«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
_____________ Е.А. Шевырина
«______»_______________2022 г.
контрольно-измерительный материал
по дисциплине
ОУД. 01 РУССКИЙ ЯЗЫК
для специальностей
13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»
РАССМОТРЕНО
СОСТАВИЛ
на заседании предметно (цикловой) комиссии общеобразовательных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Е.М.Ковина
Протокол
№
от «
__
»
____________
2022 года
Председатель ________ Г.П. Трушникова
ОДОБРЕНО
Заведующий
структурным
подразделением
___________ М.К. Рябкова
_
Добрянка, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 3
1.1 Область применения контрольно-измерительных средств 3
1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации 4
1.3. Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации 7
2. Комплект оценочных средств 12
2.1. Задания для проведения текущего контроля 12
3. Материалы для экзамена 47
1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 1.1 Область применения контрольно-измерительных средств
Результатом освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература: русский язык» является совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой); совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Формой аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Тип задания;
№ задания
Форма аттестации
• предметные:
сформированность представлений о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформированность ценностного отношения к русскому языку;
совершенствование умений создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов; объем диалогического высказывания - не менее 7 - 8 реплик); совершенствование умений выступать публично; представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач;
сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; совершенствование умений понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения - не менее 150 слов);
совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения - 450 - 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); совершенствование умений создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;
сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; формирование системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические); совершенствование умений применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщение знаний об основных правилах орфографии и пунктуации, совершенствование умений применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; сформированность умений работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате;
обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы);
обобщение знаний об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
совершенствование умений использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
тестирование
Формы контроля знаний: текущий, тематический, рубежный, итоговый.
Промежуточная аттестация – экзамен
1.3. Распределение типов контрольных заданий при текущем контроле знаний и на промежуточной аттестации
Содержание учебного материала по программе учебной дисциплины
Типы контрольного задания, номер
Тестовые задания
Практические и лабораторные работы
Самостоятельная работа
Задания для экзамена
Введение
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Практическое занятие № 1 Освоение общих закономерностей лингвистического анализа
+
Тема 1.1.Виды речевой деятельности
+
Практическое занятие № 2 : Анализ стилевых разновидностей письменной и устной речи
Практическое занятие № 3:
Освоение видов переработки текстов
Практическая работа № 4:
Функциональные стили речи и их особенности
Практическое занятие № 5:
Определение стилей речи
Практическое занятие № 6:
Составление текста заданного стиля
Раздел 2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
+
Тема 2.1. Фонетические единицы
+
Практическое занятие № 7: Сопоставление устной и письменной речи
Практическое занятие № 8:
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Раздел 3 Лексика и фразеология
+
Тема 3.1. Слово, его лексическое значение. Толковые словари.
Практическое занятие № 9:
Лексический и фразеологический анализ слова.
Практическое занятие № 10:
Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
Практическое занятие № 11: Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.
Раздел 4 Морфемика, словообразование, орфография
+
+
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова
Практическое занятие № 12:
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Практическое занятие № 13:
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.
Практическое занятие № 14: Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ
Практическое занятие № 15:
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами
Раздел 5. Морфология и орфография.
+
+
Тема 5.1.Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Практическое занятие № 16:
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения
Практическое занятие № 17:
Основные выразительные средства морфологии. Глагол, причастие, деепричастие, наречие
Практическое занятие № 18:
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Предлог, частица, союз, междометия и звукоподражательные слова.
Практическое занятие № 19:
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
+
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса.
+
Практическое занятие № 20:
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий
Практическое занятие № 21:
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Односложное простое предложение.
Анализ структуры и семантики простого и сложного предложения.
Практическое занятие № 24:
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др.
Практическое занятие № 25:
Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Практическое занятие № 26:
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
2. Комплект оценочных средств 2.1. Задания для проведения текущего контроля
(содержание всех заданий для текущего контроля)
Комплект оценочных средств содержит в себе следующие типы заданий: тестовые задания по каждому разделу. В каждом задании по несколько примеров и вариантов.
Контрольный срез
(входной контроль)
Условие выполнения заданий:
1.Задания выполняются в аудитории во время занятий.
2.Максимальное время выполнения заданий 40 минут.
Критерии оценок:
Итоговый балл выставляется по 40 бальной шкале на основе баллов, полученных за выполнение всех заданий работы.
-оценку «2»-если набрали 27 баллов и менее;
-оценку «3» -если набрали 28-32 балла;
-оценку «4» -если набрали 33-36 баллов;
-оценку «5»-если набрали 37-40 баллов.
Вариант 1
I. Выбрать единственный верный ответ
1. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук?
А) нАчали
Б ) искрА
В) принЯл
г) свеклА,
2. В каком слове на месте пропуска пишется О?
А) обозн..чать
Б) созд..вать
В) изв..яние
Г) прик..сновение
3. В каких словах пишется НН?
А) ветре..ый день
Б) свяще..ый долг
В) серебря..ый
Г) отечестве…ая,
4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) Свои (не)былицы он с удовольствием рассказывал всем своим друзьям.
Б) Этот человек (не)лишен воображения.
В) Его (не)доумевающий взгляд я надолго запомнил.
Г) (Не)смотря на сгущавшиеся на небе тучи, мы все-таки отправились на прогулку.
5. Какое слово пишется через дефис?
А) (пол)листа
Б) (как)будто
В) (пол)часа
II. Соотнести правый и левый столбики
6. Соотнести части речи с примерами
а) причастие 1) подбрасывая;
б) деепричастие 2) увешанные;
в) прилагательное 3) ветреный.
III. Разделите по группам
7. Разделите слова на части речи.
А) Имя существительное 1) Любовь
Б) Имя прилагательное 2) Железный
3) Миллионный
В) Имя числительное 4) Каталог
5) Несколько
Г)Местоимение 6) Там
7) Самый
Д)Наречие 8) Сорок
9) Тебе
10) Трое
8 . Распределить по группам слова:
А) слитное 1) пол(года)
Б) раздельное 2) бок(о)бок
В) дефисное 3) ни(кто)
4) все(таки)
5) кто(нибудь)
6) пол(Европы)
7) точь(в)точь
8) по(английски)
9) выйти за(муж)
10) бледно(лицый)
IV. Восстановите последовательность
9. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
1. «Конец кабинетным спорам могли положить лишь практические поиски, которые и начал в конце 19 века князь Щербатов, директор Исторического музея».
2. «Под Тайницкой башней Кремля найдена была большая и высокая подземная палата с прекрасно сохранившимися белокаменными сводами, а под Арсенальной башней нашли ход, круто уходивший вниз, разветвляясь в двух направлениях».
3. «Больше ста лет идут споры о том, существовала ли библиотека Ивана Грозного и могла ли сохраниться до наших дней».
4. «Книг найти не удалось, но были небезынтересные открытия».
А) 1,3,4,2 В) 3,4,2,1
Б) 2,1,4,3 г) 3,1,4,2
10. Указать верную характеристику предложения.
«Книг найти не удалось, но были небезынтересные открытия».
А) сложносочиненное
Б) сложноподчиненное
В) сложное бессоюзное
Г) сложное с бессоюзной и союзной связью
Контрольный срез
(входной контроль)
Условие выполнения заданий:
1.Задания выполняются в аудитории во время занятий.
2.Максимальное время выполнения заданий 45 минут.
Критерии оценок:
Итоговый балл выставляется по 40 бальной шкале на основе баллов, полученных за выполнение всех заданий работы.
-оценку «2»-если набрали27 баллов и менее;
-оценку «3» -если набрали 28-32 балла;
-оценку «4» -если набрали 33-36 баллов;
-оценку «5»-если набрали 37-40 баллов.
Вариант 2
I. Выбрать единственный верный ответ.
1. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук?
А) пулОвер
Б) катАлог
В) пАртер
Г) щАвель
2. В каких словах на месте пропуска пишется и?
А) пр..мудрый
Б) пр..обрести
В) пр..забавный
Г) пр,.открыть
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?
Серебря(1)ые ложки и посеребре(2)ое оловя(3)ое блюдо украсили струга(4)ый деревя(5)ый стол.
А) 1,2,3.5 В) 3,5
Б) 2,3,4,5 Г) 2,3,5
4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
А) Утром по степи,(не) успевшей остыть за ночь, тянет теплый ветер.
Б) Поэма состоит из отдельных (не)завершенных глав.
В) Очень (не)легкий выдался денек.
Г) Мачеха сразу (не)взлюбила падчерицу.
5. Какой предлог пишется раздельно?
А) (на)перекор
Б) (на)протяжении
В) (на) ряду
II. Задания на установление соответствия
6. Подберите к данным частям речи слова:
А) Числительные 1) сотый
Б) Существительные 2) её
В) Местоимение 3) состояние
III. Задания на классификацию
7. Разделите слова на части речи.
А) Предлог 1) потому что
Б) Союз 2) несмотря на
В) Частица 3) через
4) все-таки
5) вряд ли
6) благодаря
7) словно
8) хотя
9) разве
10) именно
8. Распределите слова по способу написания.
А) слитное 1) (юго)запад
Б) раздельное 2) (железо)бетонный
В) через дефис 3) (рельсо)прокатный
4) (полу)круг
5) (честь)честью
6) бок(о)бок;
7) Мало(помалу)
8) (по)русски
9) кое(у)кого
10) один(единственный)
IV. Задания на последовательность.
Прочитайте текст и выполните задания 9-10.
1)……2)Около 1438 года он провел первые опыты печатания с отдельных выпуклых букв, из которых делается набор.3)Это давало возможность по окончании печатания разбирать буквы и затем набирать ими другой текст.4) В изготовлении книг произошел переворот. 5)…..способ книгопечатания быстро распространялся. 6) Типографии появились в Италии, Испании, Англии. 7)В России началом книгопечатания считается 1564 год, так как именно в этот год в Москве была напечатана наборным шрифтом первая книга. 8) Она называлась «Апостол»
9. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в тексте?
А) Существовавшие в 15 веке рукописные книги были слишком дороги и редки.
Б) Иоганн Гуттенберг задался мыслью о печатании книг.
В )Усиление спроса на книгу привело к изобретению книгопечатания.
Г) Началом книгопечатания одни считают печатанье с деревянных досок, а другие- изобретение наборных литер
10. Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении текста?.
А) Вот почему
Б) Поэтому
В) Новый
Г) В связи с этим
Эталоны ответов к срезовой работе по русскому языку.
Задания контрольного среза по дисциплине «Русский язык» оцениваются по количеству баллов.
1 задание-3балла
2 задание-3балла
3задание-4балла
4задание-4балла
5задание-4балла
6 задание-4балла
7 задание-4балла
8 задание-4балла
9 задание-5баллов
10 задание-5баллов
Раздел 1 «Язык и речь. Функциональные стили речи»
Тема 1.1 «Роль языка в обществе»
Тест
Условия выполнения задания:
Задание выполняется в аудитории во время занятий
Максимальное время выполнения задания: 40 минут
Критерии оценивания:
18 правильных ответов – оценка “5”
14-17 правильных ответов – оценка “4”
9-13 правильных ответов – оценка”3”
менее 9 – оценка”2”
1.Укажите неверное утверждение:
а) части речи выделяются на основе определенной общности лексического и грамматического значений слова;
б) могут быть лексические и контекстуальные омонимы;
в) омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии;
г) могут быть контекстуальные антонимы;
д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова;
е) историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.
2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:
а) умница;
б) города;
в) отличница;
г) папаша;
д) листва;
е) осина.
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова употреблены в прямом значении:
а) защита диссертации;
б) класс работает;
в) чувство локтя;
г) переходчерез горы;
д) играли Шекспира;
е) простые люди.
4. Найдите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова являются омонимами:
а) коренной житель – коренной вопрос;
б) человек худой – худой мир;
в) больной заснул – больной ребенок;
г) спутник Марса – спутник в дороге;
д) пачка папирос – пачка балерины;
е) звезда эстрады – звезда на небе.
5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении:
Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.
( В. Маяковский.)
а) омоформы;
б) омофоны;
в) омографы;.
6. Выберите правильный ответ (укажите столбик: а), б), в), г), или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам):
а)б)в)г)д)
Дружеская к..мпания а о а о а
нефтяная к..мпания а о о а о
приятный компл..мент и е е и и
компл..мент в сыворотке и и е е и
7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:
Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам обед…»
(А. С. Пушкин.)
а) эпитет;
б) метафора;
в) олицетворение.
8. Укажите предложение, в котором синоним к слову чувствовать является стилистическим.
а) Сегодня ей нездоровится.
б) Он ощутил прилив небывалой силы.
в) Почуяв опасность, зверь притаился.
г) мы пережили то же, что и они.
9. Подберите к выделенным курсивом словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:
1) тонкая работа а) толстая;
б) топорная;
в) заметная;
2) простой фасон а) сложный;
б) бедный;
в) ювелирный;
3) сильный художник а) неубедительный;
б) заурядный;
в) поверхностный;
4) суровый тон а) легкий;
б) мягкий;
в) тихий.
10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон.
а) И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М. Лермонтов.)
б) Будь счастлива несчастием моим. ( М. Лермонтов.)
в) О, если б я нищ был! Как миллиардер! ( В. Маяковский.)
г) Мы села – в пепел; грады – в прах; в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский.)
1.На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?
Писарев(1)написавший свою знаменитую статью о Пушкине(2) выражал(3) взгляд известной части русского общества.
1) 1,2,3 3) 1,2
2) 2 4) 2,3
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Блестя на солнце, снег лежит.
2) Разгоревшийся костер, тушили двумя ведрами воды.
3) Туман, спускавшийся в долину, путников накрыл.
4) Волны, ударяясь о набережную, отбегали назад.
3. Укажите предложение с дополнительным обстоятельственным значением.
1) Стоял теплый вечер, полный разных звуков.
2) Явившиеся на экзамен студенты ждали преподавателя.
3) Студенты, явившиеся на экзамен, ждали преподавателя.
4) Привлеченные ярким светом, бабочки вились у фонаря.
4.Укажите предложение с обособленным приложением.
1) Женщина, Сашкина мать, была еще молода.
2) Он шел прихрамывая.
3) Подойдя ближе, она закричала.
4) Мы сидели затаив дыхание.
5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Поспешно умываясь(1) и (2) с смирением одеваясь в самое дурное свое платье(3) и старенькую мантилью(4) содрогаясь от свежести(5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещенные утренней зарей.
1) 1,2,3.4,5,6 3) 4,5,6
2) 1,2,4,5,6 4) 1,4,5,6
6. .В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Рассыпавшись по кораблю(1) в своих белых рубашках(2) с широкими воротами(3) открывающими загорелые шеи(4) матросы моют и скребут палубу.
1) 1,3,4 3) 3,4
2) 2,3,4 4) 1,4
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пригреваемый весенним солнцем(1) он (князь Андрей) сидел в коляске(2) поглядывая на первую траву(3) первые листья березы(4) и первые клубы белых облаков(5)разбегавшихся по яркой синеве неба.
1) 2,3,5 3) 1,2,3.5
2) 1,2,3 4) 2,3
8. . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Подъезжая к лесу(1) увидел он(Муромский) соседа своего(2) гордо сидящего верхом(3) и (4) поджидающего зайца.
1) 1,2,3,4 3)1,2
2) 2,3 4) 1,2,4
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Песчаная отмель далеко золотилась(1) протянувшись от темного(2) обрывистого берега(3) в дремотно светлеющую реку(4) пропадавшую за дальним лесом.
1) 1,3,4 3) 1
2)1,4 4) 2,4
10. . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мальчики схватились за руки(1) и (2) поминутно спотыкаясь(3) и (4) набивая себе синяки(5) бросились бежать под защиту огромного дуба(6) стоявшего на берегу.
Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание
Вводные предложения в составе простого составляют вместе с ним сложное предложение.
Знак в конце предложения всегда определяет тип интонации.
При наличии слов будто, словно, точно тире между подлежащими и сказуемым не ставиться.
Сказуемое может быть простым глагольным и простым именным.
Между частями сложного предложения всегда ставиться какой-либо знак.
В сложноподчиненном предложении каждая часть всегда определяется запятой.
Однородные члены предложения могут быть словами разных частей речи.
При цитировании авторскую пунктуацию соблюдать обязательно.
Обращение может выделяться восклицательным знаком.
II. Словосочетание
- Определите тип словосочетаний: а) глагольное; б) именное; в) наречное.
Играть гамму.
Чашка кофе.
Интенсивная работа.
Направо от школы.
Всем нравиться.
Слишком вызывающе.
Быстро бежать.
Очень искренний.
Повстречаться весной.
Двести тонн.
III. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения
- Определите, простое предложение или сложное: а) простое; б) сложное.
По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось.
Ночь, и на небе светит огромная луна.
Мы отказались от помощи и все сделали сами.
В парке росли цветы, которые ещё не распустились.
Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.
Я заплакала, и мне стало легче.
Всадник пришпорил лошадь, и скоро его не стало видно.
Это обстоятельство, как мне тогда думалось, должно было сильно облегчить работу.
Он взглянул и увидел росший на опушке дуб.
IV. Прямая речь
- Определите, какие недостающие знаки препинания нужно поставить в предложениях с прямой речью: а) запятую; б) две запятые; в) двоеточие г) тире; д) вопросительный знак; е) знаки расставлены правильно.
«Не сердитесь, - сказала бабушка шепотом и добавила – Завтра сходим в лес за ягодами»
Сережа встал и, сказав: «Вернусь к обеду», вышел.
На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
«Так как же Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лошадей, что ли?»
«Чему ты усмехаешься» - спросил он меня хмурясь.
То солнце покажется, то закроется облаками, и думаешь: «Вот дождь пойдёт», и все нет дождя.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - я скажу «Не надо рая, дайте родину мою».
«Ты зачем явился сюда!» - закричала она ему.
Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишкова.
«Эхма… - безнадежно вздохнул Гаврила в ответ на суровое приказание и горько добавил: Судьбина моя пропащая!...»
V. Сложное предложение с разными видами связи
- Укажите, какой знак препинания нужно поставить в предложениях на месте вопросительного знака (?): а) запятую; б) точку с запятой; в) двоеточие; г) тире; д) запятую и тире одновременно; е) не нужно никакого знака.
1. В одно и то же время разлюбить и полюбить (?) значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде.
2. Не знаю, солнышко ли её пригрело, или она (бабочка) брала сок из этой травки (?) только видно было, что ей очень хорошо.
3. Всё вокруг золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось под тихим дыханием ветерка (?) где хочет и как хочет.
6. И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый (?) он тронут, и она тронута.
7. Трудно было подумать, чтоб место это было жилое (?) такой решительный вид запустения и беспорядка носила на себе наружность избы.
8. Кто не любит искусства (?) или черств душой, или глух ко всему прекрасному.
9. Я хотел ответить Олесе какой-нибудь шуткой и не мог (?) слишком много искреннего убеждения было в её словах.
10. Помню я и Наталью Савишну, её любовь и ласки, но теперь только умею ценить их (?) тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка.
Эталон ответов к тесту ».
1(2),2(3),3(2),4(4),5(1).
Тест 5
Условия выполнения задания:
Задание выполняется в аудитории во время занятий
Максимальное время выполнения задания: 20 минут
Критерии оценивания:
10 правильных ответов – оценка “5”
8-9 правильных ответов – оценка “4”
6-7 правильных ответов – оценка”3”
менее 6 – оценка”2”
Вариант 1
В каком слове произносится звук (ы)?
А. итог
Б. починить
В. вещи
Г. революция
2.Какое из перечисленных слов имеет значение «наука,изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира»?
А. мифология
Б. география
В. этнография
Г. библиография
Прочитайте предложение и выполните задания 3-6.
А. Конец кабинетным спорам могли положить лишь практические поиски, которые и начал в конце 19 века князь Щербатов, директор Исторического музея.
Б. Под Тайницкой башней Кремля найдена была большая и высокая подземная палата с прекрасно сохранившимися белокаменными сводами, а под Арсенальной башней нашли ход, круто уходивший вниз, разветвляясь в двух направлениях.
В. Больше ста лет идут споры о том,существовала ли библиотека Ивана Грозного и могла ли сохраниться до наших дней.
Г. Книг найти не удалось, но были небезынтересные открытия.
3.В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
А. А,В,Г,Б В. В,Г,Б,А
Б. Б,А,Г,В Г. В,А,Г,Б
4.Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?
А. поиски могли положить конец
Б .которые начал Щербатов
В. палата была
Г. нашли ход
5.Укажите верную характеристику предложения В
А. сложносочиненное
Б. сложноподчиненное
В. сложное бессоюзное
Г. сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.
6.В каком предложении есть две разные частицы
А. А В. В
Б. Б Г. Г
7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Придумав способ записи жестов,
А. изменилась бы работа режиссера и актера
Б. сохранились бы многие утраченные традиции
В. мы могли бы создать большой словарь жестов каждого народа
Г. это помогло бы общаться людям разных национальностей
8. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Две головы орла(1) обращенные в разные стороны(2) стали восприниматься как символ(3) географического расположения Византии на стыке Европы и Азии.
А.1-выделяется причастный оборот
Б.1,2-выделяется деепричастный оборот
В.1,2-выделяется причастный оборот
Г.1,3-выделяется деепричастный оборот
9.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.(знаки препинания не расставлены)
А. Много желал да ничего не поймал.
Б. Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
В. Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.
Г. Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
10. В каком предложении ставится тире?(знаки препинания не расставлены).
А. Время есть величайший из новаторов.
Б. Энергопитание станции уже кончалось станцию консервировали.
В. Пароход не мог идти дальше в тумане не было видно бакенов.
Г. Язык лучший посредник для установления согласия.
Вариант 2
1.В каком слове произносится звук(а)?
А. часовни
Б. лошадь
В. пиявки
Г. язык
2.Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, занимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изданий»?
А. библиофил
Б. филателист
В. букинист
Г. дантист
Прочитайте предложения и выполните задания 3-6
А. Профессор Анри Лот, открывший эту живопись, назвал, разумеется в шутку, изображенных там людей марсианами.
Б. Странно, что авторы «теории пришельцев» не пытаются объяснить, почему «жители Юпитера», сумевшие долететь до Земли, изображены с обыкновенными луками в руках.
В. Среди нескольких рисунков в Сахаре есть изображения людей в странных одеяниях, напоминающих скафандры.
Г. Вскоре, и уже всерьез, его стали поправлять, утверждая, что это не марсиане, а жители Юпитера.
3.В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
А. Б,А,Г,В В. В,А,Г,Б
Б. Б,В,А,Г Г. В,Б,А,Г
4.Какое сочетание слов служит грамматической основой в одном из предложений?
А. профессор назвал
Б. не пытаются объяснить
В. сумевшие долететь
Г. стали поправлять
5.Укажите верную характеристику предложения Г
А. сложносочиненное
Б. сложноподчиненное
В. сложносочиненное с подчинением
Г. сложное с сочинительной ,подчинительной и бессоюзной связью
6. В каком предложении есть полное страдательное причастие?
А. А В. В
Б. Б Г. Г
7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Сделавшись 100-50 тысяч лет назад творцом, художником,
А. у первобытного человека изменилось сознание.
Б. начинается преобразование человека.
В. человек остается им и по сей день.
Г. возможно, вначале человеком двигали только практические цели.
8. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Для арабских мыслителей греческие философские тексты(1) утратив свой живой и непосредственный характер(2) превратились в своего рода священные книги.
А. 1-выделяется деепричастный оборот
Б. 1-выделяется причастный оборот
В. 1,2-выделяется деепричастный оборот
Г. 1,2-выделяется причастный оборот
9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую(знаки препинания не расставлены)
А. Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и знакомился с искусством этих стран.
Б. Художник сумел передать внешнее сходство этого человека и характер и настроение.
В. Солнце - мощный источник как света и тепла так и различных излучений.
Г. Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.
10. В каком предложении ставится тире?(знаки препинания не расставлены)
А. На столе были оставлены глубокая тарелка и стакан простокваши.
Б. Ученые теперь не чувствуют настоящей жизни моря немногое можно увидеть с борта огромного океанского судна.
Русский язык… Ему ничего не стоило поднять свалившуюся от усталости артель волжских грузчиков и повести ее в тюрьмы с песней и прибаутками. Он отправляется в неимоверные глубины человеческой души, умеет даже зимой внести в твою комнату запах земляники, уронить на стол, как наяву, кленовый лист поздней осени и заставляет услышать в летнюю пору звонкую капель сосулек. Его называют великим и могучим, русский язык…
Понятна тяга к нему. В нем, как в любом музыкальном произведении, все время находишь новые переливы, краски. Много слов мы считаем устаревшими, иные бытуют лишь в отдельных областях… и совсем не понятны нам, но есть ведь среди них такие, что душу светом озаряют. «По-вашему, по-городскому, выходит, горизонты, а по-нашему, - окоемы, они и есть»,- сказал мне однажды старый таежник, и сое понятие об этом певучем, с родным звучанием, красивом и емком слове высказал. У каждого в сердце свой окоем: ходящие волнами хлеба, налитые светом березовые колки, свинцовость студеного, закипевшего ветром моря, белый в ромашках луг, убежавший к солнцу.
Вспоминается еще один разговор. «Прошный он», - охарактеризовала знатного калининского льновода одна колхозница. И когда спросил ее, что это значит, пояснила, недоуменно взглянув на меня: «Способный до всего…»
Русский язык – безмерное поле. Оно дарит нам никогда не увядающие букеты, и цвести ему вечно.
(по В. Черткову)
Критерии оценки
Оценка зависит от соотношения грамматических и пунктуационных ошибок, где первая цифра – количество грамматических ошибок, а вторая – пунктуационных.
Оценка «2»:8/6, 7/7, 6/8, 5/9 – примерно 14 ошибок. 8 грамматических ошибок – это предельное количество. Если ошибок больше, то выставляется оценка «1»
Оценка «3»: 4/4, 3/5, 0/7 грамматических и пунктуационных ошибок соответственно. Допускаются также исправления.
Оценка «4»: 2/2, 1/3, 0/4 грамматических и пунктуационных ошибок, либо 5 исправлений и 1 – 2 грамматических ошибки
Оценка «5»: 0/0 грамматических и пунктуационных ошибок, при этом допускается 2 исправления. Другой вариант – допущена 1 негрубая пунктуационная ошибка и нет грамматических; либо 1 негрубая грамматическая ошибка и нет пунктуационных.