Конспект внеклассного мероприятия "Беседы о Циолковском"
Конспект внеклассного мероприятия "Беседы о Циолковском"
Работа представляет собой краткий конспект открытого внеклассного мероприятия, посвящённого 160-летию великого русского учёного К.Э. Циолковского. Это своеобразный интегрированный урок, поэтому целесообразно проводить его учителям словесности и физики. Работу можно представить, в основном, как читательскую конференцию по книге А. Алтайского «Циолковский рассказывает». Надеемся, что коллегам пригодятся данные материалы в юбилейный год великого учёного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Беседы о Циолковском"»
Великий гражданин Вселенной
Краткий сценарий интегрированного внеклассного мероприятия словесности и физики для учащихся 7 классов в цикле мероприятий «Мы - дети Галактики, но, самое главное, мы - дети твои, дорогая Земля!», посвящённый 160-летию К.Э. Циолковского.
Цели:
познакомить учащихся с жизнью, деятельностью К.Э.Циолковского в юбилейный год его рождения;
формировать навыки самостоятельной, групповой работы при подготовке и проведении интегрированных уроков;
вызвать интерес к необыкновенной личности выдающегося русского учёного;
воспитывать стремление подражать в своей жизни великим людям
Оборудование:
- портрет К.Э.Циолковского
- мультимедийный проектор
- мини-выставка книг о Циолковском
- рисунки, поделки, выполненные учащимися 7 классов
Эпиграф:
Жить и верить - это замечательно:
Перед нами небывалые пути.
Утверждают космонавты и мечтатели,
Что на Марсе будут яблони цвести
(из песни)
Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперёд от звезды до звезды
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся наши следы
(из песни)
Ход мероприятия
I. Звучит песня «Притяженье Земли» (Мы - дети Галактики…») в исполнении
Л. Лещенко (во время исполнения песни на экране - виды Земли из космоса, взлёт ракет, виды Байконура, Ю.Гагарин, поднимающийся по трапу космического корабля и т.п.)
II. Рассказы подготовленных учащихся об основных открытиях Циолковского:
Ученик рассказывает о принципе действия космической ракеты словами Циолковского (см. книгу К.Алтайского «Циолковский рассказывает». М. «Детская литература». 1974, с. 339-340)
Делаем вывод о Циолковском как основоположнике космонавтики.
III. Читаются выдержки из книги «Циолковский рассказывает» (главы «Птицы», «Гимназия», «Волки», «Земные звёзды», «У памятника Пушкину»). Чтение сопровождается презентацией.
.IV. «Циолковский» рассказывает о встрече с будущим гениальным конструктором космической техники С.П.Королёвым в 1929 году. В конце своей встречи с Циолковским Королёв сказал: «Отныне цель моей жизни пробиться к звёздам!»
V. Работа в тетради
Записываем название изданных научных трудов учёного, в том числе и по языкознанию, а также названия его художественных произведений. Вспоминаем попутно произведения Жюля Верна и Г.Уэльса
В 1906 г. создан труд «Скорость выхода к звёздам и в космос». У Циолковского было много посетителей, его просили читать лекции. Сам он не имел ни званий, ни наград. Одним из его собеседников был Александр Чижевский, который утверждал, что жизнь - явление космическое.
Константин Эдуардович много читал. Его любимыми авторами были Чехов, Горький и Мамин-Сибиряк. Работал над различными проблемами не только науки и техники, но и литературы и философии, он всегда думал о людях, об общечеловеческом счастье. Широту его интересов характеризуют и такие работы как «Горе и гений», «Вне Земли», «Монизм Вселенной», «Причина космоса», «Растения будущего», «От самолёта к звездолёту», «Научная этика» и мн. др. (на экране демонстрируются иллюстрации к некоторым из названных произведений)
VI. Друг и соратник Циолковского А.Чижевский посвятил учёному несколько стихотворений.
(Ученик 7 класса читает стихотворение)
Привет тебе, небо,
Привет вам, звёзды-малютки,
От всего сердца и помышленья.
Вечно вы мерцаете в чёрно-синем небе
И манить моё одинокое сердце.
Сколько раз, стоя под вашими лучами,
Сняв шляпу и любуясь вами,
Я говорил земными словами
Вдохновенные речи
………………………
Но там, где в глубоких ущельях бесконечности
Приютились планеты,
Может быть, там
Такой же жалкий и такой же одинокий странник,
Обнажив голову, простирает руки
К нам, к нашему солнечному миру,
И говорит те же вдохновенные,
Те же вечные слова
Изумленья, восторга и тайной надежды.
О, мы понимаем друг друга!
Привет тебе, далёкий брат во Вселенной!
1917 год
Вопрос: как вы думаете, о какой мысли Циолковского говорит автор стихотворения?
Ответ: мы не единственные во Вселенной.
«Земля - колыбель человечества, но человек не может вечно находиться в колыбели», - говорил Циолковский.
VII. «Циолковский»: научное творчество, или проще – работа, состоит, по-моему, из трёх последовательных этапов
Первое – это задумка, мечта, выдвижение задачи, а также накопление знаний и опыта…
Второе – это самое открытие, принципиальное решение проблемы
А третье – это воплощение найденной идеи в цифрах, формулах, чертежах…
…человека что то озаряет, вдохновляет… это знают и учёные и поэты и философы и шахматисты.
Помните у Пушкина:
И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем.
И тут идёт ко мне свободный рой гостей
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Вопрос аудитории: Запишите, какие, по-вашему, основные черты предполагает профессия учёного-мыслителя?
- Хорошая память
- Умение сосредоточиться ( уединиться)
- Научная фантазия
- Интуиция
- Интеллектуальная независимость (без оглядки на авторитеты). Это было
очень присуще К.Э. Циолковскому
- Настойчивость (Циолковский работал над теорией реактивного движения в
течение 40 лет!)
Задание аудитории:
Дополните, по возможности, данный список (предполагаемые ответы:
Чтение и пересказ отрывков из книги «Циолковский рассказывает» глав «День Константина Эдуардовича», «Юбилей», «Млечный путь».
IX. «Пою всю жизнь. Это отдых от мыслей»
Глухой Циолковский знал, любил и понимал музыку и пение.
(Пятиклассники исполняют песню «мы - дети Галактики, но самое главное: мы - дети твои, дорогая Земля!»)
Пятиклассники дарят старшим товарищам выполненные ими символические именные звёздочки с пожеланиями.
X. Циолковский и Гагарин
«Не хочется умирать на пороге проникновения человека в Космос, - говорил Константин Эдуардович. – Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство. Он русский. По профессии, вероятнее всего, лётчик… Он смел, но в его смелости нет бесшабашности… Он молод, физически здоров. Мускулы и мозг развиты гармонично. Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола.» Эти слова прозвучали в 1934 году, когда родился Юрий Гагарин.
В ранней юности Гагарин, прочтя книги учёного, признался:»Циолковский перевернул мне душу! Это куда сильнее Ж.Верна , Г. Уэльса и других писателей-фантастов!»
Со студенческих лет на стене у Гагарина висел портрет Циолковского.
После полёта в космос не мог скрыть удивления: «В своей книге «Вне Земли» Циолковский очень ясно предвидел всё то, что мне самому пришлось увидеть в полёте»…
Выполнить коллаж по теме урока (индивидуально или группой)
XI. Подведение итогов беседы
Циолковский опередил свою эпоху более, чем на столетие. Он мог предвидеть будущее как никто другой. Речь идёт не только об орбитальных станциях, которые будут похожи на рисунки из книг учёного и не о заселении Луны. Циолковский предвидел далёкое будущее и правильно оценивал смысл космонавтики.
Примечания:
Мероприятие, по большей части, представляет собой, по сути, читательскую конференцию по книге А. Алтайского «Циолковский рассказывает»
В образе Циолковского выступают несколько, заранее подготовленных, учеников
Предлагается во второй части мероприятия просмотр документального фильма «Удивительные миры Циолковского» из цикла телепередач «Великие мечтатели».