Просмотр содержимого документа
«Конкурсная познавательная программа «НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ – РЕЧЬ»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
д. Пиштенур Тужинского района Кировской области
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Конкурсно – познавательная программа
«НАШ ДАР БЕСЦЕННЫЙ – РЕЧЬ»
Автор-составитель:
Учитель русского языка и литературы
Чиркова Лидия Васильевна
2018
Цели: научить учащихся правильно пользоваться речью, повысить уровень её грамотности; обратить внимание учащихся на актуальные проблемы состояния современного русского языка; побудить к более бережному, обдуманному владению собственным словом.
Подготовка.1. Плакаты с высказываниями известных писателей, литературоведов о богатстве русского языка.
«Если есть в мире вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». (Лев Васильевич Успенский)
«...Русский язык-клад, достояние, бережно переданное нам нашими предшественниками...».(Иван Сергеевич Тургенев)
2. Предварительная работа классов по составлению словаря жаргонов
Предварительное анкетирование ребят.
Умеете ли вы общаться? (да, нет)
Что такое искусство общения?
Употребляете ли в своей речи жаргонные слова? Если «да», то почему?
А) так принято в среде молодёжи и подростков;
Б) не хочу отстать от своих сверстников;
В) боюсь показаться старомодным, чужим среди «своих»;
Г) мне нравится такой «язык».
Согласны ли с утверждением: засорять язык жаргонизмами и нецензурной бранью - значит его уничтожать?
Хочешь ли ты говорить правильным литературным языком? (да, нет)
Ход мероприятия
Деление учащихся на 3 команды, выбор командира. У каждой команды бумага и ручки. Судейская коллегия. Компьютер. Медали для награждений «Знаток русского языка»
1. Чтение стихотворения
Слово о словах
Слова бывают разные - Есть тлением смердящая.
То дельные, то праздные. Слова - высокой доблести
То честные, правдивые, И самой низкой подлости...
То льстивые, фальшивые. Поэт, тебе назначено
Есть слово - утешения Засеять душу зёрнами.
И слово - удушения. Так сей же не иначе, как
Есть трезвые и пьяные, Чистейшими, отборными.
Лукавые, туманные. Не злыми, не блудливыми,
Есть чистые, алмазные, А добрыми, правдивыми.
А есть бесстыдно-грязные. Чтоб хлеб добросердечности
Одни помогут выпрямить, Давала нива вечности.
Другие - душу вытравить. В. Полторацкий
Есть речь, огнём горящая,
Учитель. О чём это стихотворение? Какие определения даёт автор словам? Действительно, слова могут быть разными. Сегодня мы собрались поговорить о чистоте нашей речи. «Борьба за чистоту, смысловую ясность языка есть борьба за орудие культуры», - говорил М.Горький.
Тема беседы «Наш дар бесценный - речь».
Зачем нам нужен язык?
(Ответы учащихся )
2. Работа с пословицами.
О том, как нужно общаться и относиться к слову, русский человек размышлял очень давно. И своё отношение к слову выразил в русских пословицах.
Задание 1. Напишите на листочках пословицы, в которых говорится о слове, о языке, речи. Раскройте смысл одной из пословиц. (5 баллов) На листочке подпишите номер своей команды.
Зачитывает команда №1, зачитывает №2, зачитывает № 3. Судьи подсчитают, у кого пословиц больше. (По 1 баллу за пословицу), дополнительно ставятся 2 б. за раскрытие смысла пословицы.
Обратимся к слайду. Какие ещё пословицы отражают отношение к речи.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Слово пуще стрелы ранит.
Кто языком штурмует, немного навоюет.
Пустая мельница и без ветра мелет.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Лишнее говорить - себе вредить.
От одного слова да навек ссора.
За худые слова слетит и голова.
Кстати промолчать - что большое слово сказать.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Ветер горы разрушат, а слово - народы поднимает.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Язык голубит, язык и губит.
Каков разум, таковы и речи.
Ласковым словом и камень растопишь.
Учитель. Язык является основным средством общения, и поэтому важно, как мы им владеем. М. Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
Анализ анкет. Комментирование.
Искусство общения - умение общаться с людьми, культура, а дар общения - умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют только о запутанности мыслей,» - писал Н.Г. Чернышевский.
Сегодня никто не будет спорить с тем, что язык Пушкина, Тургенева, Чехова, Толстого и многих других художников слова - это наша национальная гордость, это то, чем может гордиться каждый россиянин. Но настораживает то, что этот язык может остаться лишь языком художественных произведений, может оказаться вычеркнутым из активного словоупотребления.
Инсценировка стихотворения И. Солодаря «Тарабанщина»
- На каком же языке мы говорим сегодня?
Прибежал из школы Сева,
Зычно крикнул:
«Предки, где вы?»
А сестра ему в ответ:
«Папы с мамой дома нет!»
Сева с жаром восклицает:
«Отпасни обед, сестра!
Шамать - просто умираю -
Не рубал еще с утра!»
И, набивши рот печеньем,
Продолжал он с увлеченьем:
«Мы писали сочиненье
«Береги язык родной!»
Захиляли все ребята -
Память, что ли коротка.
Я решил паять цитаты
О богатстве языка.
Вспомнил Льва Толстого - сила!
Вспомнил Чехова - моща!
Все, о ком ты говорила,
Вспомнил я - на «эф», на «ща»;
Фета, Щедрина - законно,
Гончарова и тэ дэ.
Мы, небось, ведь не филоны.
Знаем, что, куда и где.
Вот за это сочиненье
(Я трепаться не хочу),
Без сомненья, без стесненья
Я пятёрку отхвачу.
Хочешь спорить? Бесполезно.
Тема хоть и хилая -
Написал-то я железно
И со страшной силою.
Я тебе не Васька Кочкин.
Он сидит, дрожма дрожит,
Написать не может строчки, все забыл
он, вот рахит.
Тут, конечно, дело ясно:
Ваське крышка, переплет.
Оторвет он кол потрясно,
А экзамен не толкнет.
Потому что все прохлопал,
Вечерами все стилял
И в кино охотней топал,
Не в библиотечный зал.
Мне за Ваську так неловко: друг такой
-один позор.
Ну, спасибо за шамовку. Прошвырнусь-ка я на двор.
Ночью Севе снится сон:
Чей-то профиль у подушки...
Александр Сергеич Пушкин!
Неужели это он?
Севе хочется поэту
Рассказать в мгновенье это,
Как ему Дубровский мил,
Как пленился он Русланом,
Как смеялся над Салтаном,
Как Гвидона полюбил...
Только нету нужных слов,
Нету слов хороших, внятных,
Сильных, ярких, всем понятных,
Сева шепчет, трепеща:
«Ваша проза - во! Моща!
Ваши сказки - колоссально!»
Почему же так печально
Восьмикласснику в ответ
Улыбается поэт?
«Не по-русски говоришь ты,
Не пойму тебя я, нет!»
В школах Сев подобных много.
И сказать им нужно строго,
Тарабанщиной нельзя
Заменить язык, друзья
Учитель: О какой проблеме русского языка идёт речь? Конечно же, о проблеме чистоты языка, употреблении жаргонизмов. - Что такое жаргон?
4.Работа над понятиями. Посмотрим определения. (Слайд 2): Жаргон - это буквально «испорченный язык», целью которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества.
Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной, блатом или феней.
Вот примеры слов преступного мира: по фене ботать - говорить так, как говорят между собою преступники; атас, атанда, шухер - предупреждение об опасности; кодла, шарага - компания; чувиха - девушка.
Было бы обидно узнать, что ваши друзья - это колда, а ваша девушка - чувиха. Современному поколению хочется добавить что-то своё - жаргонизмов и нецензурной лексики. По свидетельству филологов, мы живём в эпоху третьей волны жаргонизмов. Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость. Они используют слова общеупотребительные в особом значении (предки - родители, старшее поколение) или заимствуют из арго.
Задание .Проведём лингвистическую разминку «Переведи с русского на русский»). Объясните значение сленговых слов и выражений (карточки в каждую команду) ( слайдЗ):
1.Без сипа - всё хорошо, удовлетворительно
2.Мне параллельно - выражение безразличного отношения к чему-либо, состояние максимальной отстранённости
3.Отхомячиться - избавиться от неприятного занятия
4.Оттопыриться - приятно провести время
5. Анализ исследовательской работы учащихся.
Учитель. Каждому классу было дано задание составить словарь жаргонизмов, широко употребляемых среди молодёжи и подростков. Ваши работы объединили в общий словарь, и вот что получилось. Раздаются листочки, слова зачитываются
Хрень - ерунда
Лажа - то же самое, что и хрень
Перец, молоток - молодец
Опупеть, обалдеть, офигеть - приятно удивиться, быть обескураженным, восхититься
Обмозговать - обдумать
Косить (от чего-либо) - уходить от обязанности
Выпендриваться, ломаться - не сразу что-то делать, набивать себе цену
Трепать языком, трепаться - говорить много лишнего
Едет крыша - сходить с ума, делать необдуманно
Впаривать, втирать - отстаивать своё мнение
Вправлять мозги - ставить человека на истинный путь
Задание - 3 . Правильно ли вы употребляете слова? Исправьте ошибки.За правильный ответ по 1 баллу.
Исправьте ошибки
Верно
Кто в очереди крайний?
Вы сейчас сходите?
Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
Обратно пошёл дождь.
Любой поступок заслуживает осуждение.
Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
Кто в очереди последний?
Вы сейчас выходите?
Сегодня холодно, поэтому я надела шубу.
Снова пошёл дождь.
Любой проступок заслуживает осуждение.
Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.
Задание – 4. Исправьте речевую ошибку.
Девочки увидели птиц, и они их испугались.
(Девочки, увидев птиц, испугались их.)
Вратарь отбил мяч кулаком, и он упал в 10 метрах от ворот.
(Вратарь отбил мяч кулаком, и мяч упал в десяти метрах от ворот).
Дети загребали сено вместе с родителями.
(Дети помогали родителям загребать сено).
За лето мы прочитали много книг. Немало было сделано за лето и других полезных дел. (Немало было сделано в летние месяцы и других полезных дел)
Задание- 5 Найдите лишнее слово
1Он сидел, облокотившись локтями о стол. (Он сидел, облокотившись о стол.)
2.В этот вечер я не успел закончить до конца эту работу. (В этот вечер я не успел закончить эту работу)
3. Всадники уже приближались ближе к деревне .( Всадники уже приближались к деревне).
4. Напишите свою автобиографию. (Напишите автобиографию. Напишите свою биографию).
5.Большую половину времени провёл в библиотеке. (Большую часть времени провёл в библиотеке
Учитель.Отдельное внимание хочется уделить нецензурной брани. Брань появилась много веков назад. С течением времени брань превращается у многих людей в средство, «облегчающее душу», снимающее стрессовые нагрузки. Подросток, подражая взрослым, скрывает чрезмерную обидчивость за нецензурной бранью. И вот начинается словесное хулиганство.Общаясь с людьми, помните, что грязное слово и нечистая мысль выдают человека с головой, дурно характеризуя его.
8. Рефлексия.
Вместо точек вставьте прилагательные, называющие признаки культурной речи
(Прилаг)…,( прилаг)….( прилаг)…, речь - …(прилаг) способ общения.
(Правильная, точная литературная речь – верный способ общения)
8.Работа с высказываниями писателей по выявлению признаков культурной речи. (Слайд)
- На какие признаки хорошей речи указывал М.Горький?
«Борьба за чистоту, смысловую ясность языка есть борьба за орудие культуры», - говорил М.Горький.
8. Подведение итогов. Слово предоставляется судьям. Итоги. Награждения ребят медалями «Знаток русского языка».
Старинные русские пословицы и поговорки. Сост.В.П. Аникина. – 2-е доп. Изд. М.:Дет.лит., 1984.-79с., (школьная библиотека)
Попробуйте! Задания повышенной трудности для изучающих русский язык. Путинцев В.С. –Киров: Издательство «Кировская областная типография», 1992 г., 144 с.ил 106
Проверяем свою грамотность. И.Миловидова. Тесты. Издание 3-е, испр.– М.:Рольф, 1997. – 176 с.
Энциклопедия. Проверьте свои знания, Т.2. Составитель Владченко Н.Л.) – Д.: «Сталкер», 1996.- 448 с.