очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих школьников и требованиями, предъявляемыми к уровню образованности будущего поколения.
Я считаю, что Формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения от межличностной до корпоративной особенно актуально сегодня, когда необходимо динамично и грамотно ориентироваться в захлестывающем потоке самой разнообразной информации. Развитие и образование подрастающего поколения — процесс, практически непрерывный: они учатся и развиваются не только, даже не столько в школе, сколько под влиянием семьи, социума, окружения подростков, средств массовой информации, Интернета.
Наверное, я счастливый человек! Если у меня хотя бы один урок из двадцати получится такой, что я вижу свет в детских глазах, если я чувствую, что мы с ними поднимаемся по ступенькам знаний и они понимают, как это прекрасно, если звенит звонок, а они не спешат домой, а приходят ко мне в класс, я понимаю: не зря живу на этом месте!
Но, педагогическая теория немыслима без образовательной практики. Длительное наблюдение и анализ системы преподавания русского языка в школе, связанные с исследованием проблемы формирования коммуникативных способностей обучающихся, по сути, предполагали поиск ответа на вопросы: «Почему, обучаясь русскому языку в школе, дети плохо пользуются языком как инструментом общения в повседневной жизни9 Что необходимо сделать педагогу, чтобы изменить ситуацию?» Как возможный вариант решения обозначенной проблемы предлагается реализация практико-ориентированного подхода к организации обучения русскому языку на основе Приближения реальной речевой ситуации и повседневного общения к процессу обучения, с формированием нового содержания образования, соответствующего запросам современного информационного общества, специфике социальных коммуникаций.
Поэтому я считаю, что педагогические условия должны включать в себя содержательный, организационный и мотивационный компоненты, то есть:
1) содержание образования будет расширено дополнительными курсами обучения, в рамках которых развитие вербальных коммуникативных способностей будет рассматриваться как специальная педагогическая задача; в процессе обучения использовать интерактивные образовательные технологии, включающие в себя различные модификации деловых игр и тренингов, а также технологии работы с текстами;
коммуникативное пространство в процессе обучения будет специально создано посредством организации продуктивного диалога в малых группах, с обеспечением благоприятного психологического климата.
Я думаю, что Реализация этих условий обеспечит развитие устной и письменной речи, значительно повысит активность в игровой, коммуникативной и учебной деятельности, а также сформирует потребности в проявлении инициативы, самостоятельной познавательной активности, готовность к дальнейшему самообразованию.
В своей работе я использую новые образовательные технологии интерактивного характера, которые предполагают другую систему взаимоотношений, предоставляют возможности освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы, индуцируют мыслительную деятельность учеников, позволяют освоить практически приемы и стратегии делового взаимодействия. Именно в игре участникам открываются новые, а часто и неожиданные смысловые связи, распознать которые, перебирая разнообразные варианты поведения, — одна из задач интерактивных технологий обучения.
Так как , В основе интерактивных технологий, используемых в практике, лежат диалогические методы, обеспечивающие взаимодействие субъектов и взаимную активность, и полилогические формы, организующие многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением эффективной ее реализации. Таким образом, разнообразные интерактивные технологии позволяют организовать процесс обучения, в котором с небольшими временными затратами происходит эффективное развитие вербальных коммуникативных способностей школьников, а также развитие навыков группового взаимодействия, а через него — приобщение к культуре принятия решений, к участию в процессе организации и управлении деятельностью.
Игровые технологии способствуют формированию у школьников не только вышеперечисленных умений и навыков коммуникативного и организаторского характера, но и создают психологическую готовность к групповому взаимодействию на основе индивидуального творчества, инициативы, генерирования идей и обсуждения их для достижения оптимального результата.
Все это позволяет говорить Об эффективности использования интерактивных образовательных технологий, включающих различные модификации деловых игр, технологии работы с текстом, и их влиянии на социальные параметры вербальных коммуникативных способностей школьников.
Уделяя большое внимание формированию умения «видеть» структуру слова, определять значение морфем, и в первую очередь корня, так как это во многом способствует успешной работе по предупреждению одной из самых распространенных ошибок — ошибки в написании безударной гласной в корне, особенно в глаголах. Принадлежность слова к той или иной части речи учащиеся определяют сами, что в значительной степени помогает формированию умения «узнавать их в лицо». Затем эти слова многократно «пропускаются» через различные виды работ: орфографические и словарные диктанты, тренировочные упражнения, задания, связанные с анализом структуры слова, тренировочные работы
Опыт показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным.
Один из приоритетов образовательной политики России - формирование интеллектуальной элиты общества. Выявить одаренных детей, содействовать развитию их способностей, нравственного и духовного потенциала, творческой индивидуальности - важнейшая задача.
Воплощение основных идей этой концепции в практику работы приводит к следующим результатам:
формируется умение работать с информацией;
развиваются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
исчезают неуспевающие, увеличивается число «хорошистов»;
повышается активность учащихся, растет интерес к предмету;
становится меньше бездельников, больше увлеченных ребят.
Мне хочется видеть в своих учениках людей вежливых, добрых, отзывчивых и вместе с тем справедливых и принципиальных. Я понимаю, доброту не воспитаешь, но добро всегда откликается на добро, поэтому строю свои отношения с учениками на доверии и взаимопонимании.
Наверное, я счастливый человек! Если у меня хотя бы один урок из двадцати получится такой, что я вижу свет в детских глазах, если я чувствую, что мы с ними поднимаемся по ступенькам знаний и они понимают, как это прекрасно, если звенит звонок, а они не спешат домой, а приходят ко мне в класс, я понимаю: не зря живу на этом свете!
Мне очень хочется всегда идти рядом со своими учениками, нога в ногу,
чтобы никто не отставал, и даже
лучше бы опережал. Хочется
быть уверенной, что чему-то
научила их в этой жизни.
Мне нравится, когда у ребенка загораются глаза. Радость, которую он испытывает, побуждает его к новым победам. И наоборот, когда зачёт или диктант плохо написаны, мне обидно, что затраченные усилия не увенчались успехом, я понимаю, что это шаг назад, который отдаляет меня от ученика.
Мне очень хочется всегда идти рядом со своими учениками, нога в ногу, чтобы никто не отставал, и даже лучше бы опережал. Хочется быть уверенной, что чему-то научила их в этой жизни.
У каждого времени свой путь к познанию. У нашего - личностный, творческий. Школьники хотят учиться, но на демократической основе. И на помощь приходит общение. Общение - это урок Сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок Свободы. Уверена, что путь от сердца к сердцу, от души к душе можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Убеждена, что любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети!
Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и задача учителя -стать им другом, раскрыть богатство их душ. Школа - самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее!