kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конкурс по лексике и фразеологии «Рыцарь русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Действующие лица: ведущие, две коман­ды, капитаны, судьи (жюри), учитель. Кон­курс проводят ведущие Лексика, Фразеоло­гия.

Лексика.   Начинаем   конкурс   на   звание Рыцаря Русского Языка

Фразеология. Да-да, узнаем, кто родился под счастливой звездой. Навострите уши, смотрите в оба — я учреждаю свой, «фра­зеологический» приз. Он достанется тому, кто перечислит наибольшее количество фра­зеологизмов, употребленных мною за кон­курс. В добрый путь! Ни пуха ни пера!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс по лексике и фразеологии «Рыцарь русского языка»»

Конкурс по лексике и фразеологии «Рыцарь русского языка»


Действующие лица: ведущие, две коман­ды, капитаны, судьи (жюри), учитель. Кон­курс проводят ведущие Лексика, Фразеоло­гия.


Лексика. Начинаем конкурс на звание Рыцаря Русского Языка

Фразеология. Да-да, узнаем, кто родился под счастливой звездой. Навострите уши, смотрите в оба — я учреждаю свой, «фра­зеологический» приз. Он достанется тому, кто перечислит наибольшее количество фра­зеологизмов, употребленных мною за кон­курс. В добрый путь! Ни пуха ни пера!

Лексика. Сначала разминка! Одна ми­нута на ответ! Фразеология, твои вопросы!

Фразеология. Спешу со всех ног!

  1. Почему никто не может определить, сколь­ко слов в русском языке?

  2. Как многозначные слова можно отличить от омонимов?

  3. В каких случаях полезно и в каких не сле­дует заимствовать слова из другого языка?

  4. В каких случаях новые слова (неологизмы) превращаются в устаревшие?

5. Чем предлоги отличаются от одинаково с ними звучащих приставок в и в-, с и с-, под и под- и пр.?

По ходу действия ведущие дают оценку ответам.


Лексика. Спасибо, Фразеология! Я предлагаю следующий конкурс для капита­нов команд.

Определите, чем в стихотворении С. Кир­санова «Птичий клин» являются Одинаково звучащие лексические единицы — много­значными словами или омонимическими парами.

Когда на мартовских полях

лежала толща белая,

сидел я с книгой, на полях

свои пометки делая.

И в миг, когда мое перо

касалось граф тетрадочных

вдруг журавлиное перо

с небес упало радужных.

А в облаках летел журавль,

и не один, а стаями,

крича скрипуче, как журавль,

в колодец опускаемый.

На север мчался птичий клин

и ставил птички в графике,

обыкновенный город Клин

предпочитая Африке.

Журавль был южный, но зато

он в гости к нам пожаловал!

Благодарю его за то,

что мне перо пожаловал.

Участники конкурса отвечают на вопрос.


Фразеология. Подумать только! Не верю своим глазам! Почти ни одной ошибки! Я тоже предлагаю два своих вопроса. На раздумье три минуты!

1. Замените в отрывке повторяющееся слово его синонимом.

«Был холодный зимний день. Дул холодный ветер. Но снегу не было. Холодная земля за­твердела как камень».

2. Подберите антонимы к прилагательным, обозначающим отрицательные качества чело­века.

Жадный, неряшливый, ленивый, слабовольный, грубый, трусливый, равнодушный.

Участники конкурса предлагают свои ответы.


Один из участников конкурса. Уважаемые ведущие! Мы посовещались и ре­шили, что и вам не мешает потрудиться. У наших команд есть к вам несколько вопро­сов. Вот вы, Фразеология, замените сино­нимами устойчивые сочетания слов в сле­дующих предложениях.

Не следует водить кого-то за нос, кому-то мозолить глаза, работать спустя рукава, быть се­бе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, кому-то вставлять палки в колеса.

Нужно работать засучив рукава, делать дело без сучка без задоринки, болеть душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово, подхо­дить к людям с открытой душой.

А вы, Лексика, подберите синонимы к словам, которые одинаково пишутся, но раз­личны по ударению. Объясните, как изме­няется значение этих слов от перемены в постановке ударения.

Мне слово чудно, Изменить нетрудно: Поставил ударение на О, Исчезло чудно, Родилось чудно.

Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руку окуни, Не бойся: это окуни.

Пересохла глина, Рассердилась Нина. Не мука, а мука — Поварам наука Косит косец, А зайчишка косит, Трусит трусишка, А ослик трусит.

Лексика и Фразеология готовятся к ответам на вопро­сы, а тем временем участники конкурса представляют свое домашнее задание. Заранее командам (или ка­кому-либо их участнику) были даны пословицы.

Сытый голодного не разумеет. Мал телом, да велик делом. Любишь брать — люби отдать. Рано оседлали, да поздно поскакали. Мягко стелет, да жестко спать. Здоров на еду, да хил на работу.

Команда или участник должны показать «смысл» пословицы — жестами, телодвижениями, танцами. Противники — угадать пословицу и назвать к ней ан­тонимическую. Результаты оцениваются жюри во главе

с учителем.

Ведущие уже подготовились к ответу на заданные вопросы.


Фразеология. Я готова взять на себя смелость отвечать первой! Я не из трусливого десятка! (Отвечает на вопрос,)

Лексика. Да и у меня голова варит! Вот мои ответы!

Учащиеся. Видим, видим, вы тоже чего-то стоите! Приятно быть в такой компании! Ждем от вас новых вопросов.

Лексика и Фразеология (вместе). Играем в «Кто больше?». Подбираем сино­нимы и антонимы. К каким прилагатель­ным в данных словосочетаниях можно по­добрать синонимы и антонимы, а к каким - нельзя? Кто подберет их больше? (Выве­шивают таблицу.)

Яркая речь, деревянная кровать, лисий хвост, мужественный человек, правильный ответ, темный лес, иностранный язык, добрый совет, стенные часы, железный характер, белый снег, золотое кольцо, дальний путь, золотая осень, открытый ха­рактер, упрямый человек, тихий голос.

Команды по очереди отвечают на эти вопросы. Судьи оценивают результаты.

Фразеология. Ух, устала! Дайте дух перевести!

Лексика. Осталось всего два задания. Первое предлагаю я. Назовите словосочета­ния, в которых названия цветов черный, красный, белый, голубой, коричневый, розо­вый употребляются в переносном значении.

Фразеология. А я дам второе. Разы­грайте диалоги между словами-антонимами широкий и узкий, близкий и далекий, тол­стый и тонкий, быстрый и медленный, длин­ный и короткий.

Лексика. Фразеология, кто победил, вы­полняя наши последние задания?

Фразеология. Сейчас узнаем! Судьи, вам слово!

Судьи объявляют количество набранных очков.

Л е к с и к а. (А сейчас настало время под­водить итоги по специальному «фразеологи­ческому» конкурсу, который был объявлен в самом начале нашего соревнования. Пусть жюри определит победителя по тем записям, которые оно получило. Минутку! Уважае­мые судьи, вы все проверили? Кто же по­бедил?

Называется победитель. Ему вручается «фразеоло­гический» приз.

Лексика. А теперь пусть жюри даст общую оценку конкурса в целом.

Судьи объявляют свое решение. Ведущие вручают поощрительные призы. Учитель кратко оценивает знания учащихся.

Ведущие (хором). Поздравляем побе­дителей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конкурс по лексике и фразеологии «Рыцарь русского языка»

Автор: Мухортова Римма Владимировна

Дата: 03.01.2016

Номер свидетельства: 271849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства