Конспект внеклассного мероприятия "КВН "Русской речи государь, по прозванию Словарь"
Конспект внеклассного мероприятия "КВН "Русской речи государь, по прозванию Словарь"
В занимательной форме (шарады, ребусы, кроссворды.) проверить степень усвоения учащимися знаний по разделу "Лексика", формировать у детей ценностное отношение к русскому языку через игровые формы. Показать, что Словарь действительно является "Русской речи государь".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "КВН "Русской речи государь, по прозванию Словарь"»
КВН «Русской речи государь, по прозванию словарь»
Цели: в занимательной форме проверить степень усвоения детьми знаний по разделу «Лексика»; прививать любовь к родному языку; развивать умение точного употребления слов в речи.
Оборудование: толковые словари, ребусы, шарады, кроссворд, костюмы для участников и ведущих.
Ход занятия.
Дети заранее делятся на команды, придумывают название и девиз команды, изготавливают эмблемы.
1 Вступление.
Учитель: Дорогие друзья! Начинаем наш КВН, посвящённый русскому языку. Все мы прекрасно знаем, как богат наш русский язык, все мы понимаем, что необходимо хорошо знать тот язык, на котором мы говорим, пишем, общаемся.
Ученик: Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Ученица: Он твой наставник, великий могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Учитель: Чем больше человек познает мир, тем больше он открывает в нем нового, и все новое соответственно называет словами. Весь познанный мир отражается в словарном составе языка.
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших, красивых, звучных слов,» - писал К.Паустовский.
- какой раздел науки изучает великое множество значений русских слов? (Лексика). Этой наук – лексике – и посвящен наш КВН.
2. Представление команд.
1 команда – «Меткое словечко»
Девиз: «Будь осторожен с метким русским словом –
Им можно и возвысить, и убить».
2 команда – «Доброе слово и кошке приятно».
Девиз: «Добрые слова не лень
Повторять нам каждый день.
Словом в мир неси добро,
Будет людям всем светло!»
Представление учителем жюри (старшеклассники – 3 человека)
3конкурс «Разминка»
Ученик: Есть волшебная страна,
Что распахнута пред нами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ею государь,
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Ученица: Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Уважаем государь,
По прозванию Словарь!
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь,
По прозванию Словарь.
Учитель: Мы с вами постоянно обращаемся к различным словарям. За 3 минуты вы должны вспомнить и назвать те словари, которые вы знаете.
Ребята работают.
Учитель: Учёные-лингвисты бережно собирали и собирают слова и фразеологизмы в словари. В самом известном словаре С.И.Ожегова около 57 тысяч слов, в 4-х томном словаре Д.Н.Ушакова - более 85 тысяч , а в 17 – томном «Словаре современного русского языка» 120480 слов. Владимир Иванович Даль, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка» и работавший над ним целых 47 лет, собрал в нём более двухсот тысяч слов. Великое богатство! Поистине неисчерпаемо оно, настоящее богатство, сокровище нашего народа – великий, могучий, загадочный русский язык!
4. – Наш следующий конкурс – «Эстафета слов». Каждый член команды, выходя к доске, должен записать словарное слово на определённую тему. Чья команда сделает это быстрее и запишет все слова правильно, та побеждает.
Темы: «Огород, овощи», «Транспорт», «Одежда», «Техника», «Лес» и т.д.
5. Конкурс теоретиков «Вопрос-ответ».
Команды задают друг другу по 3 вопроса из теоретического материала по разделу «Лексика», отвечают на них и приводят примеры.
Вопросы:
1 команда.
Какие типы значений есть у слова? (3 типа значений – лексическое, грамматическое, фонетическое).
Что такое омонимы? (Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению: лук (овощ) и лук (оружие).
От какого слова произошёл термин «лексика»? (От греческого слова «лексис», что означает слово, выражение).
2 команда.
1) Может ли изменяться лексическое значение слова? (Может со временем. Например, слово «огород» - до 20 века так называли и сад, и огород. А в 20 веке это слово обрело своё современное значение).
2) Что такое архаизмы? (Старые слова, вышедшие из употребления, потому что исчезают те понятия, которые они обозначали. Например, армяк, дьяк, уезд)
3) Приведите 5 примеров слов в переносном значении (Крыло самолёта, шляпка гриба, завывание ветра, золотые руки, трус-заяц, а храбрец – лев и т.д.)
6. Конкурс «Растолкуй – ка!»
Учитель читает стихотворение, а дети находят слова, употреблённые в разных значениях, выписывают их. Каждая команда дает толкование слов по очереди. Обращается внимание на грамотное и полное толкование слова.
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь –
С головой в неё уйдёшь.
Ставит счётчики монтёр,
Ставит фильмы режиссёр.
Снял он сказку «Колобок», чтобы ты увидеть смог.
Мама ставит пироги,
Подойди и помоги!
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончится рассказ, ставить точку в самый раз.
Г.Деленкина.
7. Конкурс «Блиц-вопрос – блиц-ответ».
Учащиеся должны в течение 30 секунд ответить на вопрос. Если не отвечают, ответ не засчитывается. На вопросы команды отвечают по очереди.
Вопросы 1 команде:
Синоним к слову интересный (занимательный)
Антоним к слову зной (холод)
Птичий рынок – какое значение слова? (Прямое)
Птичий базар – какое значение слова? (Переносное)
Назовите 1 омоним (ключ, лук…)
Однозначное или многозначное слово – гардероб? (Многозначное)
Вопросы 2 команде:
Антоним к слову сердечный. (Бессердечный)
Синоним к слову – клевета.(Ложь)
Каково значение слова: опустим с корабля кошку. (Кошка-якорь с несколькими лапами, чтобы поднимать затонувшие предметы)
Однозначное или многозначное слово – кнопка? (Многозначное)
Что это? Закрыть бак – капитан стоит на баке? (Омонимы)
8. Конкурс «Кроссворд».
Команды разгадывают предложенный им кроссворд
По горизонтали:
Плотная плёнка на поверхности остывшего молока.
Совокупность предметов одной области применения.
Водное растение с крупными цветками, растущее в Индии на водоёмах.
По вертикали:
Длинная коробка, футляр для хранения ручек, карандашей.
Сигнал тревоги в случае бедствия, подаваемый колоколом.
Надпись на конверте, указывающая, куда отправили письмо.
9. Пока команды разгадывают кроссворд, проводится конкурс «Это интересно» (домашнее задание)
Команды дома готовят интересные факты по разделу «Лексика» и рассказывают о них.
1 команда.
Про антонимы.
Литературоведы подсчитали, сколько раз в произведениях А.С.Пушкина встречаются антонимы.
День -1163 раза, ночь – 546 раз,
Друг – 788 раз, враг – 153 раза,
Любить – 614 раз, ненавидеть – 32 раза,
Весёлый – 196 раз, грустный – 46 раз,
Свет – 131 раз, тьма – 87 раз,
Правда – 191 раз, ложь – 13 раз,
Добрый – 277 раз, злой – 113 раз.
На основании этих данных можно судить о том, что в творчестве А.С.Пушкина преобладает вера в светлое, радостное, позитивное начало в человеке.
2 команда.
«Ветвистое» дерево
В языке часто от одного значения слова ответвляется другое, третье, и так до нескольких десятков. Получается целое дерево – многозначное слово. К примеру, на стволе «идти» - 26 ветвей-значений, слова – «стоять»- 17, слова «переводить» -14.
Как же мы догадываемся о значении слова? Помогают слова – 2 соседи» в предложении или обстановка, где происходит действие. «Я не видел и хвоста очереди». Что за хвост? Помогает слово «очередь»: хвост – это её конец.
Слово «колокольчик» (маленький колокол) сочетается со словом «звонить», а «колокольчик» (цветок) – со словом «рвать», но не со словом «звонить». Вот вам и 2 значения одного и того же слова, всем понятного.
10.Конкурс «Угадай-ка!»
Учитель: Как известно, на многозначности слов основаны загадки. Отгадайте загадки:
Каким гребнем не расчешешься? (Петушиным)
У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. (Хребет)
По какой дороге не ездят автомобили? (По железной дороге)
Какая нить дает свет? (Нить накаливания в лампочке)
Какие зубы нужно обязательно править? (Зубы пилы)
Какие кулинарные изделия сделаны из песка? (Песочное печенье, песочный торт)
Из какой крупы не сваришь кашу? (Из снежной)
Какой рыбой моют стеклянную посуду? (Ершом)
Какую посуду носят на голове? (Котелок)
В каком органе для летания можно жить? (В крыле здания)
- А теперь задание: за 1 минуту придумайте подобную загадку и загадайте её своим соперникам.
11. – И, наконец, последнее задание «Театральный конкурс». Команды инценируют лингвистическую сказку, посвященную разделу русского языка «Лексика».
1 команда
Колода
Нет, не может понять Скрипку Колода.
- Если б у меня был такой мягкий, такой красивый Футляр, я бы его ни на какие смычки не променял бы. И что в этом Смычке Скрипка находит? Только и знает, что пилит её, а она ещё радуется, веселится! Если б меня так пилили…
Пожалуй, Колода права: если б пилили её, всё выглядело бы совсем иначе. (Ф.Кривин).
- Какое слово обыграно в миниатюре?
2) Какое лексическое явление можно найти в этих строчках?
А) Он купил ириску, Б) Молоко покрыла пеночка,
Решил её не есть. Варится в котле овсянка,
Но как не есть ириску, За окном щебечет пеночка,
Когда ириска есть. Подпевает ей овсянка.
А.Барто. Б.Заходер
2 команда
- На чём основана игра слов в стихотворении?
«Перемена, перемена!» Продремавший весь урок?
Заливается звонок. Неужели это Вова
Первым Вова непременно Пять минут назад ни слова
Вылетает за порог. У доски сказать не мог?
Вылетает за порог, Если он, то, непременно,
Семерых сбивает с ног. С ним большая перемена!
Неужели это Вова, Б.Заходер.
2) – Как называется это явление в лексике? (Омофония).
Прыгают козлы. Крикнул филин:
Облака уже красны, - Я сего
Смотрят сосны. Не одобрил дела.
Лихо прыгают козлы Ну-ка марш, козлы, в село!
Через козлы. Солнце село.
Учитель: Как богат и разнообразен, как интересен русский язык! Это настоящая ценность нашего народа. Не случайно во всем мире люди изучают его, читают произведения русских писателей, интересуются русской культурой.
Ученик: Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Ученица: Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
12. Итог КВНа. Жюри объявляет выигравшую команду, награждает лучших игроков.